Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Кадры в телевизоре

Кадры в телевизоре

10.09.2010
2

Телевизионный журналист в Красноярске обмельчал

Множество премий «ТЭФИ», постоянные обучения в московских школах, переход на центральные каналы — все это о красноярских телевизионных журналистах. К сожалению, о тех журналистах, которые работали раньше. Перемены произошли лет пять назад, когда умные, думающие кадры стали редкостью. С чем это связано — вопрос риторический. Можно говорить и о политической ситуации в стране, можно о низком качестве образования.

Все больше журналистов работают «подставками» под микрофоны10 лет назад профессию журналиста примеряли на себя все подряд. Люди были без опыта работы, но зато с жизненным опытом — врачи, милиционеры, учителя. Сейчас очень часто нет ни того, ни другого, говорят опытные журналисты.

Плохой сюжет

— Если сравнивать с другими регионами (я не беру признанные центры — Екатеринбург и Томск), то наша телевизионная команда сильнее, технологичнее, грамотнее, — анализирует состояние телевизионных кадров в регионе Юлия Курбатова, директор службы собственных программ канала «СТС-Прима». — И понятно почему: в городе большая конкуренция, которая существует годами. Поэтому журналисты просто обязаны быть на уровне. Если говорить в абсолютном выражении, то никого не хочу обижать.

По словам Курбатовой, желания погружаться в профессию, в проблему, в информационный контекст у большинства нет.

— Когда говоришь: поезжай туда, сними то, сравни с тем, то последнюю часть часто опускают, — рассказывает Курбатова. — Люди оторваны от жизни. В лучшем случае корреспондент посмотрит архив или откроет Интернет.

Зачем же тогда они приходят в профессию? За драйвом. За славой. За деньгами, которые почему-то большинству вне профессии кажутся огромными. К слову, средний корреспондент новостной программы в Красноярске получает 20 тысяч рублей. Обычная зарплата, но на этой работе часто обед — слово давно забытое, а рабочий день длится 12 и более часов.

— Мы приходили в профессию что-то выискивать, выкапывать, — говорит Курбатова. — Даже если нам что-то не разрешали показать, мы это все равно узнавали и если уж не показывали, то рассказывали всем знакомым и незнакомым в частной беседе. У нас был информационный азарт. Сейчас кто-то задает логичный вопрос в духе времени: «А зачем мне искать, если это не покажут?» А кто-то даже и вопроса такого не задает. Он просто о поиске альтернативной информации не думает.

При этом, безусловно, в каждой телевизионной компании есть романтики, верящие в большую, правильную и качественную журналистику. Они сохранились, но это давно исключения.

Кузница

— Сейчас в профессии очень много неприятных вещей, у всех есть понимание — мы работаем так, по мелочи, — говорит Курбатова. — Мы не ощущаем себя силой, мы прослойка — как супермаркеты, как кафе — предоставляем услуги информационные, развлекательные.

Прослойка ежегодно пополняется. Новые телевизионные лица — часто результат работы Института филологии и языковой коммуникации СФУ, который вот уже долгое время выпускает из своих стен журналистов.

— Несколько лет у нас на отделении есть такая специализация, как тележурналистика, — рассказывает Зинаида Палиева, заведующая кафедрой журналистики института. — Начиная с третьего курса студенты, выбравшие данную специализацию, обязательно проходят практику на телевидении, пишут курсовые работы, где исследуют проблемы телевидения.

При этом институт очень тесно сотрудничает с красноярскими телекомпаниями. Самое тесное скоро закончится — с «Афонтово». Сотрудники тэфиносной компании проводили практические занятия для студентов, проводили экскурсии по телекомпании, брали на стажировку.

Кроме этого, на базе СФУ создано университетское телевидение. Знали бы вы, какое там есть оборудование... Оно уникально, подобного нет ни на одной красноярской телекомпании. Несмотря на такие большие возможности, часть студентов портит реноме вуза, говорит Палиева. Она отнесла неучей к тем, кто учится платно. Студентов бюджетных групп отчисляют, а платников — не спешат. Зато выпускников здесь любят и ценят. По словам Палиевой, из стен вуза вышел практически весь костяк телекомпании ТВК.

— Сейчас на телевидение идут по большей части студенты, выпускники, «профессионалы», — говорит Курбатова. — Я сильно рискую навлечь на себя гнев уважаемого СФУ, но из опыта общения со студентами третьего-четвертого курсов могу сказать: они дети-цветы. Они не читают газет, журналов, книг. Они не понимают, что происходит вокруг. При этом говорят: «Мы хотим работать!» А когда напишут тестовый материал, становится понятно — они ни разу не смотрели хорошие новости и не умеют говорить и писать по-русски.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск» № 35 (276)

Рекомендуем почитать