Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Нездоровая перемена

Нездоровая перемена

03.09.2010
2

Краевые школьники здоровьем не блещут

Здоровье школьника оценивают начиная с первого класса. Вернее, еще до поступления в школу ребенок проходит осмотр многих врачей и сдает анализы. Если все нормально — в школу, если нет — иные формы обучения.

Ситуация

Анастасия Егоркина считает, что здоровье детей больше зависит от родителей, нежели от школы и медиковОсновные заболевания краевых школьников сформировали структуру из пяти пунктов. На первом месте — патология костно-мышечной системы (сколиозы, плоскостопия), на втором — зубочелюстная патология (по данным краевого минздрава, кариес выявляется у 95 % школьников к концу обучения), на третьем — патология органов зрения, на четвертом — заболевание ЛОР-органов, на пятом — заболевания нервной системы.

Структура заболеваемости у школьников разного возраста не меняется. Но меняется порядок. Например, у детей «накануне школы» заболевания органов зрения стоят на пятом месте, с первого по 11-й класс, как уже сказано выше, — место третье. Но если структура в основном сохраняется, то количество больных детей, естественно, растет. Резкий скачок происходит обычно в 10-11 лет при переходе из младшей школы в среднюю.

— Увеличиваются нагрузки, поэтому и происходит скачок заболеваемости опорно-двигательного аппарата, органов зрения, — говорит Анастасия Егоркина, главный специалист отдела организации педиатрической и акушерско-гинекологической помощи министерства здравоохранения Красноярского края. — Прирост по заболевшим — два раза.

Анализ здоровья школьников последних лет показывает динамику в сторону увеличения детских патологий. Сначала медики и чиновники с этим спорили, но теперь смирились. По данным Егоркиной, количество детей 16-17 лет с понижением зрения за последние 5 лет увеличилось на 40 %, со сколиозом на 37,6%.

— Прирост значимый не только потому, что мы стали хуже жить, увеличились нагрузки в школе, но и потому, что качество диагностики стало лучше, — считает Егоркина. — Если раньше диспансерные осмотры проводили врачи, то сейчас появились скрининговые системы.

По основным показателям Красноярский край ничем не выделяется на общероссийском уровне. Единственный разбег — по группам здоровья. Средние цифры по стране таковы: 1-я группа здоровья — 20 % школьников, 2-я группа — 60 %. По краю же цифры немного иные: 1-я группа — 13 %, 2-я группа — 70 %.

Любопытно, что каких-то очагов в крае, несмотря на его большие размеры, выделить нельзя. Не скажешь, что в Норильске заболеваемость больше, а в Минусинске меньше, что в Енисейске школьники видят лучше, а в Ачинске хуже. Школьная патология везде одинакова. Также медики не считают, что деревенские дети здоровее городских. Проблемы везде одни и те же.

Основные проблемы со здоровьем во время школьных занятий также традиционны — ушибы, растяжения, редко переломы. В основном мелкие травмы, что-то серьезное случается намного реже. Медсестра одной из красноярских школ в разговоре с «ВК» на вопрос — каковы условия, при которых в основном в школах травмируются дети, — ответила: «В школе нет опасных мест. Есть опасное время — перемена».

Спасение утопающих

Здоровье школьников зависит от многих факторов: наследственность (20 %), внешняя среда (20 %), деятельность системы здравоохранения (10 %), образ жизни (50 %).

— Нельзя все сваливать на школу и медицину, — говорит Егоркина. — В основном все зависит от образа жизни. Это привычки, культура питания в семье, вообще режим. В последнее время дети стали мало спать, поздно ложатся, мало гуляют, недостаточно физической активности, зато много компьютеров. Это очень значимые факторы.

Борьбу за здоровье школьников активно ведут краевые и городские чиновники. Наряду с энергосберегающими технологиями в школах края вводят и технологии здоровьесберегающие. Есть экспериментальные школы, где у детей двухразовое горячее питание. Зачем проводить этот эксперимент, неясно. Ведь и без проб понятно, что дважды в день кушать горячий суп и картошку с котлетой гораздо лучше, чем единожды.

Правды ради отметим, что во многих школах с питанием действительно стало лучше, много где поменяли оборудование на кухнях. Насколько важно питание в школах — вопрос, не требующий рассуждений.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск» № 34 (275)

Рекомендуем почитать