Поле битвы — Триумфальная площадь
Каждый школьник знает, что из 12 месяцев в году один насчитывает 28 (29) дней, еще четыре — 30 дней и семь месяцев завершаются
Большинству населения России, которое интересуется политикой (таких, правда, с каждым годом становится все меньше), известно, что главными противниками существующей власти в стране являются несогласные. Это название восходит к 2005 году, когда в Москве состоялся первый Марш несогласных, приуроченный ко Дню Конституции России. Организаторы марша Эдуард Лимонов и Гарри Каспаров призвали своих сторонников выйти на улицы и потребовать от Кремля соблюдать Конституцию страны — в частности, ту самую статью 31, где написано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Год спустя, в 2006 году, Марш несогласных в День Конституции снова повторился и собрал, по разным оценкам, от 3 до 6 тысяч человек (первую цифру называет МВД, вторую — сами несогласные). От 100 до 400 участников акции были задержаны милицией и позже отпущены. Это вдохновило организаторов на новые подвиги, и в 2007 году состоялось уже 15 Маршей несогласных в разных городах России без привязки к определенной дате. Третьего марта несогласные маршировали в Петербурге, 24 марта — в Воронеже и так далее, вплоть до областного марша в Сертолово 18 ноября.
Впрочем, довольно быстро стало понятно, что число участников таких акций не растет, а скорее наоборот — уменьшается. Стоило властям прекратить разгонять несогласных, как на первый же разрешенный марш, в марте 2009 года в Москве, явились от силы 200 человек. Кризис жанра стал очевиден. И тут Эдуард Лимонов предложил новый формат борьбы за свободу собраний под названием «Стратегия-31».
Магическое число
Летом 2009 года было объявлено о начале бессрочной серии гражданских акций протеста, которые будут ежегодно проводиться
Лимонов и компания во многом правы — в Конституции действительно записано право граждан на мирные собрания. При этом их организаторы должны уведомить городские власти о намерении провести такое собрание, и... вот тут наступает ключевое разногласие. Несогласные считают, что проведение митингов и акций носит не разрешительный, а уведомительный характер — то есть власти должны принять к сведению, что акция проводится, и ей не препятствовать. Их противники настаивают на том, что любое собрание должно быть санкционировано властями города или района, а несанкционированные собрания должны пресекаться милицией.
Каждый раз, когда несогласные подавали заявку на проведение акции на Триумфальной площади в Москве, им отвечали, что она уже отдана под проведение другого мероприятия именно в этот день. В разные месяцы там проходили фестиваль «Выбирай здоровье, будь как мы!» и военно-спортивный праздник «Дивизион», праздник «Зимние забавы» и акция «День поколения. Донорство». В июле
Согласья нет
При этом власти Москвы предлагают для проведения акций
Каждый раз, когда защитники
Из известных людей на Триумфальной площади помимо Эдуарда Лимонова и Бориса Немцова можно было встретить правозащитницу Людмилу Алексееву, редакторов «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и «Новой Газеты» Евгению Альбац, артистов Александра Филиппенко и Наталью Фатееву, писателей Григория Остера и Захара Прилепина, певца Юрия Шевчука. Впрочем, немало и несогласных с несогласными — причем не только среди прокремлевских политиков и звезд, но и в самой оппозиции. Скажем, Константин Боровой и Валерия Новодворская принципиально не ходят
Далее везде
Впрочем, только противостояниями на Триумфальной дело не ограничивается. Первым к «Стратегии-31» присоединился, понятно, Санкт-Петербург, где местом проведения акций протеста была выбрана площадь у «Гостиного Двора». Правда, власти Северной столицы проявляют большую толерантность в разгоне митингов, поэтому там обычно обходится без таких скандалов, как в Москве. Впрочем, самый крупный скандал случился как раз 31 июля в Питере, когда один из сотрудников милиции ударил дубинкой в лицо гражданина, попросившего его не материться. Это видео стало хитом российского Интернета, и под нажимом СМИ питерское ГУВД спустя месяц вынуждено было начать расследование и возбудить против прапорщика Бойко (так звали героя) уголовное дело.
В других городах России акции в защиту Конституции
Высшие руководители страны к противостоянию на Триумфальной площади относятся по-разному. Дмитрий Медведев старается его просто не замечать, ограничиваясь комментариями в духе «Свобода лучше, чем несвобода». Владимир Путин, вначале занимавший нейтральную позицию, в последнее время все активнее критикует организаторов акции. Так, во время памятного диалога с Юрием Шевчуком в День защиты детей в Санкт-Петербурге Владимир Владимирович честно рассказал, что проведение подобных акций мешает населению добираться на дачи или в больницы и потому должно пресекаться милицией. Еще более конкретен Путин был во время недавнего автопробега по Дальнему Востоку, где заявил журналисту «Коммерсанта»: «Вышли, не имея права, — получите по башке дубиной». Оппозицию это заявление сильно возмутило.
Между тем власти Москвы, кажется, нашли способ решить проблему Триумфальной площади коренным образом. В августе было объявлено о решении закрыть скандальную площадь для любых общественных мероприятий в связи с началом строительства здесь подземной автопарковки. К
Мы, как говорится, будем с интересом следить за развитием событий.
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск» № 37 (278)