Рынка переработки овощей в крае нет
На полках красноярских супермаркетов — овощные консервы из Беларуси, Краснодарского края. Самые ближние соседи-поставщики — Алтай, Томская область, Новосибирск. Собственного производства так мало, что и не разглядеть. По мнению экспертов, овощной переработки в крае по большому счету нет. Ну а свято место пусто не бывает, вот и везут сюда овощные консервы отовсюду и по любой цене.
Когда все было
Председатель Красноярского союза садоводов Валерий Гладчук вспоминает:
— В Красноярске в советские времена было два больших перерабатывающих цеха — на улице Телевизорной, на базе № 1, и на Глинки, на
Чтобы предоставить рабочие места женщинам, поясняет Валерий Гладчук. При всех издержках плановой экономики строить производственные объекты с учетом социального момента тогда чаще всего умели. Мужчин должен был занять завод автоприцепов, а женщин — консервный комбинат. Объемы переработки планировались солидные: ежегодно на прилавки должны были попадать 14 тысяч тонн одного только детского питания, на производство которого шли морковь и свекла. Кроме того, на заводе предполагали перерабатывать 27 тысяч тонн картофеля. Ну а еще в продуктовой линейке — капуста, помидоры, другие овощи. Совокупный выход — 4,5 муба (миллиона условных банок) детского питания. А условная банка — это 425 граммов. Плюс обычное питание для взрослого населения. Жмых, остающийся в результате переработки, намерены были отдавать на «Краскон».
— С перестройкой все забросили, — сокрушается Валерий Гладчук. — Оборудование частично закупили — бросили, завод так и не строился.
Рассказал председатель союза садоводов и такую историю. В 1988 году в правительстве СССР, у тогдашнего министра авиационной промышленности Ивана Силаева, были подписаны необходимые бумаги на поставку в Красноярск шести линий овощеконсервных заводов производительностью по 3 муба каждый. Их должны были построить в пригородных районах, кроме того, заводы должны были появиться в Лесосибирске, Канске и Шарыпово. В Шарыпово предполагалось также построить тепличный комбинат, который бы работал на оборотном тепле от Березовской ГРЭС. Планы остались на бумаге. Там же остался позже и новый тепличный комбинат в Солонцах, он должен был включать в себя 42 га площади зимних теплиц, 60 га — летних пленочных и шампиньонницу мощностью 2 000 тонн в год.
Ну а окончательно похоронили тему переработки овощной сельхозпродукции в крае, по оценке Валерия Гладчука, когда в феврале 1992 года было принято решение о том, что сельхозпроизводители переработкой заниматься не должны. Так убили целую отрасль.
Ничего не растет
Сегодня, по оценкам экспертов, рынок переработки овощей в крае переживает зачаточное состояние.
— Переработки овощей в крае сегодня нет, — категоричен Гладчук. — Крайпотребсоюз имеет несколько перерабатывающих пунктов, Минусинский овощеконсервный завод — больше нет никого.
Впрочем, дело даже не в этом, продолжает эксперт. Дело в том, что и перерабатывать-то нечего. Овощные хозяйства ликвидированы, тепличного хозяйства нет, 32 га теплиц уничтожены.
— Овощи в крае сегодня выращивают китайцы, — говорит Валерий Гладчук. — Пишут — Казань, Минусинск... Ну какая Казань, какой Минусинск?! Казань сгорела напрочь, а минусинские помидоры раньше плотами в Красноярск возили — настолько они нежные, что машинами можно не довезти до краевого центра.
Молодые побеги и старые кусты
«В настоящее время, так же как и в предыдущие годы, наиболее активными игроками, контролирующими большую часть красноярского рынка плодоовощных консервов, являются компании, среди которых лидируют французские, венгерские, немецкие и китайские предприятия. Причем некоторые иностранные производители имеют собственные мощности на территории России или планируют ими обзавестись. У зарубежных игроков рынка, как правило, своя более или менее узкая специализация. Венгерские производители в основном занимаются консервированием огурцов, томатов и фасоли, французские -кукурузы, горошка, бамбука, компании из Азиатского региона — это ананасы, персики и другие фрукты» — так сказано в ответе на запрос «ВК» от ООО «Рыбозавод Минусинский — Морис». Эта минусинская компания, известная рыбной линейкой, второй год осваивает краевой рынок овощных консервов, предлагая свою продукцию под торговой маркой «Минусинский погребок». Вполне возможно, что в скором времени она станет активным и успешным игроком: освоение проходит с привлечением глубоких маркетинговых исследований. По данным, предоставленным специалистами по маркетингу компании «Морис», объем красноярского рынка консервированной овощной продукции ориентировочно составляет около 40,5 тонны в сутки. По данным, собранным от разных участников рынка, в Красноярске представлены около 15 производителей. Основные игроки: Bonduelle Group (ТМ «Бондюэль») — 20 % рынка, ООО «МК ВИРОСКО» (ТМ «Золотая Долина» — 15 %), ТМ «Огородников» — 15 %, ТМ «Дядя Ваня» — 15 %, Green ray — 10 %, ООО «Рыбозавод Минусинский — Морис» — 10 %, «Абаканская кухня» — 5 %, «Минусинские разносолы» — 5 %, овощеконсервный завод (Минусинск) — 5 %. В линейке местных производителей, включая «Морис», — соленые и маринованные огурцы, помидоры, ассорти, соленая черемша. Предприятие намерено ежегодно наращивать объемы производства и реализации — сегодня они составляют несколько десятков тысяч банок ежемесячно.
Минусинский овощеконсервный завод — один из самых заслуженных игроков рынка — тоже вроде бы стремится к возврату былых позиций на рынке. С этой целью на предприятии провели частичную модернизацию. Однако о результатах ее подробнее узнать не удалось: на эту часть вопросов «ВК» не ответили.
Что касается еще одного игрока — Крайпотребсоюза, — линейка продукции здесь в основном выстроена от дикоросов.
— Они могут заготавливать и перерабатывать не только дикоросы, но им для этого нужна малогабаритная техника типа «Газели», оборудованная холодильником, — говорит Валерий Гладчук. — В прошлом году обращались к министру Шорохову с просьбой помочь профинансировать приобретение таких машин в лизинг. Не помогли.
Будущий урожай
Директор управляющей компании «Каравай», депутат Красноярского горсовета Эльвира Манакова считает тему развития переработки в крае и краевом центре чрезвычайно важной.
— Все это имеет прямое отношение к продовольственной безопасности, о которой громко говорят сегодня и на федеральном, и на краевом уровнях, — говорит Эльвира Манакова.
У «Каравая» есть не только собственное агропроизводство, но и программа по развитию соцпитания.
— В июне создан координационный совет по социальному питанию — я считаю, это послужит развитию рынка переработки в Красноярске, — объясняет Манакова. — По моим оценкам, емкость только этого сегмента в денежном выражении — минимум 15 млн рублей в день.
В составе холдинга ГК «Каравай» — компания «Каравай-Агро», которая занимается выращиванием картофеля, овощных культур и их переработкой. Объемы достаточные, чтобы обеспечить собственную торговую сеть, предприятия общепита, входящие в холдинг, и еще вывести часть продукции на свободный рынок.
В целом ситуацию на рынке переработки овощей Манакова оценивает как проблемную, но не тупиковую: направление требует серьезных инвестиций, создания условий для привлечения частного капитала и развития частно-государственного партнерства. Для решения проблемы нужны краевые, городские программы, иначе говоря — нужно властное вмешательство. «Каравай» предложил краевому правительству проект завода индустриального питания, который может стать частью комплексной системы организации социального питания в крае. В цехах предполагается перерабатывать картофель, овощи, мясо. Сумма инвестиций — от 200 до 400 млн рублей. Объем переработки — порядка 60 тонн сельхозпродукции в смену. Инициаторы проекта не исключают возможность его тиражирования — таких заводов в крае может быть построено несколько.
По словам Манаковой, проект положительно оценил, как перспективный, заместитель губернатора края Андрей Гнездилов, курирующий инновационные направления.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 35 (276)