Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
НаТУРпродукт

НаТУРпродукт

20.08.2010
0

Внутреннему туризму препятствуют слаборазвитая инфраструктура и поздний старт

Как говорят специалисты, сибирский регион очень интересен европейцам — чаще остальных приезжают в Красноярский край немцы. Что касается туристов из центральной России, их, как и прежде, больше привлекают алтайские просторы и красоты Байкала. Краевые власти в последнее время активно взялись за пиар региона: на это направлены многочисленные программы и инфотуры. Однако смогут ли шарыповские озера, Ергаки и «культурные» круизы по Енисею составить конкуренцию более раскрученным направлениям?

Не тысячи и не сотни

Красноярскому краю есть чем привлекать туристов, это признают многие: уникальная природа и огромное количество культурных памятников — наше безусловное преимущество. К тому же для многих муниципальных образований, в которых практически нет никакого производства, туристическая отрасль и прилегающие сферы обслуживания могли бы стать существенным подспорьем для развития. Другой вопрос, что начали мы пропаганду относительно недавно и пока все плюсы не могут преодолеть барьер из слаборазвитой инфраструктуры.

— Сегодня в крае очень мало предприятий, работающих с местным туристическим продуктом, — говорит Надежда Васильева, ведущий менеджер центра туризма и обучения «Спутник». — Из 240 зарегистрированных турфирм приемом русских и иностранных гостей занимаются единицы, из них только пять имеют в этом направлении более-менее существенные доходы. Остальные все больше ориентируются на зарубежные курорты.

С такой позицией согласна и Юлия Наумова, генеральный директор турфирмы «Саянское кольцо».

— И все же интерес к региону растет с каждым годом, потому что больше становится информации, — говорит она. — Хотя нас пока нельзя даже сравнить с тем же Байкалом или Алтаем. Чаще всего иностранцы приезжают в край в рамках тура по Транссибирской магистрали и останавливаются на два-три дня: посещают краеведческий музей, заповедник «Столбы», ГЭС, возможно, совершают круиз по Енисею, после чего отправляются дальше. Да, у нас много интересных объектов, которые можно было бы посетить, но ближайшие несколько лет центром притяжения останется Красноярск — только здесь достаточно развита бытовая составляющая. Енисейск, Шушенское и т. д. — это хорошо, но там негде жить. Север края славится своей богатой природой, но добраться туда подчас невозможно. И все же приятно, что очень многие интуристы приезжают в Россию исключительно для того, чтобы познакомиться с сибирским регионом. Их не интересует Россия в целом, они целенаправленно едут к нам.

Однако таких, как уверяют представители турфирм, не тысячи и даже не сотни.

Круиз: то вверх, то вниз

Евгений Пьянков уверен, что даже придорожные туалеты влияют на имидж регионаСегодня власти края ведут активную пропаганду региона, однако пока конкретные результаты подчитать трудно. Работа идет в нескольких направлениях: во-первых, это пиар на международном рынке. Красноярский край начал участвовать в международных выставках и ярмарках (в частности, в Германии и Китае), где позиционирует себя в рамках общероссийской экспозиции. Во-вторых, представителей туристических фирм начали вывозить в так называемые информационные туры по районам края.

— Жаль, что такие туры в целях содействия представителям туристического бизнеса в формировании новых туристических маршрутов никогда не проводились раньше, — говорит Евгений Пьянков, замминистра спорта, туризма и молодежной политики. — Меж тем любой развитый и туристически ориентированный регион таким мероприятиям уделяет огромное внимание.

Первый подобный тур организовали в июне 2009 года, с тех пор за год было восемь поездок: по Манскому, Енисейскому, Большемуртинскому, Шарыповскому, Назаровскому, южным и восточным районам края, по горнолыжным и санаторно-курортным объектам, а также межрегиональный тур по югу Красноярского края, Хакасии и Туве. В планах — повезти турфирмы в Эвенкию. В 2009 году в программе приняли участие 84 представителя туристического бизнеса.

Один из последних туров, который состоялся 7 августа, был организован в Енисейск. Как уверяют чиновники, туристические фирмы поехали туда в качестве экспертов: они не только осматривали местность и исторические памятники, но и тут же давали рекомендации местным властям, что и как можно развить для привлечения иностранных гостей.

— Мы часто возим сюда туристов, — рассказывает Надежда Васильева. — Енисей для иностранцев привлекателен, поэтому мы совмещаем экскурсию по городу с круизом по реке. Посещаемость зависит от экономической ситуации в мире, в прошлом году приезжих было меньше, в этом — больше. Однако если смотреть статистику в целом, из года в год объем заказов относительно одинаков, сильного роста, несмотря на все программы министерства, нет.

Прокомментировал ситуацию и Евгений Пьянков: «После каждого тура мы проводим анкетирование. По статистике, только 30 % участников тура в течение последующих двух недель заключают коммерческие договора с теми районами, на территории которых они побывали».

Деньги в храмы

Между тем, по словам мэра Енисейска Игоря Антипова, денежные вложения в город очень существенные. Краевой бюджет оплачивает реконструкцию памятников. Глобальная задача — превратить Енисейск в символ сибирского православия. Для этого здесь есть все условия.

— То, что наш город — турпродукт, я думаю, никому доказывать не нужно: город-памятник, центральная часть которого вошла в предварительный список ЮНЕСКО, — говорит Антипов. — У нас более 100 зданий как религиозного, так и гражданского назначения являются исторически значимыми объектами. Бренд, который мы могли бы развить вместе с предпринимателями, — это православие. В городе существенная проблема с занятостью, туризм мог бы стать площадкой для создания новых рабочих мест, налоговой базой. У нас уже есть представительства краевых туристических фирм, есть местные предприниматели, хорошо налажен паломнический туризм. Статистикой, насколько повысилось число туристов, я не обладаю, но людей в летнее время приезжает все больше.

Оптимизм главы города разделяет и министерство культуры Красноярского края.

— Во многих процессах привлечения туристов в край в первых рядах шагает культура, — говорит заместитель профильного министра Ольга Севастьянова. — По нашему заданию каждая территория разработала свою стратегию развития до 2020 года. Сюда включены основные мероприятия и праздники краевого и районного значения. По этим площадкам и были определены все культурные маршруты. «Саянское кольцо» в Шушенском, балахтинский «Разгуляй», минусинский «Помидор», Канский видеофестиваль и так далее.

То, что активное сотрудничество с культурой дает свои плоды, подтвердили и в минспорте. По их данным, количество посетителей краевых праздников растет с каждым годом. В этом сезоне на «Саянское кольцо» приехали свыше 40 000 гостей, на фестиваль авторской песни «Высоцкий и Сибирь» — 3 000 человек, на народные гуляния «Взятие снежного городка» в Сухобузимском районе — около трех тысяч.

Однако насколько все эти мероприятия повышают авторитет края на туристическом рынке и помогают привлечь к нам гостей, никто ответить не смог. Все-таки чаще гостями становятся красноярцы и жители ближайших районов, которые не пользуются услугами агентств, гостиниц и сферы обслуживания.

Отдаленная перспектива

На развитие отрасли туризма в 2010 году из краевого бюджета было выделено порядка 6 млн рублей.

— При этом с точки зрения программного развития мы находимся на начальной стадии, — говорит Пьянков. — Действуют только две программы, и обе касаются автономного учреждения «Ергаки». Развитие этой местности запланировано до 2030 года, в целом стоимость проекта может достигнуть 11 млрд рублей, но при условии, что здесь будут и федеральные средства, и краевые, и инвестиции частного бизнеса. Пока же Ергаки посещают в основном молодежь и бюджетная публика.

На 2011-2013 годы готовится большая программа развития туризма по нескольким направлениям: кадры, «событийка» и работа с муниципальными образованиями. Каким образом она будет функционировать и сколько будет стоить, пока не ясно.

— Ясно только, что сегодня потенциальные гости мало осведомлены о нашем регионе, — рассуждает Пьянков. — Турист испытывает информационное давление со стороны курортов Турции, Египта, Таиланда... Мы даже тех, кого умудряемся привлечь в регион, иногда теряем как клиентов из-за инфраструктуры. Взять хотя бы общественные туалеты, которые раскиданы по дорогам — основным турмаршрутам. Смех смехом, а такие мелочи существенно влияют на имидж региона. Мы прилагаем огромные усилия к тому, чтобы развить логистику и изменить стереотипы иностранных туристов. Пока же наша основная целевая группа — жители Красноярска и края, а также соседи по СФО. Правда, понижение цен на авиаперевозки позволяет нам рассматривать Москву и Санкт-Петербург в качестве потенциальных рынков. Но это все вопросы отдаленной перспективы.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 32 (273)

Рекомендуем почитать