Картинка, общая на весь 2010 год: фондовые и сырьевые рынки пребывают в боковике, притом что весь фундаментальный анализ смотрит вниз. Но в краткосроке и среднесроке совершенно все равно, куда он там смотрит. На дистанции в месяц или квартал цена акций мало зависит от реальной экономики.
Вообще, дистанции в несколько недель или месяцев — самые сложные для рыночной «угадайки». Куда пойдет цена на промежутке в несколько лет — подскажет фундаментальный анализ. Движение в рамках недели прогнозируется технически, на основе того, что зовется сантимент рыночной толпы. А вот что будет через два месяца? Для «технаря», торгующего по графикам цен, это слишком долгий срок. Для «фундаменталиста», исходящего из реального состояния экономики, слишком маленький. В итоге первый рискует пролететь со своими показателями рыночных индикаторов, а второй с тем, что подсказывают макростатистика и так называемый здравый смысл.
Мерило мерил
И все-таки какие-то интересные методы есть. Итак, стоящий вопрос: какова будет цена акций Сбербанка или барреля нефти в среднесроке? На что можно посмотреть, чтобы вероятность оказаться правым была больше 50 %? То есть 100 % никто и никогда не даст, но уже 70 % хватает соросам, чтобы быть соросами.
Для начала заметим, что почти все активы скоррелированы. Если падает фондовый индекс, то падают почти все акции. Нет российской «фишки», которая бы росла в мае этого года. Если индекс растет, то растут опять-таки почти все акции из первого эшелона (хотя исключение из правила тут более вероятно, чем в случае падения, оно все равно остается исключением). Большая часть сырьевых фьючерсов чувствует себя солидарно с рынком акций. Понятно, что золото исключение, это резервный актив. Зерно тоже исключение, у него своя жизнь. А нефть, никель и алюминий колеблются вместе с генеральной линией партии, она же график главных фондовых индексов нашей планеты.
То есть торговать теми же Сбербанком или «Норникелем» можно, вообще не слишком глядя на их конкретную цену. Достаточно видеть ту главную стрелку главного компаса, в согласии с которой все и идет. То есть, отсюда это уже очевидно, ориентация — на американский рынок. Из всех индексов самый главный SP 500. Интегральный показатель в его случае — фьючерс на индекс. Если фьючерс на сипи идет вниз, никакой Газпром никуда не денется, пойдет вслед.
Так вот, ближе к теме: есть статистика про то, какого класса игроки какие удерживают позиции на главный мировой фьючерс. Позиций, как известно, две: лонг и шорт, покупатели и продавцы, ставящие на понижение и на повышение. Основных классов выделяют три: коммерсанты, крупные спекулянты и мелкие спекулянты.
Примерно понятно, кто есть кто. В роли «коммерсанта», например, выступает крупная корпорация, торгующая нефтью. Она ставит на рост нефти, само собой, но должна как-то страховать убытки. И поэтому, ставя по большому счету всегда на лонг, берет позиции шорт на нефтяной фьючерс. Пусть в случае роста прибыль окажется меньше, зато в случае падения есть страховочный инструмент. То есть, выходя на рынок ценных бумаг, игроки, номинированные как «коммерсанты», ставят целью не только прибыль.
Крупные спекулянты — это инвестбанкиры. Собственно, те, кто этим рынком и правит. Выставляя заявки, трейдерский отдел «Голдман Сакс» не имеет в виду ничего, кроме возможной прибыли, это раз. Они купили себе всех лучших спецов, это два. И количество их денег позволяет манипулировать рынком при случае, это три.
Мелкие спекулянты — это дядя Вася или дядя Джон, решившие стать миллионерами за полгода и открывшие счет у ближайшего к дому брокера. Несколько огрубляем, конечно, но суть такова.
За белым кроликом
И вот что мы имеем? Три класса игроков. Есть статистика по тому, кто какие держит позиции. На повышение или на понижение и насколько. Сколько лонгов у коммерсов, крупных спекулей и мелких. Соответственно, сколько шортов. Какова сальдированная позиция. Прежде чем огласить, кто в чем находится на конец сентября 2010 года, немного оглянемся на недавнюю рыночную историю. Просто чтобы оценить индикатор.
Еще не глядя на историю, предположим, чьей ставке больше верить. Крупным спекулянтам, конечно. Коммерсанты не глупые, но неповоротливые и вообще ходят на финансовый рынок не вполне за прибылью. Мелкие спекулянты по определению глупее крупных. Все просто: те из мелких, кто наиболее разумен, просто станут крупными, а худшие из крупных рано или поздно вывалятся в разряд мелких. Вот такая гипотеза. Теперь проверяем.
И что же мы видим на истории? Пик лонговых позиций коммерсантов приходится на худшее для этого время — сентябрь 2007 года. Это примерно пик американского фондового рынка (как у нас май
Грустна картина и у «мелочи»: пик лонговых позиций приходится на осень 2008 года (бедняги надеялись на отскок раньше, чем он случился), пик шортовых — на март 2009 года, когда отскок действительно начался. Портрет неудачи, писанный маслом.
Зато у крупных спекулей все идеально! Уход в шорты летом 2007 и 2008 года. Пик игры на повышение — март 2009 года. Весь год в лонгах. В январе
Нужно ли долго озвучивать выводы? В общем, если есть желание знать будущее, все просто. Следуй за белым кроликом, и будет тебе счастье...
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)