На фестивале в честь
Тонкий организм
— Помню, перед юбилеем оркестра Иван Всеволодович пришел на репетицию и сказал: «В эти дни Баварская опера отмечает
Виолончель ожила
— Интересная история связана с виолончелью, на которой будет играть на одном из фестивальных концертов Саша Князев. Этот инструмент всегда принадлежал госколлекции нашей страны. Много лет на нем играл выдающийся виолончелист Святослав Кнушевицкий, дядя Ивана Всеволодовича. А после кончины Святослава Николаевича виолончель вдруг перестала звучать. То ли в память о мастере — а каждый инструмент имеет свою память, — то ли по каким-то иным причинам. Ее пытались передать другим виолончелистам, очень известным и маститым, но все было без толку. До тех пор, пока спустя практически четверть века эта виолончель не попала к Князеву, — только в его руках она ожила.
Трансляции необходимы
— В 2004 году, спустя год после того, как не стало Ивана Всеволодовича, я написала о нем книгу «Очертания птицы в глине». Когда скульптор создает барельеф из глины, каждый штрих на ней дополняет облик. Так и я, основываясь на различных документах — письмах, рецензиях, интервью, — попыталась обрисовать портрет маэстро. Я издала десять дисков Красноярского симфонического оркестра, которые были записаны на его живых концертах. Туда также вошли студийная запись Первой симфонии Рахманинова и эксклюзивный диск всех симфонических произведений Анатолия Константиновича Лядова.
Вообще, просто замечательно, что раньше при любой возможности по телевидению транслировали концерты академической музыки. Только благодаря этому в моем домашнем архиве есть записи концертов за последние четыре года жизни и творчества Ивана Всеволодовича (на ВГТРК, которая обычно их вела, эти записи не уцелели). А еще в СССР была распространена практика сохранять записи лучших выступлений в Гостелерадиофонде. Они и сейчас там хранятся, и записи концертов разных лет маэстро Шпиллера там тоже есть — с оркестрами Московской и Красноярской филармонии, с Госоркестром СССР. По этим записям, с моей точки зрения, можно очень хорошо проследить творческий путь маэстро. От Восьмой симфонии Бетховена, где за пультом совсем еще мальчик, сразу после окончания Московской консерватории, и к «Реквиему» Моцарта, который исполнял уже зрелый мастер. К его
Филармонии могло и не быть
— Я убеждена, что, если бы не Шпиллер, филармония в Красноярске вообще могла не появиться. Поначалу симфонический оркестр был вынужден ютиться где попало. А на месте нынешнего здания филармонии прежде находилась свалка — построить его удалось только благодаря невероятным усилиям Ивана Всеволодовича и архитектора Арэга Саркисовича Демирханова.
Я не знаю, нужен ли музыканту памятник в городе. Но, возможно, было бы правильно назвать именем маэстро Шпиллера Малый концертный зал филармонии. Впрочем, не мне об этом судить — вопрос к горожанам, которые сюда приходят, и к местным властям.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)