Отсутствие базового закона о творческой деятельности мешает гармонии
Красноярский союз художников — самая массовая общественная творческая организация в регионе. В него входят около 200 профессиональных художников. Как и прочие, он лишен государственной поддержки, существует на взносы, которые платят не все, а для обеспечения хоть какого-то уровня существования вынужден сдавать часть площадей Дома художника коммерсантам.
Строители коммунизма
— В советские времена государство не просто контролировало работу творческих союзов — оно использовало их как инструмент идеологической пропаганды, — говорит общеизвестное председатель Красноярского краевого отделения Союза художников России Сергей Ануфриев. — Поэтому было заинтересовано в их развитии, а раз так — финансировало.
Государственный бюджет СССР вкладывался не в развитие творческих потенций отдельной личности — он тратился на идею. Коммунизм строили все, и работники идеологического фронта, частью которого были художники, служили проводниками этой идеи. В этом был один огромный минус: если привкус идеи не присутствовал в творческом отображении личности, то есть — в картинах, художнику не светил творческий союз. А значит, не было перспективы получить мастерскую, не предполагалось участие в выставках, он обречен был работать для себя и на себя. Никакой художественный фонд никогда не принял бы картину от художника, не вступившего в союз.
С другой стороны, для тех, кто в союзе оказался, прицепив к своему основному творчеству идеологический «паровозик» — написав и грамотно презентовав какую-то звонкую тему (например, строительство Красноярской ГЭС), — членство было благом. Мастерская предоставлялась почти автоматически, обеспечивалось участие в коллективных выставках, регулярно случались персональные. Бывало, конечно, когда художник не заботился о соцзаказе, а просто писал как дышал — но масштабы таланта оказывались таковы, что отказать ему в членском билете просто не приходило в голову. Это было бы нерентабельно. Ну какие социально значимые (в привычном советском смысле) полотна создали Андрей Поздеев, даже в ранних работах которого присутствовало независимое философское осмысление мира, или Юрий Деев с его «Дед от бабки ушел», например?
Творческий союз был частью государственной идеологической машины, это понимали и художники. Однако членство в нем давало очевидные блага, и к этому членству стремились. Барьер был высок; чтобы взять его, требовались серьезные усилия. Не только связи, но и настоящие творческие усилия. Свою творческую состоятельность необходимо было доказать.
Общественная приемная
Сегодня Союз художников, как и прочие творческие союзы, живет по закону об общественных организациях. Признание общественной организации как значимого института общества стало благом для тех, кто ни в каких творческих союзах не состоял, состоять по разным причинам не мог, но творчеством занимался. Для профессионалов же, которые прежде расценивали свое членство скорее как членство в профсоюзе, такое снижение планки стало серьезным ударом.
— Сегодня любые три гражданина России могут собраться и учредить творческий союз любителей бабочек, крепких спиртных напитков. Или художников, — говорит Сергей Ануфриев. — Они будут иметь точно такие же права, как те, кто всю свою жизнь посвятил творчеству. И не только номинально. Человек, который всю жизнь писал картины, при выходе на пенсию уравнивается с тем, кто всю жизнь сидел в тюрьме. Он просто по возрасту получит точно такую же пенсию. Жестокая несправедливость.
На краю культуры
По словам Ануфриева, сказать, что государство ничего не делает для исправления ситуации, тоже нельзя. В этом смысле показательнее всего Красноярский край, где ситуация по-своему уникальна: здесь выстроена вся цепочка художественного образования, от суриковской школы до академии художеств. Но уникальность ситуации не только в этом. Как говорит руководитель отделения Союза художников, она и в том, что при полной запущенности вопроса на федеральном уровне в крае принимаются решения о субсидировании значимых художественных выставок. Ну а любая выставка — возможность презентовать свои работы не в кулуарных условиях мастерской, а публично, для большого количества зрителей и потенциальных покупателей. Ближайшая выставка — октябрьский «Осенний марафон» в выставочном комплексе MixMax. В ней примут участие 12 региональных союзов, от Омска до Улан-Удэ. Будут выставлены пейзажи, натюрморты.
— Поддержка таких масштабных проектов — это серьезные капитальные вложения в будущее, — считает Ануфриев. — Мы таким образом возвращаем хорошие традиции прошлого, когда существовали государственные закупки, был государственный заказ на художественные произведения, отражавшие эпоху.
Красноярск уникален еще в одном: здесь, как в очень немногих регионах России, сохранены мастерские. В соседнем Абакане, например, по словам Ануфриева, потеряны все художественные мастерские. Та же картина — в Томске, где у художников отняли все мастерские, кроме тех, которые в свое время удалось приватизировать. Власти Красноярска решили отдать мастерские в безвозмездное пользование сроком на 15 лет.
— Как это всегда и было, — говорит Сергей Ануфриев. — Вот в соседнем Новосибирске с художниками заключены договоры абонемента. Иркутян вынудили договоры о безвозмездном использовании переделать на договоры аренды. Сегодня плата за аренду минимальна — завтра придет другая власть, другой губернатор, скажет: «Поднять!» И художники не смогут оспорить это решение. Все будет законно.
Условия по безвозмездному использованию мастерских существуют в Омске, но там договоры перезаключаются каждый год. При этом художники целиком зависят от произвола чиновников. Ключевым фактором становится личная лояльность к действующей власти.
Если придет другой
При всей отличности красноярской художественной среды от соседей труженики кисти, резца, и чем там они еще создают свои шедевры, хорошо сознают: сегодня в Красноярске такие условия, потому что такая власть. Сменится губернатор, поменяется министр культуры, изменятся приоритеты в бюджетной политике регионального правительства — и вся благодать может рухнуть в одночасье. Необходим все-таки какой-то базовый элемент, на который можно опираться.
В России нет закона о творческой деятельности. Невозможно определить поэтому юридически — кто такой творец. Когда художник пишет картину — это трудовая деятельность или нет? Если да, то какие блага ему положены, когда его трудовая деятельность закончится? Можно сколько угодно поддерживать мастеров, не беря с них плату за пользование мастерскими, но решить, например, пенсионный вопрос можно только на федеральном уровне.
— В прошлом году в Госдуме вроде началось какое-то движение по инициативе партии «Справедливая Россия», — говорит Сергей Ануфриев. — Был даже законопроект о поддержке изобразительного искусства. Я присутствовал в Госдуме, когда собирали творческих деятелей для его обсуждения. Там были музейщики, руководители союзов, депутаты. Что из этого выйдет — непонятно, но уже то, что тема начала привлекать внимание политиков, радует.
В отсутствие базового закона на региональном уровне выход — принятие долгосрочной программы. Дело в том, что срок безвозмездного пользования художественными мастерскими заканчивается в нынешнем году. В этом же году мастерские переданы из муниципальной собственности в собственность края. В свою очередь край назначил оператором по их распределению краевой Дом искусств. Теперь все долгосрочные договоры будут заключаться с этой структурой. Художники надеются, что прежние гарантии по материальному обеспечению их творческой деятельности при этом останутся незыблемыми.
В условиях отсутствия системной поддержки творческой деятельности приходится, как всегда, уповать на себя, на собственные инициативы. Членский взнос с художника, по решению общего собрания, — 1200 рублей в год. Умножаем на 200 человек — получаем 24 тысячи рублей. Это не только не перекрывает годовой налог и коммунальные платежи — приличный бухгалтер не станет работать даже за ежемесячную зарплату меньше 30 тысяч. Да и такие взносы, признает Ануфриев, платят далеко не все. Выход — сдавать в аренду часть помещений в Доме художника. Это раздражает эстетов, но позволяет как-то содержать хозяйство и обеспечивать выставочную деятельность. Последнее опять же дает возможность бесплатного участия в выставках для членов творческого союза.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)