В России продолжается уверенный рост продаж автомобилей
Куда уж больше, скажут одни. А другие им статистику — Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах автомобилей в России в июле. К прошлому году рынок вырос на 48 %. Почти такой же показатель наблюдался и в июне. Всего за семь месяцев рост к 2009 году составил 9 %. Эксперты отмечают, что погоду на рынке авто делают отечественные производители, в первую очередь Lada, которая является лидером по продажам в стране. При этом любопытно, что на рынок в этом году не влияют привычные факторы — пора отпусков и низкая покупательская активность.
По данным АЕБ, продажи автомобилей в России за первые семь месяцев этого года выросли на 9 %, до 963,7 тыс. штук. В июле же рост составил 48 % — до 173,2 тыс. машин. Правда, пока продажи все еще отстают от докризисных: по сравнению с январем — июлем 2008 года, когда было реализовано 1,76 млн автомобилей, продажи сократились в 1,8 раза. Тем не менее объем реализации автомобилей продолжает демонстрировать устойчивые темпы роста уже несколько месяцев.
При этом, отмечают эксперты, на спрос не влияет сезонный фактор — июльские продажи упали примерно на 1 % по сравнению с июньскими. Это небольшое падение, что говорит об устойчивом оживлении рынка, отмечается в сообщении АЕБ. Снижение продаж по отношению к июню связано прежде всего с дефицитом автомобилей, подтвердил аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов, слова которого приводит «Коммерсант».
— Очередь на российские марки сейчас составляет до двух месяцев, — сказал Беспалов. — Меньше на продажах отражается сезонный фактор — на растущем рынке он практически незаметен.
Свое и чужое
Как бы ни ругали отечественные автомобили, как бы скептически ни относились к государственным программам по поддержке российского автопрома, а они продолжают показывать хорошие результаты. Самым продаваемым брендом в России, по данным АЕБ, с большим отрывом остается Lada. Всего за семь месяцев АвтоВАЗ увеличил продажи на 28 %. Среди иномарок лидируют Chevrolet, Kia и Renault. Зато, по данным АЕБ, по сравнению с прошлым годом падают продажи автомобилей среднего ценового сегмента: это связано с тем, что в начале прошлого года активно распродавались остатки иномарок, завезенных в Россию до введения импортных пошлин, прокомментировал ситуацию «Коммерсанту» аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов. К тому же в кризис иностранные автопроизводители пересмотрели свои прогнозы относительно российского рынка на более консервативные и урезали квоты дилерам, уточнил другой эксперт.
Бюджетный сегмент, напротив, получил существенную поддержку государства в виде программы утилизации, а также автокредитование стало более доступным. Еще одним лидером роста стал премиум-класс. Например, продажи BMW выросли на 23 % — до 11,3 тыс. штук, Mercedes — 59 %, до 9,5 тыс. штук, Lexus — 37 %, до 5,2 тыс. штук.
— Рост продаж в этом сегменте объясняется эффектом низкой базы и отсутствием потребительского шока, который особенно остро давил на продажи в начале прошлого года, — говорит Юлий Матевосов.
Средний ценовой сегмент начнет расти только со следующего года, полагают аналитики. И случится это только тогда, когда произойдет насыщение спроса в более дешевой нише. Кроме того, этому будет способствовать увеличение производственных мощностей иностранных производителей на территории России: импорт будет оставаться дорогим.
В августе и сентябре возможно некоторое снижение темпов роста рынка, обусловленное каникулами на большинстве российских заводов и чрезвычайной климатической ситуацией в центральной части России, считает вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. В августе рынок традиционно показывает плохие результаты по сравнению с июнем, согласен Иван Бончев, но в сентябре он снова должен показать резкое увеличение темпов роста, думает аналитик.
Меж тем автомобильный завод очухался после кризиса — «Ижавто» рассматривает возможность запуска с 2012 года производства автомобилей Renault и Nissan. Кроме того, в планах компании производство по лицензии автомобилей Kia Spectra, крупноузловая сборка Kia Sorento и возможность производства Lada 2107 и Lada 2105.
При этом «Ижавто» остановил производство весной 2009 года.
Комментарии
Валерий Сергиенко, депутат Законодательного собрания края:
— Была запущена достаточно, на мой взгляд, эффективная мера — утилизация старых автомобилей, — которая и позволила поднять продажи отечественных машин. Сейчас мы как раз видим плоды этой программы. И я думаю, столько, сколько будет продолжать действовать эта мера, столько и будут на высоте продажи автомобилей Волжского автозавода. Для меня лично важно другое — чтобы эта мера не законсервировала многолетнюю отсталость нашего автопрома. Ведь то, что сегодня предлагается рынку, недалеко ушло с точки зрения технического совершенства, качества и т. д. Необходимо, чтобы не просто росли продажи, но вместе с ними и качество транспорта.
Иван Смолин, председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев:
— Продажи отечественных автомобилей растут закономерно. Во-первых, программа утилизации сделала свое дело, во-вторых, произошло увеличение количества денег в частном секторе. Что касается прогнозов, то я считаю, что в следующем году будет провал по продажам по всем ценовым категориям. Падение будет, по моему мнению, аналогичным тому, что произошло в 2009 году. Программа утилизации ведь не бесконечна. И не только потому, что государственной помощи ограниченное количество, но и потому, что 75 % тех, кто хотел утилизировать свой автомобиль, уже это сделали либо сделают до конца года. Вступление России в ВТО, я уверен, не приведет к удешевлению качественных автомобилей в России, по крайней мере, не при нашей жизни.
Александр Опфер, сотрудник красноярского авторынка:
— На рынке подержанных автомобилей пока по-прежнему лидирующие позиции занимает японский автопром, хотя все больше продавцов в последнее время начали переориентироваться на европейские автомобили. Хотя сейчас вновь оживает ввоз автомобилей из Японии — промышленности на Дальнем Востоке нет, а заниматься чем-то людям нужно, вот и начинают опять возить. Правда, сейчас этот бизнес на уровне 30-40 % от прежнего. Что касается продаж, то в нынешний период наблюдается рост, притом что подержанные машины немного подорожали.
Самые продаваемые автомобили в России:
Место по итогам января-июля 2010 года | Модель | Марка | Продажи в январе-июл е 2010 года, шт. | Изменение к январю-июл ю 2009 года | Продажи в июле, шт. | Изменение к июлю 2009 года |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Priora | Lada | 70 525 | 19% | 10 565 | 2% |
2 | 2105/2107 | Lada | 68 759 | 63% | 17 392 | 218% |
3 | Samara | Lada | 57 911 | 5% | 8 865 | 11% |
4 | Kalina | Lada | 51 343 | 34% | 11 167 | 81% |
5 | Logan | Renault | 35 311 | 15% | 5 685 | 11% |
6 | Focus | Ford | 34 506 | 6% | 4 418 | 29% |
7 | 4×4 | Lada | 23 749 | 77% | 3 804 | 86% |
8 | Nexia | Daewoo | 22 866 | 37% | 4 286 | 120% |
9 | Niva | Chevrolet | 19 093 | 39% | 2 443 | 30% |
10 | Lacetti | Chevrolet | 17 078 | -13% | 2 526 | 56% |
11 | Matiz | Daewoo | 16 854 | 15% | 3 118 | 85% |
12 | Rio | Kia | 16 150 | 578% | 3 205 | 3274% |
13 | Cee`d | Kia | 13 754 | 31% | 3 253 | 114% |
14 | Aveo | Chevrolet | 11 765 | 12% | 1 784 | 10% |
15 | Sportage | Kia | 11 617 | 93% | 1 677 | 30% |
16 | Astra | Opel | 11 523 | -19% | 2 537 | 18% |
17 | Getz | Hyundai | 11 494 | -9% | 2 181 | 39% |
18 | Octavia | Skoda | 9 856 | 76% | 1 517 | 202% |
19 | Cruze | Chevrolet | 9 748 | -10% | 1 695 | 36% |
20 | Camry | Toyota | 9 560 | 72% | 1 508 | 62% |
21 | Grand Vitara | Suzuki | 8 818 | 19% | 1 397 | 187% |
22 | 308 | Peugeot | 8 652 | -9% | 2 334 | 64% |
23 | Qashqai | Nissan | 7 886 | 49% | 1 755 | 716% |
24 | RAV 4 | Toyota | 7 844 | -21% | 2 334 | 46% |
25 | Corolla | Toyota | 7 827 | -30% | 2 298 | 12% |
Александр Реков, «Вечерний Красноярск» № 32 (273)