Интернет давно стал штукой, без которой нельзя обойтись. А соответственно, и способом зарабатывания денег. Разработка сайтов — один из них. Для красноярской некоммерческой ассоциации интернет-разработчиков вопрос о прибыли не стоит. Сначала участники решили поднять уровень региональных проектов, а уж потом пожинать плоды. О красноярском рынке веб-разработок, ассоциации «ВебАльянс» и будущей конференции рассказал председатель правления Женя Маменко.
Лаги
Начнем с азов. Веб-разработки — это что?
Веб-разработки как понятие — это проекты. Рынок веб-разработок состоит из двух ключевых моментов. Во-первых, мы можем делать сайты для коммерческих структур либо крупные контентные сайты. Если коммерческие структуры решают какую-то свою задачу — что-то больше продать или представить себя, то вторая категория — например, newslab.ru — решает задачу либо информирования, либо выдачи сервисов. В общем, работает на аудиторию.
Что нового на мировом рынке веб-разработок?
Ожидание Веб 3.0 — это основное. Вообще сейчас все тенденции направлены на социализацию. Это социальные сети, блоги, больше комментирования, навигация не посредством структуры, а метками (или тэгами) — не иерархическая, а тематическая навигация. Соответственно, все движутся в сторону экспертных сообществ — к примеру, сервисы вопросов-ответов, которая используется на mail.ru и google.com. Люди стали больше задавать вопросов.
С чем это связано? Почему вопросы задают в интернете, а не напрямую доктору, сантехнику, философу?
Потому что это проще.
Развитие веб-разработок российских и мировых — наверняка у нас есть задержка в развитии?
Лаг между Россией и миром есть, но небольшой. Гораздо больше уровень различий между Москвой и Красноярском. Я считаю, что в основном это связано с уровнем бюджетов. А за счет этого и с уровнем идей, хотя иногда региональные идеи выглядят хорошо и выходят на федеральный уровень. Мы идем маленькими шажочками к Веб 2.5, но все равно это еще не московский уровень.
Для понимания: чем различаются Веб 1.0, Веб 2.0, Веб 2.5, Веб 3.0?
Веб 1.0 — это когда мы пришли в интернет, там что-то написано, мы на это посмотрели и ушли. Веб 2.0 — это нынешний уровень развития, когда мы пришли, посмотрели, откомментировали, тут же пошли в другое место и сами написали. Типичный пример — блоги, платформа, контент которой наполняют сами пользователи.
Веб 2.5 — mash-up. Это сайт, который объединяет различные сервисы. В качестве примера наш местный сайт о ямах на дорогах. Разработчики взяли карты «Яндекса», на которые пользователи могут добавить свою информацию. Ну и Веб 3.0 — это экспертные сообщества. Банальный вопрос — как что-то вылечить? Человек заходит в интернет и спрашивает. Логично парировать: нет чтобы в больницу идти, а он в интернет лезет. Но в больницу долго, далеко и т.д. Вот когда условно больница сделает свой сайт, где профессионалы будут отвечать на вопросы, это будет Веб 3.0, и за этим будущее. Еще раз подчеркну — это должно быть экспертное сообщество, качество ответов должно быть принципиально другим, нежели на форумах или в блогах.
Конкретные примеры есть?
В Америке. Там очень популярны закрытые IT-сообщества. Хочешь узнать ответ — заплати денежку. Потому что есть потребность. Я не говорю, что все подобные сайты будут платные, но судите сами: экспертное сообщество будет существовать либо для зарабатывания денег, либо для собственного пиара.
Вместе сильнее
В России, Красноярске в частности, уже начали заниматься созданием подобных сайтов?
Нет, у нас пока все на уровне 2.0 и 2.5. Мы сейчас все больше пытаемся комментировать, строить социальные сети, делать блоги, объединять информацию, строить карты и т. д. Нужно понимать, что 3.0 — вещь затратная. Крупные компании готовы давать под это деньги, но это должны быть проекты федерального уровня. А мы живем в регионе, и мне, например, важны и интересны региональные вещи. А кто на них даст средства? В том числе и поэтому появился «Веб-Альянс» — некоммерческая ассоциация, задача которой состоит в развитии местного рынка веб-разработок. Четыре года назад ведущие компании города собрались и объединились для решения этой задачи. Если мы будем действовать разрозненно, мы будем двигаться, но очень медленно.
Что за компании?
На тот момент это MaxSoft, «ИнтекМедиа», «Метадизайн» и «Красноярск.Биз». Сейчас к нам добавилась «ИТ-Фабрика». Причем это не виртуальное сообщество, мы встречаемся, обсуждаем проблемы, пути и способы развития. Главное для нас — повышение уровня интернет-разработки, обмен опытом, обучение, проведение мастер-классов, конференций, изменение качества работ. И самое главное, мы хотим подвинуть веб-рынок, объяснить людям, что можно делать не только красивые картинки, а сайты, которые работают. Можно делать интернет-магазины, витрины...
Насколько публика готова к этому?
В прошлом году у нас был скачкообразный рост интернет-магазинов. Рост продолжается, их будет больше и больше. Это ведь зависит в том числе и от каналов связи — у нас лежит больше оптики, у многих есть интернет, соответственно, больше запросов и больше развития.
Разработчиков много в городе? Вы примете любого?
Вообще, мы ждем всех. Ведь одна из задач — объединить всех профессиональных разработчиков. Чем больше людей в альянсе, тем больше мы сможем сделать. А разработчиков в городе хватает — около 50 компаний есть.
Насколько сильны и серьезны фрилансеры?
Их очень сложно посчитать, это во-первых. Во-вторых, сильных фрилансеров не так уж много.
А заказчики уже готовы к новым разработкам?
До сих пор говорят: «Давай мы заплатим в 10 раз меньше и закажем что-нибудь у кого-нибудь», — но таких все меньше. Люди понимают, что интернет — это сила. Люди увидели спрос на интернет.
Разработка современного сайта — дорогое удовольствие?
Если в среднем по рынку, то — от 50 тысяч рублей. У кого-то больше, у кого-то меньше. Все зависит от дополнительных сервисов.
Чтобы быть успешным, каким должен быть сайт? Быть федеральным — обязательное условие?
Нужно предложить сервис, оригинальный и эксклюзивный. Если ты еще один человек с еще одной блоговой платформой, то почему люди должны идти именно к тебе? Если ты сделаешь еще один сайт, который существует, тебе нужно отличаться либо уровнем сервиса, либо идеей.
Но золотая жила для разработчика — это, наверное, как раз оригинальная идея...
За идею сейчас, к сожалению, многого не получишь. Нужно понимать, как она монетизируется. Нужно понимать, откуда там будут деньги. И сейчас вкладываются именно в те идеи, которые принесут прибыль.
Основные идеи, порталы, которые сейчас приносят хорошие деньги?
Это поиск и контекстная реклама, приносит деньги плата за сервисы — микроплатежи. Микроплатежи — это значит, что ты чем-то пользуешься бесплатно, но для лучших условий ты доплачиваешь. Приведу в пример сайт знакомств: регистрация и пользование бесплатные, но твоя страница постоянно опускается вниз, и, чтобы ее поднять, ты платишь доллар. Эти платежи не очень большие, но прибыль получается за счет объемов.
Самые денежные красноярские проекты?
Слет
«Веб-Альянс» планирует провести конференцию...
Это будет уже вторая конференция интернет-разработчиков. Если первая была нацелена на широкую аудиторию, то вторая будет организована для профессионалов. Повторюсь, наша задача — развивать наш внутренний рынок, поэтому мы будем рассказывать как раз о новых мировых и российских тенденциях. Мы будем говорить про маркетинг в интернете, что является очень важным аспектом, — приедет специалист с mail.ru. Мы будем говорить о социальных сетях, о том, что сейчас там происходит, — об этом расскажет представитель из «Моего мира» того же mail.ru. У нас будут люди, которые расскажут дизайнерам, как правильно и красиво делать сайты. Будут люди, которые занимаются usability, — расскажут, как сделать сайт не просто красивым, но и удобным. Представители московских студий расскажут о том, как нужно развивать проекты. Сейчас мы нацелены на профессионалов интернет-рынка.
Когда состоится конференция?
9-10 октября. Первый день — это доклады, второй — мастер-классы.
Как Красноярский край смотрится сейчас на мировом и российском фоне в плане интернет-разработок?
Лучше, чем раньше. Гораздо лучше, и это очень приятно. К сожалению, Новосибирск пока впереди.
Логично продолжить вопрос — конкретные ожидаемые результаты конференции?
Чтобы после конференции было больше хороших сайтов. Чтобы после конференции появлялись сайты уровня не 2000 года, а 2011-го.
Воспользовавшись случаем, хочу получить бесплатную консультацию — что нужно сделать Newslab.ru, чтобы стать лучше?
Newslab.ru — интернет-газета. С точки зрения контентного наполнения и реализации этого наполнения сделано практически идеально. Мне лично не хватает справочной информации, есть проблемы с поиском. Вот здесь пригодился бы как раз mash-up уровня 2.5.
Александр Реков, фото Александра Паниотова