Ричарда Коннера знают во всем мире, как одного из родоначальников НЛП (нейро-лингвистическое программирование), специалиста по гипнозу. Наверное, это единственный человек, который добровольно поменял Калифорнию на Новосибирск. Переехав в Сибирь, он основал факультет семейного консультирования в Томске и Институт семейной терапии в Новосибирске. Эта сфера профессиональных интересов последние годы является для него приоритетной. В Красноярск Ричард Коннер приехал для участия в II-м фестивале менеджмента и психологии «Шаг вперед».
Постоянно говорят, что институт семьи претерпевает глобальные изменения. На ваш взгляд, то что происходит — это деградация или новый этап развития?
Сейчас у людей гораздо больше возможностей, выбора, вариантов. Произошли большие изменения в обществе, поменялись моральные стандарты. Сегодня возможно то, что было никак нельзя сто, пятьдесят лет назад. Но, увы, это не сделало людей счастливее — очень много разводов. Они стали более привычным явлением. Раньше, даже если люди разлюбили друг друга, они продолжали жить вместе как соседи. Но сейчас люди хотят больше — они ищут второй шанс. Количество семейных проблем не увеличилось, но изменилось отношение к ним.
С другой стороны, я против запрета разводов. Ведь если люди страдают, их дети живут в этой обстановке, они получают крайне неудачную модель семьи. Хотя лично я думаю, что большинство разводов можно было бы предотвратить, избежать. Развод стал слишком легким. Молодая пара сталкивается с первым препятствием и не преодолевает его, а нужно слушать сердце, работать.
Но я уверен, несмотря ни на что, институт брака не развалится. Это естественно — жить вместе мужчине и женщине, и с физиологической, и с психологической точек зрения. И это очень приятно: когда можно быть очень близко, когда кажется, что у вас одно сердце.
И все-таки веками браки строились на продолжении рода. А сейчас они заключаются также между двумя мужчинами или двумя женщинами. Ваше отношение к этому?
Если мужчина любит мужчину или женщина — другую женщину, то пусть они живут вместе. И пусть детей воспитывают, если у них есть такое желание, есть возможности. Когда только начинались однополые браки, было много споров об этом. Но практика показала, что дети, выросшие в однополых семьях, чаще всего гетеросексуальны. Есть немало исследований на эту тему, особенно в Америке. Я жил и работал в Сан-Франциско, там однополых пар около 20%, такой особый город.
Главное — это любовь. Если родители с уважением относят друг к другу — это гораздо важнее проблем пола. Сексуальная ориентация не должна становиться психологической проблемой.
А как изменились неполные семьи? Раньше считалось, что одна мама (и уж тем более — папа) не могут полноценно воспитать ребенка. Сейчас таких семей все больше, и отношение к этому вроде как проще.
Самое полезное, когда ребенок видит, как два взрослых человека сотрудничают друг с другом. Самое вредное — если он видит, как они ругаются друг с другом. Это гораздо хуже простого отсутствия кого-либо из родителей. Конечно, когда в детстве нет перед глазами модели полноценной семьи, это потом создаст препятствие для создания собственной. Но все препятствия можно преодолеть.
Патриархальная модель семьи существовала сотни лет, даже тысячи. За последний век появились семьи неполные, гомосексуальные, живущие в разных городах — какие угодно. Как это меняет психику, социальное поведение человека?
Сотни лет назад мужчина должен был добывать мамонта, а женщина заботилась о детях. Это биология. Но сегодня женщина может зарабатывать деньги сама, от диких животных семью защищать не нужно. Второй фактор — произошла промышленная революция. Раньше мужчина работал в поле, женщина — в доме. Сын шел помогать отцу, девочка — матери. А после того, как люди стали работать на заводах, на конвейере, дети перестали учиться у родителей, вот это сильно изменило семью. Слишком многое поменялось. Мир изменился — изменилась семья.
И что же будет дальше?
Мы будем видеть всё больше вариантов, всё больше свободы. Но мужчина и женщина никуда не денутся друг от друга. Вместе лучше, чем поодиночке. И политический строй, экономические и социальные изменения на это не повлияют.
У женщин станет ещё больше прав и возможностей. Но я считаю, это хорошо. Женщины должны развивать свой потенциал, а мужчины должны к этому адаптироваться. Муж хочет быть главой, лидером — пусть будет. Но лидер должен учитывать потребности других, своих, иначе это не лидер, а диктатор. Герои хороши на поле боя, в семье же требуется не геройство, а партнерство. Если мы уважаем друг друга, поддерживаем — значит, семья успешная. А модели могут быть разные. Здесь нет единого стандарта.
Дина Воробьева, автор фото Евгений Борковский