Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Переоформление почты

Переоформление почты

02.09.2010
1

«Почту России» ждет реорганизация

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) должно найти другую форму существования. Скорее всего, это будет ОАО со стопроцентным государственным участием. Это позволит, с одной стороны, сохранить госконтроль за деятельностью стратегически важной сети, с другой — при необходимости продать часть акций возможным инвесторам. В регионах к грядущим переменам относятся философски.

Елена Малышева за изменение политики «Почты России»— Мы уже много лет постоянно живем в состоянии реорганизации — пора привыкнуть, — говорит начальник Красноярского почтамта Елена Малышева. — Существует реальная необходимость изменений, в том числе организационных. Много лет, а может, и десятилетий почтовая связь оставалась неизменной. Жизнь шла вперед, появлялись новые формы работы с клиентами, новые структуры, специализирующиеся на почтовых услугах.

Необходимо было искать, изучать, внедрять новые технологии, по-иному подходить к обучению и подготовке персонала, уверена Елена Малышева. Нужно было полностью менять политику предприятия.

— И вот сейчас мы вновь находимся на очередном этапе преобразований. Что принесут новые перемены, неизвестно. Надеюсь, они к лучшему — больше денег будут выделять на развитие инфраструктуры, на обновление автопарка, ремонт отделений почтовой связи, — продолжает начальник почтамта. — Сегодня больше половины отделений находятся в плачевном состоянии и требуют капитального ремонта.

Новейшая история

Современная структура и сеть отделений «Почты России» сохранялись в неизменном виде до середины 90-х годов прошлого века. Тарифы на услуги почтовой связи изменялись вместе с инфляцией. Глубокий кризис для российских почтовых служащих наступил в самом конце 90-х — начале 2000-х годов, когда, несмотря на инфляцию, почтовые тарифы долгое время держали замороженными. Почта была вынуждена существовать фактически только на бюджетные дотации, которые не покрывали издержек. Это привело к сокращению числа почтовых отделений и сотрудников. Пришлось отказаться и от закупки нового оборудования, что еще дальше отбросило предприятие в прошлый век. Конкурирующие виды связи — например, такие как Интернет, экспресс-доставка, услуги частных компаний по доставке периодики, — автоматически заняли лидирующие позиции на рынке услуг коммуникаций.

Еще одно следствие таких изменений — рост справедливых нареканий в адрес почтовых служащих по поводу снижения периодичности доставки почты, увеличения сроков прохождения корреспонденции. Отсюда — массовый отток клиентуры из «Почты России». С другой стороны, низкие тарифы остались привлекательным фактором, и государственные, и коммерческие организации стали активно эксплуатировать это преимущество для массовых почтовых рассылок. К 2008 году доля таких писем в общем обороте «Почты России» занимала около 80 процентов, притом что их обработка и доставка убыточны.

В конце 1990-х годов Главное управление почтовой связи Минсвязи России стало ФГУП «Почта России», региональные управления — его филиалами, узлы связи — почтамтами. В начале 2008 года правительство объявило о планах модернизации и финансовой поддержки структуры. Помешал кризис. Вместо обещанных 209 млрд рублей из бюджета было выделено только 5,4 млрд.

Интернет сменяет бумагу

По словам начальника Красноярского почтамта, преобразование бывшего Главного управления во ФГУП все-таки не прошло бесследно.

— Появились целевые программы, направленные на сокращение сроков доставки корреспонденции, ускорение пересылки почтовых переводов, — рассказывает Елена Малышева. — Стали больше обращать внимания на совершенствование программных продуктов, с которыми мы работаем. Появились новые технологии, позволяющие оказывать услуги на расстоянии, улучшающие сервис.

Одно из главных новшеств последних лет — выплата пенсий и пособий в электронной форме. Раньше партнеры почтовиков — органы социальной защиты, Пенсионный фонд — вынуждены были плодить груды бумажных ведомостей, теперь и они, и сотрудники отделений связи от этой необходимости избавлены. Но, замечает с сожалением начальник почтамта, не во всех отделениях связи края есть технические возможности для внедрения такой системы. Есть отделения, где связь отсутствует как таковая. Самые обделенные — северные районы.

Из разряда новшеств — относительно недавно появившиеся электронные денежные переводы, онлайн-оплата услуг сотовой связи. Они сократили время операций, уменьшили объем работы — это позволило снизить тарифы. При этом в терминалах «Почты России», где принимаются платежи за мобильные телефоны, комиссионные ниже, чем у других операторов. Принимаются в почтовых отделениях в режиме онлайн коммунальные платежи, подписка на периодику теперь осуществляется по электронным каталогам — правда, пока такая услуга доступна лишь юридическим лицам.

— Еще одно нововведение — возможность для клиента через Интернет проследить путь прохождения своего регистрируемого почтового отправления, — говорит Елена Малышева. — Простые отправления, к сожалению, отследить невозможно.

Будущее туманно

Еще одна услуга, которая сравнительно недавно появилась в продуктовой линейке «Почты России», — экспресс-доставка корреспонденции. Для этого создана дочерняя структура — «EMS Почта России». Правда, сами работники почты признают: до лидеров этого сегмента им пока далековато. Несмотря на довольно высокие тарифы, крупные игроки берут клиента дополнительным сервисом, тем, что курьер может приехать когда угодно и куда угодно. У почтовых отделений нет такой возможности.

Всего на рынке курьерской доставки в Красноярске около трех десятков компаний, из них местных — меньше десяти. В числе крупных — московские «Даймэкс», «Гарантпост», СПСР, новосибирская «Экспресс-курьер», международные DHL, TNT Express, Flip Post, PONY EXPRESS (одна из старейших в мире, ей 140 лет, о компании писал еще Марк Твен), другие титулованные игроки. В числе местных — «Телекомсервис», «Пресс-атташе», «Краслайн», «На совесть»... Основную погоду делают, конечно, сетевые игроки, главным образом международные. По разным оценкам, в совокупности они занимают от 80 до 90 процентов местного рынка. В компании DHL затруднились оценить долю своего присутствия в Красноярске, но, по словам регионального директора DHL Express на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока Сергея Голосова, в России эта доля не меньше 40 процентов. Больше половины перевозок приходится при этом на Москву и Питер.

— В настоящее время для рынка логистики и экспресс-перевозок в целом характерна высокая конкуренция, — рассказал Сергей Голосов. — Каждый из участников разрабатывает свою стратегию увеличения доли рынка, и она может включать целый спектр позиций — развитие инфраструктуры, пересмотр ценовой политики, расширение продуктовой линейки и так далее.

Ответ регионального директора международной компании на вопрос — числит ли он в числе конкурентов «Почту России»? — можно назвать деликатным.

— Поскольку DHL Express не является почтовой организацией и не оказывает почтовые услуги, то мы расцениваем «Почту России» не как конкурента, а как партнера. В структуру группы компаний Deutsche Post DHL входит подразделение почты Германии, которое для доставки почтовых отправлений из заграницы сотрудничает с «Почтой России».

Если отбросить политес, понятно, что российское почтовое ведомство просто не в состоянии конкурировать с такими мощными игроками. По крайней мере, сегодня. Слишком многое для этого нужно менять.

Снова о серьезных планах модернизации «Почты России» заговорили после назначения в феврале 2009 года руководителем ФГУП бывшего гендиректора «Связьинвеста» Александра Киселева. Самые свежие планы — преобразование ФГУП в ОАО со стопроцентным участием государства и создание к 2011 году Почтового банка, в который и должно войти старое-новое ОАО. Концепция разработана Бостонской консалтинговой группой (BCG) на основе опыта Нидерландов, Великобритании и Швейцарии. Однако, по официальной информации руководства Минкомсвязи на июль 2010 года, планы по организации Почтового банка отложены на неопределенный срок, а сама идея может быть отклонена.

Справка «ВК»

Сегодня у «Почты России» 85 филиалов в стране, 42 тысячи почтовых отделений. Общая численность персонала — 415 тысяч человек. Ежегодно отделения компании принимают, обрабатывают и доставляют около полутора миллиардов писем, порядка 40 миллионов посылок и более 188 миллионов денежных переводов на общую сумму почти 325 млрд рублей.

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск» № 34 (275)

Рекомендуем почитать