Мелкосрочный бизнес в Красноярске развивают гости из стран СНГ
Ремонт часов, обуви, изготовление ключей — все это является традиционным ремеслом. Чинить ходики и латать подошву необходимо всем, всегда и везде. В Красноярске эту нишу в последнее время заняли гости из ближнего зарубежья. Непыльную работу они совмещают с небольшим заработком и, в принципе, довольны. Тем более что на открытие своего дела нужны символические по меркам слова «бизнес» деньги.
По структуре и внешнему виду мелкосрочный бизнес открыт и понятен. Небольшие ларьки близ остановок общественного транспорта — это внешне. По структуре делится на ремонт часов, ремонт обуви, изготовление ключей. Банальная, но необходимая сфера услуг. Одним из главных плюсов мелкосрочного бизнеса, безусловно, является его индивидуальность. Предприниматель может быть в бизнесе один, работать только на себя, без подчиненных и начальников. И пусть этот предприниматель лично ставит набойки на каблуки женских туфель или вытачивает ключ — он свободен, и это для него главное.
— В этом бизнесе очень многое зависит от субъективных факторов — от навыков и умений самого человека, мастера, — говорит президент Федерации малого бизнеса Красноярска Михаил Четыркин. — Есть таланты, которые занимаются любимым делом с удовольствием и неплохо зарабатывают.
Личный опыт
— Данных о количестве предпринимателей в Красноярске, занимающихся подобным делом, нет, — говорит Михаил Четыркин. — В основном это индивидуальные предприниматели и небольшие бюджеты, — анализирует он. — Для старта здесь хватит
Владельца небольшой мастерской по починке обуви на проспекте Свободном зовут Махмуд. Работает в этой сфере уже не один год.
— Бизнес открыть просто, главное — место хорошее подобрать, — говорит бизнесмен. — Существовать в работе тоже несложно. Арендная плата у меня небольшая, налоги — копеечные.
Сумму аренды Махмуд назвать отказался, попросил поверить на слово, что действительно мало платит за ларек. Зато затраты на электроэнергию бизнесмена из ближнего зарубежья часто пугают.
— Главные растраты — на электроэнергию, — говорит Махмуд. — Летом еще терпимо — по
Свои потери Махмуд покрывает большим объемом работы. Правда, и здесь не всегда гладко, даже несмотря на то что клиент давно к этой мастерской привязался. В этом бизнесе все зависит от сезона, говорит обувщик. Основной вал заказов — с середины сентября до середины октября, когда все начинают ремонтировать зимнюю обувь перед сезоном. С февраля по май — еще один жаркий сезон. Лето и зима, по сути, мертвые для прибыли месяцы. Поэтому в пиковые периоды Махмуд работает едва ли не сутками, чтобы в срок выполнять заказы. В такое время их в среднем пять-шесть в день. Средняя цена заказа —
Своя клиентура у бизнесмена давно сформировалась. Махмуд не знает в округе русских коллег. Считает, что русские просто ленятся и не хотят браться за черную работу. Хотя, по мнению обувщика, она того стоит. Конкуренции обувщик не чувствует.
— Несколько конкурентов есть в радиусе километра, но никаких скандалов и уж тем более войн у нас нет, — рассказывает предприниматель. — В этом бизнесе главное конкурентное преимущество — качество работы. Если ты будешь ремонтировать в срок и хорошо, то другой рекламы и не нужно. Все зависит от тебя лично. Хвалишь и винишь только себя.
Открыть просто
По сути, основные игроки на рынке сформировались давно, еще в
Конкретные примеры таковы: один из новоиспеченных предпринимателей приобрел оборудование и материалы и создал мини-предприятие по чистке и реставрации подушек и перин. Другой на субсидию в 70 тыс. рублей купил шиномонтажный итальянский станок. Кстати, о шиномонтаже. По большому счету небольшие шиномонтажные мастерские также можно включить в список мелкосрочных бизнесов. Притом что спрос на услуги шиномонтажа каждый год неумолимо растет вместе с ростом числа автомобилей в городе. Это значит, что даже при большой конкуренции спрос в сезоны обязательно будет — очередные очереди у шиномонтажных мастерских выстроятся совсем скоро.
Для открытия шиномонтажки понадобятся, конечно, большие суммы, нежели для открытия мастерской по ремонту, к примеру, часов. Объем первоначального капитала варьируется от 150 до 300 тысяч рублей. Здесь также многое зависит от месторасположения точки. Приличные деньги идут на оборудование. Нужно также учитывать, что даже для самой маленькой мастерской понадобится штат работников. Хотя бы два человека.
— Как устроен этот бизнес, мне лично было ясно сразу, — рассказывает Алексей Мигирев, владелец небольшой шиномонтажки в микрорайоне Северном. — Но знать и уметь — вещи разные. Поработав шесть месяцев, я пришел к выводу, что чем мельче бизнес, тем точнее, вывереннее должен быть бизнес-план. Потому что у крупного и среднего бизнеса есть право на ошибку, а у мелочи — нет. Нас, мелких, много, и если ты с самого начала не встал на рельсы и не помчался, сделать это потом будет очень сложно.
Доходность шиномонтажных мастерских больше, чем обувных или часовых. В перую очередь это связано с большим перечнем услуг, которые можно оказать. По уверению Мигирева, в месяц владелец маленькой мастерской может зарабатывать
Поодиночке
Когда мелкосрочный бизнес станет ярким представителем малого бизнеса в стране, Четыркин знает. Говорит, нужно подождать.
— У нас такой менталитет, что мы во всем копируем Запад и хотим быстрых перемен, — считает Четыркин. — Но прошло всего 20 лет. Такая же структура бизнеса — и мелкого, и среднего, — как и в Америке, обязательно будет скоро. Ведь все развивается. Пусть и не так быстро, как хотелось бы.
Причем один из способов развития бизнеса — возврат к советскому опыту объединения в дома бытовых услуг — ни сами бизнесмены, ни председатель федерации не приемлют.
— Собрать в центре города в одном месте по сто ремесленников или они будут разбросаны по городу? Конечно, лучше второй вариант, — говорит Четыркин.
— У нас ведь есть своя клиентура, — рассуждает Махмуд. — Люди идут домой и знают, что рядом есть мастерская, где можно отремонтировать обувь. Здесь клиенты только из окрестных домов. Поэтому объединяться нет смысла.
«Вечерний Красноярск» № 37 (278)