Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Авторазжирение

Авторазжирение

24.08.2010
11

В России продолжается уверенный рост продаж автомобилей

Куда уж больше, скажут одни. А другие им статистику — Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах автомобилей в России в июле. К прошлому году рынок вырос на 48 %. Почти такой же показатель наблюдался и в июне. Всего за семь месяцев рост к 2009 году составил 9 %. Эксперты отмечают, что погоду на рынке авто делают отечественные производители, в первую очередь Lada, которая является лидером по продажам в стране. При этом любопытно, что на рынок в этом году не влияют привычные факторы — пора отпусков и низкая покупательская активность.

На рынке подержанных авто пока еще скучноПо данным АЕБ, продажи автомобилей в России за первые семь месяцев этого года выросли на 9 %, до 963,7 тыс. штук. В июле же рост составил 48 % — до 173,2 тыс. машин. Правда, пока продажи все еще отстают от докризисных: по сравнению с январем — июлем 2008 года, когда было реализовано 1,76 млн автомобилей, продажи сократились в 1,8 раза. Тем не менее объем реализации автомобилей продолжает демонстрировать устойчивые темпы роста уже несколько месяцев.

При этом, отмечают эксперты, на спрос не влияет сезонный фактор — июльские продажи упали примерно на 1 % по сравнению с июньскими. Это небольшое падение, что говорит об устойчивом оживлении рынка, отмечается в сообщении АЕБ. Снижение продаж по отношению к июню связано прежде всего с дефицитом автомобилей, подтвердил аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов, слова которого приводит «Коммерсант».

— Очередь на российские марки сейчас составляет до двух месяцев, — сказал Беспалов. — Меньше на продажах отражается сезонный фактор — на растущем рынке он практически незаметен.

Свое и чужое

Как бы ни ругали отечественные автомобили, как бы скептически ни относились к государственным программам по поддержке российского автопрома, а они продолжают показывать хорошие результаты. Самым продаваемым брендом в России, по данным АЕБ, с большим отрывом остается Lada. Всего за семь месяцев АвтоВАЗ увеличил продажи на 28 %. Среди иномарок лидируют Chevrolet, Kia и Renault. Зато, по данным АЕБ, по сравнению с прошлым годом падают продажи автомобилей среднего ценового сегмента: это связано с тем, что в начале прошлого года активно распродавались остатки иномарок, завезенных в Россию до введения импортных пошлин, прокомментировал ситуацию «Коммерсанту» аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов. К тому же в кризис иностранные автопроизводители пересмотрели свои прогнозы относительно российского рынка на более консервативные и урезали квоты дилерам, уточнил другой эксперт.

Бюджетный сегмент, напротив, получил существенную поддержку государства в виде программы утилизации, а также автокредитование стало более доступным. Еще одним лидером роста стал премиум-класс. Например, продажи BMW выросли на 23 % — до 11,3 тыс. штук, Mercedes — 59 %, до 9,5 тыс. штук, Lexus — 37 %, до 5,2 тыс. штук.

— Рост продаж в этом сегменте объясняется эффектом низкой базы и отсутствием потребительского шока, который особенно остро давил на продажи в начале прошлого года, — говорит Юлий Матевосов.

Средний ценовой сегмент начнет расти только со следующего года, полагают аналитики. И случится это только тогда, когда произойдет насыщение спроса в более дешевой нише. Кроме того, этому будет способствовать увеличение производственных мощностей иностранных производителей на территории России: импорт будет оставаться дорогим.

В августе и сентябре возможно некоторое снижение темпов роста рынка, обусловленное каникулами на большинстве российских заводов и чрезвычайной климатической ситуацией в центральной части России, считает вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. В августе рынок традиционно показывает плохие результаты по сравнению с июнем, согласен Иван Бончев, но в сентябре он снова должен показать резкое увеличение темпов роста, думает аналитик.

Меж тем автомобильный завод очухался после кризиса — «Ижавто» рассматривает возможность запуска с 2012 года производства автомобилей Renault и Nissan. Кроме того, в планах компании производство по лицензии автомобилей Kia Spectra, крупноузловая сборка Kia Sorento и возможность производства Lada 2107 и Lada 2105.

При этом «Ижавто» остановил производство весной 2009 года.

Комментарии

Валерий Сергиенко, депутат Законодательного собрания края:

— Была запущена достаточно, на мой взгляд, эффективная мера — утилизация старых автомобилей, — которая и позволила поднять продажи отечественных машин. Сейчас мы как раз видим плоды этой программы. И я думаю, столько, сколько будет продолжать действовать эта мера, столько и будут на высоте продажи автомобилей Волжского автозавода. Для меня лично важно другое — чтобы эта мера не законсервировала многолетнюю отсталость нашего автопрома. Ведь то, что сегодня предлагается рынку, недалеко ушло с точки зрения технического совершенства, качества и т. д. Необходимо, чтобы не просто росли продажи, но вместе с ними и качество транспорта.

Иван Смолин, председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев:

— Продажи отечественных автомобилей растут закономерно. Во-первых, программа утилизации сделала свое дело, во-вторых, произошло увеличение количества денег в частном секторе. Что касается прогнозов, то я считаю, что в следующем году будет провал по продажам по всем ценовым категориям. Падение будет, по моему мнению, аналогичным тому, что произошло в 2009 году. Программа утилизации ведь не бесконечна. И не только потому, что государственной помощи ограниченное количество, но и потому, что 75 % тех, кто хотел утилизировать свой автомобиль, уже это сделали либо сделают до конца года. Вступление России в ВТО, я уверен, не приведет к удешевлению качественных автомобилей в России, по крайней мере, не при нашей жизни.

Александр Опфер, сотрудник красноярского авторынка:

— На рынке подержанных автомобилей пока по-прежнему лидирующие позиции занимает японский автопром, хотя все больше продавцов в последнее время начали переориентироваться на европейские автомобили. Хотя сейчас вновь оживает ввоз автомобилей из Японии — промышленности на Дальнем Востоке нет, а заниматься чем-то людям нужно, вот и начинают опять возить. Правда, сейчас этот бизнес на уровне 30-40 % от прежнего. Что касается продаж, то в нынешний период наблюдается рост, притом что подержанные машины немного подорожали.

Самые продаваемые автомобили в России:

Место по
итогам
января-июля
2010 года

Модель

Марка
Продажи в
январе-июл
е 2010
года, шт.
Изменение
к
январю-июл
ю 2009
года

Продажи в
июле, шт.

Изменение
к июлю
2009 года
1 Priora Lada 70 525 19% 10 565 2%
2 2105/2107 Lada 68 759 63% 17 392 218%
3 Samara Lada 57 911 5% 8 865 11%
4 Kalina Lada 51 343 34% 11 167 81%
5 Logan Renault 35 311 15% 5 685 11%
6 Focus Ford 34 506 6% 4 418 29%
7 4×4 Lada 23 749 77% 3 804 86%
8 Nexia Daewoo 22 866 37% 4 286 120%
9 Niva Chevrolet 19 093 39% 2 443 30%
10 Lacetti Chevrolet 17 078 -13% 2 526 56%
11 Matiz Daewoo 16 854 15% 3 118 85%
12 Rio Kia 16 150 578% 3 205 3274%
13 Cee`d Kia 13 754 31% 3 253 114%
14 Aveo Chevrolet 11 765 12% 1 784 10%
15 Sportage Kia 11 617 93% 1 677 30%
16 Astra Opel 11 523 -19% 2 537 18%
17 Getz Hyundai 11 494 -9% 2 181 39%
18 Octavia Skoda 9 856 76% 1 517 202%
19 Cruze Chevrolet 9 748 -10% 1 695 36%
20 Camry Toyota 9 560 72% 1 508 62%
21 Grand Vitara Suzuki 8 818 19% 1 397 187%
22 308 Peugeot 8 652 -9% 2 334 64%
23 Qashqai Nissan 7 886 49% 1 755 716%
24 RAV 4 Toyota 7 844 -21% 2 334 46%
25 Corolla Toyota 7 827 -30% 2 298 12%

Александр Реков, «Вечерний Красноярск» № 32 (273)

Рекомендуем почитать