На рынке депозитарных услуг идет передел
У ОАО «Центральный московский депозитарий» (ЦМД) могут отозвать лицензию. Некоторые эксперты называют это началом очередного передела рынка. Другие полагают, что все закономерно: «Сколь веревочка ни вейся...» Совокупная сумма штрафов, наложенных регулятором на ЦМД за нарушения, допущенные в 2009 и 2010 годах, около 6,5 миллиона рублей. Говорят, нарушения реальны, не выдуманы. Но и сумма штрафов — не запредельна. Был бы ЦМД сговорчивее — пощадили бы.
Хранилище
Каким образом ЦМД удалось стать хранилищем реестров акционеров таких крупных компаний, как «РусГидро», «Интер РАО ЕЭС», «ФСК ЕЭС», других структур с государственным участием, неизвестно. ЦМД — регистратор, не аффилированный ни с какими государственными структурами, не располагающий административными ресурсами. Акционеры — физические лица, основные — председатель совета директоров компании Алексей Королев (около 85 %) и председатель правления Наталия Агафонова (10 %). Тем не менее, когда империя Чубайса разделилась, значительная ее часть оказалась в списке клиентов Центрального московского депозитария. Кроме названных компаний с государственным участием ЦМД ведет реестры крупных частных структур, чьи акции тоже торгуются на рынке, — таких, например, как «Вимм-Билль-Данн», банк «Санкт-Петербург». Словом, вполне уважаемая организация.
По неофициальной информации, Красноярское представительство ЦМД пополнило клиентскую базу, когда его директором стала Татьяна Аксельрод, ранее возглавлявшая Красноярский филиал новосибирского реестродержателя ЗАО «Реестр А-Плюс». Как нередко случается, часть компаний просто перевела свои реестры вслед за директором, перешедшим в московскую структуру.
Дело вполне обычное, так бывает на любых рынках, когда прочность личностных связей и личное доверие к топ-менеджеру или даже просто менеджеру (например, в сфере продаж) — факторы определяющие. Тем более что замена была предложена, как казалось, куда более солидная: ЦМД на рынке с 1994 года. На 31 декабря 2009 года на обслуживании находилось более полутора тысяч эмитентов, число лицевых счетов — почти шесть миллионов. Выручка в 2009 году составила 867 млн руб., чистая прибыль — 170 млн руб. Надежность гарантировалась. Однако вышло не совсем по прогнозам.
Черная метка
В конце августа неожиданно появилась информация об отзыве лицензии у старейшего регистратора — столичного депозитария «Иркол». По оценкам игроков фондового рынка, такое решение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) нанесло серьезный удар по всему российскому рынку коллективных инвестиций.
«Действия ФСФР, очевидно, были санкционированы в правительстве, так как они могут иметь очень серьезные последствия и широкий общественный резонанс, — высказывает предположение в своем блоге некто Павел Кожурин. — Если бы дело не имело какой-то политической подоплеки, то в ФСФР нашли бы „пути для отступления“ депозитариям — например, выписали бы штрафы либо установили особый порядок передачи лицензии другой компании, которая обслуживала бы на время разбирательств клиентов депозитария». Косвенно предположение подтверждает тот факт, что письмо с жалобой на произвол инспекторов ФСФР, которое «Иркол» опубликовал и направил премьер-министру Путину, премьер проигнорировал.
Буквально следом за информацией об отзыве лицензии у «Иркола» появилась новость о готовящейся аналогичной акции в отношении ЦМД. Здесь все серьезнее, поскольку в этом депозитарии — реестры большинства энергетических компаний страны, включая региональные МРСК. Новости предшествовали проверка депозитария, которую ФСФР провела в январе — мае 2010 года, и наложенные штрафы, их общая сумма приблизилась к 6,5 миллиона рублей.
Вот что пишет глава ФСФР Владимир Миловидов, обращаясь к заместителю председателя российского правительства Игорю Сечину: «Так, установлены факты неисполнения вступивших в силу судебных актов, требований законодательства о противодействии легализации денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, незаконных отказов в проведении операций в реестре и предъявления не предусмотренных законодательством требований к зарегистрированным лицам, а также многочисленные нарушения порядка ведения реестра владельцев ценных бумаг и требований по организации и осуществлению внутреннего контроля».
В конце письма — почти прямой призыв к вице-премьеру дать указания АО с госучастием о смене реестродержателя: «С учетом изложенного полагаю целесообразным поручить соответствующим акционерным обществам с государственным участием... принять меры по защите интересов своих акционеров, включая государство, от недобросовестных действий ЦМД...»
Реакция вице-премьера последовала незамедлительно: Игорь Сечин «попросил» руководителей энергетических компаний «оперативно принять необходимые решения». Самой оперативной оказалась МРСК Центра и Приволжья, уже на следующий день после «просьбы» Сечина переведя реестр в другой депозитарий. За этой компанией принять необходимые решения поспешили «Тюменьэнерго», МРСК Волги, МРСК Юга и «Ленэнерго».
Коснется ли возможный отзыв лицензии ЦМД как-то красноярских энергетиков — комментарий на эту тему в пресс-службе МРСК Сибири нам получить не удалось. Скорее всего, не коснется: судя по информации на сайте регистратора ЗАО «Статус», реестр акционеров МРСК Сибири находится там.
Высокий передел
Судя даже по официальным откликам в прессе, большинство участников фондового рынка понимает: атака на «Иркол» и ЦМД не случайна, она санкционирована на самом верху. Особенно это касается ЦМД. При этом они стараются публично сохранять хорошую мину, надеясь на то, что власть все-таки одумается.
Вот как прокомментировал ситуацию газете «РБК daily» председатель совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев (ПАРТАД), председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский: «Очевидно, что произведен массированный артобстрел со стороны главного регулирующего и правоустанавливающего надзорного органа, мощность выстрела несоразмерна вине, как несоразмерен расстрел за переход улицы в неправильном месте». Плескачевский поясняет: в действиях ФСФР по отношению к ЦМД и депозитарию «Иркол» есть некоторая надуманность, поскольку существующие противоречия в нормативной базе — собственная вина регулятора. «Я надеюсь, что большая часть собственников и государство попробуют в этот процесс вмешаться. Давайте не будем пугать лишением лицензии регистратора, который ведет 30 % ценных бумаг, обращающихся на рынке. ФСФР, как никто другой, должна понимать последствия и риски своих действий», — уповает на здравый смысл депутат Госдумы.
В самом московском офисе ЦМД тоже стараются комментировать инцидент по возможности сдержанно, хотя получается это уже не очень. «Опираясь на акт проверки, подготовленный представителями ФСФР, наши аргументированные возражения на него и судебную практику, мы не видим оснований для аннулирования лицензии ЦМД, о чем подумывает и рассказывает на каждом углу глава регулирующего ведомства», — сказано в официальном комментарии управления общественных связей ЦМД.
Однако даже сами чиновники ФСФР оценивают перспективы дальнейшей деятельности ЦМД довольно скептически.
— По совокупности «заслуг» есть все основания отозвать лицензию у депозитария, — говорит источник внутри ведомства. — Если это заказуха — скорее всего, так и есть, — ничего сделать нельзя.
«Мы воздержимся от комментариев и предположений о том, чем можно объяснить такое неадекватное поведение господина Миловидова», — пишут из управления общественных связей ЦМД.
Директор Красноярского представительства Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Виктор Прохоров не сомневается в заказном характере действий регулятора.
— Скорее всего, это — очередной передел рынка, — уверен он. — Поскольку передел бывает, как правило, в пользу кого-то, скорее всего, речь идет об интересах какого-то крупного регистратора, который спешит занять место ЦМД.
В качестве заинтересованного юридического лица эксперты единодушно называют ЗАО «Статус» — компанию, аффилированную со Сбербанком. По словам гендиректора регистратора «НИКойл» Максима Калинина, полагающиеся декорации спектакля по смене депозитария будут, конечно, выставлены:
— Выбор регистратора будет происходить на тендерной основе, но среди фаворитов будут компании с госучастием — регистратор «Статус» и Центральный объединенный регистратор.
Зампред совета директоров ПАРТАД Петр Лансков не сомневается, что госкомпании выберут в качестве регистратора «Статус». Частные компании, по мнению экспертов, не станут слепо следовать примеру госкорпораций, но учтут их логику.
По словам директора Красноярского представительства ЦМД Татьяны Аксельрод, пока регулятор не принял окончательного решения, не о чем и говорить. Решение же должно быть на этой неделе. Если Миловидов и правительство продолжат действовать в заданном направлении, в Красноярск вместо ЦМД тоже, скорее всего, придет «Статус». За развитием ситуации пристально наблюдают и другие регистраторы — тот же новосибирский «Реестр А-Плюс». Однако, по мнению экспертов, бороться со структурой, имеющей мощную господдержку, — бодаться теленку с дубом.
Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск» №35 (276)