Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Всегда в поиске

Всегда в поиске

24.09.2010
0

Справочные системы забирают 10 % рекламного рынка Красноярска

Справочно-информационные услуги представлены в Красноярске многими фирмами. В основном это call-центры и интерактивные электронные карты. Красноярск — город уникальный во многих смыслах. Такой активности на рынке различных игроков нет во многих крупных городах России. У нас же не только нет монополистов в этом секторе, но и наблюдается стабильный интерес горожан к каждому виду информационных услуг.

Дайте справку!

Фирм различного профиля, ориентированных на «справочный бизнес», в городе порядка 30, и у каждого есть своя более-менее стабильная аудитория.

— Это телефонно-справочные службы, печатные издания, интерактивные карты города, — говорит главный редактор ИСЦ «Бизнес Источник» Евгения Капошко. — Но все же основная масса игроков на рынке — тематические информационно-справочные сайты узкой направленности, например посвященные недвижимости, автомобильному бизнесу, здоровью и т. д.

Активное развитие интернет-порталов связано с относительно низким порогом вхождения в бизнес: затраты на хостинг в Интернете, модерацию и программное обеспечение не сравнимы с себестоимостью печатного издания. Доход таких служб складывается в основном из доходов от размещения объявлений и рекламы на страницах сайта. Есть в городе и несколько call-центров специализированного направления: автомобильная и аптечная справочные службы, краевая база вакансий, стол находок и даже справочная по ритуальным услугам. Они работают в своем секторе и на полный охват рынка не претендуют.

Call-центров общего профиля, в которых представлена полная информация о фирмах, предприятиях и службах Красноярска, в городе три: «Весь Красноярск», «Все о Красноярске» и лидер рынка — «Бизнес Источник». Все они зашли на рынок в разное время, например, компания «Все о Красноярске» начала развиваться еще в 90-х годах, поглотив собой городскую справочную службу («09»). Долгое время специалисты фирмы давали консультации по телефону «009», но с переходом Красноярска на семизначную систему телефонной нумерации и подготовкой к переходу России на всемирную нумерацию все телефонно-справочные службы поменяли данные.

— Рынок справочных услуг Красноярска уже устоялся: каждая стабильно работающая служба занимает свою нишу, — говорит Капошко. — Новым организациям пробиться сложно, за последнее время мы наблюдали несколько таких попыток. «Новички» не прижились: очевидно, бизнес оказался убыточным. Не удивительно, ведь каждая справочная служба имеет наработанную клиентскую базу — как размещаемых организаций, так и абонентов. Да и население у нас довольно консервативное в своих пристрастиях, пользователи справочных служб отдают предпочтение проверенным источникам.

Попадание в десятку

«Бизнес Источник» существует с 2004 года, за это время значительно расширились и пополнились не только информационные базы центра, но и спектр услуг. Зародившись как телефонная справочная служба по товарам и услугам Красноярска, в распоряжении которой было две телефонные линии, «Источник» постепенно расширил сферу деятельности до интернет-портала и ежеквартального печатного издания, которое распространяется тиражом 10 000 экземпляров.

— В течение шести лет складывалась система обработки и выдачи информации, которая теперь позволяет принимать более восьми тысяч телефонных звонков в сутки, — говорит Евгения Капошко. — ТСС работает на восемнадцати линиях. Поступают звонки не только из города, но и из края. Отличительными особенностями нашего справочного центра с технической стороны является возможность размещения подробной аннотации для организаций, прайс-листов, а также ежедневное обновление базы данных.

Размещение информации о коммерческих фирмах платное, правда, имеется и информационный минимум о предприятии, который может размещаться на безвозмездной основе: рубрика и контактные данные. По схожей схеме работают и интерактивные карты города («ДубльГИС», «ЯрМап» и пр.) — существуют различные пакеты услуг для рекламодателей. Минимальная информация об открывшейся недавно фирме размещается на карте также бесплатно. А вот попасть в верхние строчки поиска уже предлагается за деньги. Кроме того, доход поступает от баннерной рекламы, которую можно разместить в самой поисковой программе, на сайте фирмы и т. д.

— Плюс рекламы в информационно-справочных и поисковых центрах в том, что мы не навязываем людям услуги, — говорит генеральный директор ООО «ЯрМап» Андрей Корхов. — Информация выдается именно по тому товару, который интересует покупателя. Например, вы ищете носки. Вам выдается длинный список из 200 фирм, которые ими торгуют, но человек, как правило, не изучает весь этот перечень, а обращает внимание только на несколько организаций. Наша задача — привлечь внимание именно к тем фирмам, которые являются нашими рекламодателями. Предприниматели Красноярска поняли эффективность такой технологии и теперь активно размещаются. По примерным подсчетам, фирмы нашего профиля оттягивают около 10 % прибыли от рынка рекламы в целом.

Сарафанная реклама

Еще одна особенность Красноярска — у нас существует огромное по меркам других сибирских городов количество интерактивных карт. Помимо двух названных выше лидеров появляются схожие проекты (4geo, например), а также собственные интерактивные карты сегодня есть на сайтах почти каждого call-центра. Однако лидерство «ЯрМап» и «ДубльГИС» сомнений не вызывает.

— Мы пришли на рынок в 2005 году одновременно с поисковой системой «ДубльГИС», — говорит Андрей Корхов. — Тогда в городе уже были представлены подобные системы, самым известным среди которых был «Абонент Красноярск». За эти пять лет я с ходу могу припомнить еще четыре-пять аналогичных проектов, которые так и не смогли раскрутиться, даже федеральные поисковые системы. Рынок уже занят, и, как показывает практика, горожанам больше и не надо. По нашим подсчетам, аудитория «ЯрМап» и «ДубльГИС» — одни и те же люди. Примерно 30 % активных пользователей компьютера выбирают только одну из этих систем, все остальные устанавливают обе.

Аудитории двух поисковых систем вполне сопоставимы. Популярен сайт «ЯрМапа», огромный сегмент карт распространяется по городу на дисках и через компьютерные сети. Основная аудитория — горожане в возрасте от 20 до 35 лет, хотя с каждым годом пользователи «взрослеют». Интересно, что появился «ЯрМап» как студенческий проект Андрея Корхова. На первых стадиях над ним работали всего четыре человека.

— У нас не было ни опыта ведения бизнеса, ни знаний рекламного рынка, в отличие от «ДубльГИС», которые зашли на рынок с уже сформировавшимися схемами работы, — говорит Корхов. — Но информация о нас очень быстро разлетелась сначала по студенческим кругам, потом и за их пределами. Три года мы вообще никак не рекламировались, информация распространялась сарафанным радио. Клиенты появились также не сразу, на второй год жизни проект собрал не больше десятка рекламодателей. Многие из них работают с нами до сих пор.

По городам и весям

Систему «ДубльГИС» разработали в 2001 году новосибирские программисты, и это тоже своего рода история успеха. За несколько лет фирма открыла филиалы в Омске, Томске, Барнауле, Кемерово, Красноярске, Новокузнецке, Астрахани, Екатеринбурге, Кургане, Иркутске, Нижневартовске, Тюмени и т. д. Как сообщили в пресс-службе фирмы, объем рекламы с 2004 года ежегодно вырастает в два раза, существенно опережая темпы развития рынка рекламы в целом. В большинстве этих городов поисковая система выступает лидером рынка, а где-то даже монополистом, конкурируя разве что с онлайн-картами поисковых систем «Яндекс» и Google.

«ЯрМап» пока в другие регионы не выходит, зато развивается в формате края — в системе представлены карты и перечень фирм крупнейших городов с населением свыше 100 тысяч человек. По словам руководства, сами горожане «ЯрМапом» не пользуются, но эта информация полезна для красноярцев, которые, например, отправляются в дорогу, или же для бизнесменов, планирующих расширение бизнеса.

Для обеспечения бесперебойной работы и постоянного обновления информации на сервере таким крупным компаниям, как «ЯрМап» и «ДубльГИС», требуется огромный штат людей: это и информационный отдел, и отдел продаж, и технические специалисты, и, конечно, отдел картографии.

— Когда мы только начинали ставить проект на ноги, мы разрабатывали карту на основе данных спутниковой съемки и данных GPS, — рассказывает Андрей Корхов. — Совершили все ошибки, какие только могли. Теперь с пополнением информации значительно легче: мы сотрудничаем с администрацией города, оперативно получаем свежую информацию о том, когда и где началось строительство дома, какие изменения планируются в географии улиц.
Корхов признает, что прямой конкуренции между интерактивными системами и телефонными справочными службами нет, но, выйдя на рынок, карты отняли существенную долю прибыли у последних. Особенно это связано с появлением мобильных версий «ЯрМап» и «ДубльГИС», а также версий для КПК.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 37 (278)

Рекомендуем почитать