Власть, бизнес и общество должны стать конкурентоспособными
Мы живем в такое время, когда изменения в экономике, уровне жизни, финансовой ситуации, расстановке политических сил и многом другом происходят стремительными темпами, буквально на наших глазах. Причем это справедливо как для мирового сообщества и страны в целом, так и для отдельных регионов.
Накануне осени, традиционно открывающей новый цикл деловой активности, с формированием бюджетов всех уровней и составлением программ основных действий на ближайший стратегический период, журнал «Советник. Грамотное управление» обратился к губернатору Льву Кузнецову с просьбой рассказать о текущей экономической ситуации в крае, темпах роста и модернизации производства, основных трендах и новых тактиках управления — и о новом уровне ответственности власти, который диктует сама жизнь.
Лев Владимирович, с момента вступления в должность вы совершили рекордное число поездок по территории края. Расскажите о выводах, о, может быть, новой стратегии или тактике. Каких изменений, нововведений или других активных действий ждать краю в будущем от власти?
Мне удалось побывать еще далеко не во всех городах и поселках края. Я действительно поставил себе задачу максимально узнать, как реально обстоят дела на местах, какие есть проблемы у администраций муниципалитетов, предприятий, у жителей, каковы перспективы развития у тех или иных территорий. В каждой рабочей поездке я встречаюсь с разными людьми, общаюсь, чтобы понять, чем они живут.
Пока рано говорить о каких-то масштабных решениях. Осенью, в рамках формирования бюджета, я выступлю с бюджетным посланием, где думаю отразить свое виденье основных, стратегических направлений работы. Но бесспорной доминантой всех наших усилий будет человек, житель Красноярского края, качество его жизни.
Мы и дальше будем стремиться реализовывать мегапроекты, но наша цель — не создание гигантских предприятий ради предприятий, а возможность с помощью этих экономических гигантов создавать и улучшать социокультурную среду и в крае, и отдельно в каждом из населенных пунктов. Мы все должны понимать, что благополучие наше зачастую зависит от нас. И власть, и бизнес, и общество должны быть конкурентоспособными.
Для этого у нас есть фундамент в виде промышленности, наши недра, но мы все, от руководителей до простых работников, обязаны осознавать, что успех будет постоянным, только если мы будем все время совершенствоваться. Не зря Президент России Дмитрий Медведев на Санкт-Петербургском экономическом форуме свой доклад назвал — «Мы изменились!». Мы должны меняться. Жизнь не дает нам простаивать. Нам придется наращивать свой потенциал, иначе мы отстанем от конкурентов в каждой из отраслей.
В первую очередь нужно начать с изменения системы управления на предприятии, в поле, в школе, в больнице — эта система всюду нуждается в модернизации. Когда мы изменимся как управленцы, изменятся качество и темп преобразований в Красноярском крае.
Обыватели часто, эксперты реже говорят, что промышленность края перестала существовать, а доходы бюджета формируются только за счет освоения недр. Так ли это?
Период 90-х и начала 2000-х годов был временем естественного отбора. Были потери, в том числе и из-за того, что многие «управленцы», пришедшие на предприятия, оказались некомпетентны. Однако если смотреть на экономику глобально, в первую очередь сохранились те производства, которые соответствовали экономическим реалиям тех лет.
Сейчас в экономике края доминируют предприятия, работа которых целесообразна в существующих условиях, выравнивается пропорция между направлениями добычи природных ресурсов и глубокой переработки сырья. Эта тенденция особенно отчетливо заметна в последние два года. За это время мы не потеряли каких-либо крупных предприятий, мы не говорили о каких-либо массовых увольнениях, закрытиях заводов и фабрик. Время отсеивает слабых и дает возможность передовым проявить себя в полной мере.
Наша металлургическая отрасль, золотопромышленность, предприятия ВПК и космоса, сельского хозяйства, несмотря на катаклизмы мировой экономики, в целом не только сохранили объемы производства, но и нарастили их по ряду направлений.
В последние два года мы стали лидерами СФО по объемам выпуска промышленной продукции. С точки зрения продовольственной безопасности по основной номенклатуре товаров край полностью обеспечен. Все программы создания космических спутников в основном реализуются в нашем регионе. Все предприятия максимально загружены, а некоторые уже ощущают потребность в новых мощностях. Мы лидируем по добыче золота.
Появляются новые отрасли — например, нефтегазодобыча. Больших успехов Красноярский край добился в отрасли глубокой переработки леса. В этой области в мировой экономике кризис начался раньше, но благодаря грамотной политике, господдержке предприятий мы не просто сохранили отрасль: многие заводы и фабрики внедряют у себя производство новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью, которые делают нас более устойчивыми. Да, что-то отмирает, например, были проблемы с авиаперевозками, с компанией «КрасЭйр», где сформировалась проблема менеджмента. Слабая компания рухнула, и это повод задуматься и работать дальше.
В общем и целом можно с уверенностью говорить не о снижении темпов роста и объемов производства в крае, а лишь об изменении структуры промышленности. Мы должны не останавливаться, а продолжать развивать региональную индустрию. Главным трендом на предстоящий период должно стать тотальное повышение энергоэффективности, а значит, и конкурентоспособности нашей промышленности.
Лев Владимирович, нельзя отрицать успехов в развитии региональной экономики, но большинство технологий, применяемых на современных краевых предприятиях, — импортные. Это проблема или естественное развитие ситуации?
На основе одного Ванкорского проекта, как бы он ни был объемен, невозможно провести модернизацию всей промышленности края, загружая заказами предприятия, производящие оборудование. Поэтому мы должны производить ту продукцию, которая будет востребована, производство которой экономически обосновано, естественно ориентируясь на перспективу развития спроса на рынках сбыта не только на территории края, но и в других регионах.
У нас большая программа по строительству нефтяных вышек, поэтому мы, например, стимулируем Назаровский завод металлоконструкций к открытию нового производства по жидкой оцинковке. Есть и другие проекты модернизации краевых предприятий. Нельзя забывать, что наш край, кроме конкурентных преимуществ, так же как и любой другой регион, имеет объективные конкурентные недостатки. Например, удаленность от основных рынков сбыта, а значит, высокую стоимость доставки продукции.
Вполне естественно и правильно, что наши предприятия производят то, что соответствует требованиям времени и экономическим условиям. Определение приоритетов в этом вопросе — наша ключевая задача. Мы ее реализуем, в первую очередь отталкиваясь от возможности применения краевого научного и кадрового потенциала. В ближайшее время произойдет открытие нового корпуса Института нефти и газа Сибирского федерального университета. Там будут готовиться новые кадры, внедряться новые технологии, вместе с крупными предприятиями будут определяться заказы, приоритеты, которые могли бы быть реализованы на территории Красноярского края.
Как вы оцениваете состояние мировой экономики в целом, каково влияние мировой ситуации на положение дел в регионе?
Сегодня в мировой экономике нет ясности, будет продолжаться кризис или начнется рост. Любому нашему проекту предстоит жесткая конкуренция. В первую очередь это относится к нефтегазовой отрасли. Реализация проектов в этой области связана с большими затратами, а когда настанет благоприятное время для новых инвестиций, еще не ясно. Хорошее состояние дел и инновационная политика в отрасли золотодобычи не вызывают сомнений. Но все равно очень многое будет зависеть от мировых трендов и нашей настойчивости. Мы боремся, верим в лучшее, но, тем не менее, трезво оцениваем ситуацию.
Вы часто говорите об инновациях в экономике. Существует ли у власти четкое понимание, детальный алгоритм внедрения инноваций?
Сложности есть в каждом деле. Вопрос определения эффективного потенциала региональной экономики, поиска менее затратных технологий, высвобождения ресурсов для модернизации сейчас является определяющим в нашей работе. Приоритетов я вижу три. Первый — создание инфраструктуры для инновационных возможностей, самореализации; второй — определение заказчиков, которые могли бы формировать этот заказ, эффективно используя всю инфраструктуру; третий — это человек, который в состоянии выполнить заказ. Симбиоз всего перечисленного позволит не заболтать тему, а достичь результатов, которых мы ждем.
В последний мой приезд в Норильск я спустился в рудник. Я там не был 10 лет. С тех пор все изменилось: работают современнейшие машины, операторы обладают высочайшей квалификацией. «Норильский никель» внедряет у себя новые технологии по огромному списку позиций — это и новые краны, новые суда ледового класса, фабрики по обогащению; везде я вижу результаты модернизации. Я понимаю, что сейчас очень многое зависит от обозначенных мною трех факторов. Еще одна наша задача — стимулировать эти процессы, не пускать дело на самотек. Обсуждая положение дел в строительной отрасли, никто не будет спорить с тезисом о том, что мы должны строить жилье нового уровня.
Но, тем не менее, многим руководителям строительных фирм удобно жить и работать по-старому. Наша задача — постепенно, опираясь на старый опыт, строить новую, модернизированную систему. Уже в 2011 году должны появляться дома и социальные объекты, построенные исключительно по-новому.
В текущем году Правительство края подписало ряд соглашений с крупными корпорациями. Можно ли считать, что эти документы дают экономике края дополнительный импульс для развития?
В первую очередь эти соглашения фиксируют принципы сотрудничества. Важно сформировать правила игры не в ущерб территории, на которой корпорация будет работать. Обсуждая положения соглашений перед подписанием документов, мы концентрируемся на том, чем мы полезны друг другу в Красноярском крае.
Мы создаем компаниям комфортные условия для работы, а с другой стороны, требуем от них соблюдения экологических стандартов, просим и настаиваем на их участии в социально-экономическом развитии территорий. Часть денег из своей чистой прибыли коммерческие компании инвестируют в города присутствия, а также в общекраевые проекты. В соглашениях мы также обозначаем направления, где могут появиться новые точки для сотрудничества. Например, мы договорились строить новое жилье в Норильске. Последние 10 лет в городе вообще не велось жилищного строительства. Мы говорим о развитии малой авиации, «Норникель» разместил заявку на покупку трех новых самолетов. «Лукойл» хочет прийти в край и конкурировать с «Роснефтью». Это положительно скажется на стоимости бензина в рознице. В каждом соглашении мы стараемся найти конкретную практическую пользу для жителей края.
А каковы перспективы развития в регионе малых предприятий, создающих и реализующих инновационный продукт?
В крае сформирован биомедицинский кластер, который объединяет в себе малые технологии в сфере здравоохранения. С его помощью разработчики медицинских технологий могут найти площадку для внедрения, получить заказ. Обсуждая малую энергетику, могу сказать, что сейчас на площадке ДЗНВА будет размещаться большой государственный заказ.
Мы заинтересованы в развитии предприятий малого бизнеса во всех его направлениях — в энергетике, медицине, спорте. Я дал поручение на одном из совещаний по развитию спорта — купить современные сани для бобслея, передать нашим конструкторам и выяснить, смогут у нас делать такую продукцию или нет. Если ее изготовление осуществимо, если продукция будет достойного качества, в крае появится еще одно направление малого инновационного бизнеса — производство дорогостоящего спортивного инвентаря.
Малый бизнес очень важен для нас со многих точек зрения, в том числе и с социальной, потому что в каждой малой идее заложена основа для крупного дела.
Что бы вы хотели сообщить, донести до власти, бизнеса и общества края?
Мы в максимально короткое время должны актуализировать и разработать программу социально-экономического развития. Мы должны осознать миссию каждой из территорий. Через это нужно сформировать план развития инфраструктуры, бюджетную политику. Параметры программы будут заданы сверху с точки зрения общих трендов края, Сибири, России, но для нас важно, чтобы произошло осознание и понимание этой программы в каждом муниципальном образовании, на уровне каждого поселения — на уровне местной власти, депутатов, бизнеса, населения. Через совместное обсуждение должно прийти понимание, что мы вместе должны делать.
Для меня очень важна обратная реакция на положения создающейся программы. Иждивенческой позиции не должно быть ни у кого. Все, кто будет принимать активное участие в реализации программы, должны жить по принципу: «Или ты растешь, или ты должен уйти!»
Журнал «Советник. Грамотное управление»