Красноярский край и Томская область снесут «соседский забор»
Он все-таки дико любопытный. Настырный и внимательный. Если в футболе Кузнецов редко выматывает защитников (хоть и играет неплохо), то в работе коллег не щадит. В плане красноярской делегации чиновников и бизнесменов в Томске значилось семь пунктов. Уже к четвертому из 40 человек осталось меньше половины. Наверное, отсутствующие налаживали межрегиональные связи. Но только как их налаживал губернатор — было видно. Как это делали другие — осталось за кадром.
Так уж получилось, что из аэропорта Богашево в Томск довелось ехать по соседству с проректором СФУ Владимиром Колмаковым. В командировку он полетел в новой временной должности исполняющего обязанности ректора «лучшего вуза Сибири». На заднем сидении микроавтобуса три места, и, оказавшись в серединке, я не мог не слышать разговор Колмакова с коллегой.
— Дали парню место в общежитии, он так был счастлив, — рассказывал Колмаков. — А так мест в общежитии у нас нет.
Очень хотелось влезть в разговор, но воспитание вовремя одернуло. Просто вспомнилось, как молодой преподаватель СФУ жаловалась на то, что ей не дают место в новом красивом общежитии на проспекте Свободном. И она рассказала, как пошла к вахтеру и узнала, что один этаж — 10-й — до сих пор пустует. И как ей призналась вахтерша, иногда туда заселяют на одни-двое суток постояльцев. Но ведь проректор, а уж тем более и. о. ректора врать не может. Поэтому, наверное, соврала молодой преподаватель СФУ.
Сравнения не в пользу
Из аэропорта прямиком в ДК Томского политехнического университета. Там гостей уже ждала выставка достижений томского инновационного хозяйства под грифом «Биржа контактов». По периметру расположились компании-инноваторы — кто с готовыми продуктами, кто с рекламными проспектами. Губернатор с делегацией пошел по кругу. По задумке томичей здесь красноярские желания должны были совпасть с томскими возможностями.
Экскурсовод — председатель комитета по науке и инновационной политике администрации Томской области Алексей Пушкаренко — то и дело громко произносил: «Это абсолютно инновационная компания!» или «Это компания, которая станет миллиардером!» Но Кузнецову такой характеристики не хватало. С представителями предприятий он разговаривал: консультировался, расспрашивал, делал выводы. Министры шли гуськом, формируя у стендов полукруг. Заместитель министра экономики и регионального развития края Владимир Осипенко, пару месяцев назад ставший большим чиновником, шел последним. Но зато с большим чемоданом, в который министры и заместители губернатора складывали заинтересовавшие их буклеты и коммерческие предложения предприятий. У одного из стендов, где были представлены энергосберегающие технологии, губернатор задержался надолго. Система освещения в подъезде была, безусловно, инновационной, а потому интересной.
— А у нас появятся такие системы? — спросил я у министра ЖКХ края Андрея Резникова.
— Конечно, появятся, — доброжелательно ответил он. — Не факт, что именно такие, но появятся. Производителей ведь много, нужно смотреть, что выгоднее.
Обойдя зал, Кузнецов с делегацией отправился в Томский политехнический университет.
Между вторым и третьим этажом в старинном здании вуза висит табличка: «Марта 5 1896 года. Сегодня я вычеркнул ассигнования на броненосец и передал их на основание Томского технологического института. Из дневника С. Ю. Витте». И как-то сразу запросились аналогии с СФУ. И получается, что у «лучшего вуза Сибири» ни истории, ни символов, а лишь ассигнования, о которых С. Ю. Витте мог только мечтать. И которых хватило бы на десять томских «политехов» и десять броненосцев в придачу.
Делегация шла по длинному высокому коридору университета.
— Холодные батареи у вас до сих пор... — сказал я сопровождавшему нас сотруднику вуза Владимиру Ильичу, потрогав железяки на стене. — Не холодно?
— А зачем они нам теплые сейчас? — удивленно спросил он. — На улице тепло, в здании тоже. У нас каждый градус регулируется.
В выставочном центре университета были представлены достижения инновационного хозяйства самого вуза. Экскурсию проводил проректор по науке ТПУ Виктор Власов. Кузнецов опять задавал много вопросов. Господин Колмаков вопросов не задавал. Слушал и хлопал ресницами. То ли от зависти, то ли от восхищения. Ему и представиться такое не могло — 50 % внебюджетных средств, которые идут на развитие вуза, этот самый вуз зарабатывает сам, как раз вот на этих самых изобретениях. У нас же эксклюзивная мини-ГЭС уже лет десять каждый год получает деньги и выдается за инновационную разработку.
Беззаборное общение
По дороге в Дом приемов Томской области (что-то типа губернаторской резиденции для проведения политических обрядов) господин Осипенко разговаривал по телефону. С кем, неясно, но Владимир Осипенко пообещал обязательно встретиться, тем более «есть томский инновационный опыт», сказал он. Вот честно, радостно было слышать — только узнал и сразу поделился. Очень хорошее рвение для молодого замминистра.
За столом для переговоров губернаторы начали общение, которое должно было закончиться подписанием соглашения о сотрудничестве во всех сферах.
— Сейчас какой-то новый этап наступает в межрегиональном сотрудничестве, — заметил губернатор Томской области Виктор Кресс и вспомнил 90-е. — Был октябрь 90-го года, зима, топлива нет, плановой экономики уже не было. И ничего не было. Поэтому мы в Кемерово собрались, договорились товарами меняться. Так появилось «Сибирское соглашение».
После этих слов стало ясно, что имел в виду Кресс. Если раньше регионы обменивались товарами (лесом, углем, зерном), то теперь инновационными идеями и инновационными продуктами. И в том числе для этого прилетела делегация из Красноярска. Плюсы нового этапа сотрудничества оценил и Лев Кузнецов. Было решено работать «без забора», не мешать друг другу, а, наоборот, помогать. После перекуса на торжественном обеде делегация отправилась дальше.
На ресепшене студенческого бизнес-инкубатора «Дружба» красноярского губернатора встретила кукла. Ненастоящая женщина сидела в будочке и общалась с Кузнецовым. Она была настолько способной, что изменяла интонацию, понимала смысл вопросов и отвечала как обычный человек — логично и правильно. Когда губернатор уже общался с настоящими людьми о принципах работы бизнес-инкубатора, к кукле стали приставать. Члены красноярской делегации и журналисты пытались поставить умную разработку томских студентов в тупик. Не вышло.
— И не получится, — с подковыркой сказал сотрудник службы протокола томского губернатора. — У меня зрение плохое, так я в первый раз, когда пришел сюда, пять минут с ней разговаривал. Только когда услышал, что вокруг все ржут, понял — что-то не так.
В это время Лев Кузнецов уже шел по длинным коридорам «Дружбы». Сотни рабочих мест, десятки разработок, кабинеты, в которых, судя по табличкам, творятся великие дела. На двери компьютерного класса висит объявление о конкурсе примерно следующего содержания: «Присылайте описание своих бизнес-идей. Лучшие получат IPod touch 8Gb, офис в межвузовском бизнес-инкубаторе и деньги на развитие идеи». Судя по занятым офисам, мест для лучших осталось совсем чуть-чуть.
В составе уже сильно схуднувшей в количественном смысле красноярской делегации вновь появились Василий Кузубов и Николай Глушков. Они вместе с губернатором посмотрели проекты молодых томских инноваторов, но держались скромно. Зато Кузнецов от встречи к встрече только прибавлял в активности. Он просто замучил студентов вопросами. А когда спросил, кажется, обо всем, говорил: «Ждем вас с вашими технологиями в Красноярске».
Было еще три пункта, везде Кузнецов задавал вопросы. Ему везде было интересно. И он везде получил опыт.
***
Утром, на Бирже контактов, я подошел к Ивану Безрукову, генеральному директору томского научно-производственного предприятия «Эпос» (электроплазменное оборудование и системы). Как позже оказалось, он очень уважаемый в Томске человек. Когда делегации подошли к его стойке, Виктор Кресс первым ринулся пожимать ему руку. И именно про компанию Безрукова экскурсовод сказал, что она станет миллиардером. Я спросил у Безрукова, почему в Томске инновационная деятельность развита, а в Красноярске нет. Почему здесь десятки, сотни интересных компаний, а в Красноярске нет. Почему здесь при гораздо меньших денежных вливаниях все работает, а в Красноярске нет. В общем, я спросил «почему Россия не Америка», и Безруков ответил.
— В Томске очень хорошая инвестиционная среда, — сказал он. — Очень сильно мобилизован административный ресурс на поддержку малого инвестиционного бизнеса. Он позволяет подниматься, не имея практически никаких стартовых капиталов, а имея только хорошо сформулированную мысль. По своему опыту скажу, что прекрасно работает аппарат губернатора, все структуры. Они работают как команда, а не обособленно. Они не делятся на своих и чужих. Если есть у тебя идея — пожалуйста.
«Вечерний Красноярск» № 38 (279)