Проект развития Нижнего Приангарья достался Красноярскому краю с советских времен. Современная перезагрузка масштабного начинания подразумевает не только рестарт унаследованных строек, но и появление совершенно новых объектов. Тем не менее, находятся скептики, которые утверждают — масштабность можно и снизить, а пыл современных первопроходцев поумерить. Иными словами, зачем нам что-то совершенно новое, если еще и старого не успели построить. Но ведь, если из паззла убрать хотя бы один элемент, картинки не получится. А когда речь идет о таких долгоиграющих проектах, важна каждая деталь
Простой пример — Богучанская ГЭС. Запуск первой очереди намечен на будущий год. Вроде бы основного потребителя — Алюминиевого завода — к этому моменту построено не будет. Выходит вся энергия уйдет в никуда? Недавно в правительстве края опровергли эту информацию — электроэнергия будет нужна близлежащему Кодинску, строящемуся Сосновоборску и другим предприятиям на территории региона. Ведь Кежемским районом, где разворачивается все действо, дело не ограничивается. Но это сценарий завтрашнего дня. А что послезавтра? Собственно все развитие Нижнего Приангарья с советских времен стопорилось именно из-за отсутствия здесь мощного источника энергии и развитой инфраструктуры.
А то что он пригодится очевидно уже сегодня. В Нижнем Приангарье сосредоточены богатейшие запасы полезных ископаемых, леса. Чтобы извлекать, добывать и перерабатывать все это нужны новые предприятия, а предприятиям электроэнергия.
К вопросу развития Федерация подошла с точки зрения частно-государственного партнерства. Бизнес строит предприятия, государство — обеспечивает инфраструктуру. Такое внимание федералов вполне понятно. Нижнее Приангарье — один из нескольких приоритетных проектов в стране, который призван ликвидировать диспропорции развития между европейской частью России и Сибирью.
Отметим, проект важен не только на федеральном уровне. Для края это не меньший прорыв — насыщая район новыми предприятиями власти избавляются от традиционной дотационности этой территории. Кроме того, регион автоматически становится привлекательным местом для проживания. Не секрет, что сегодня большая часть жителей стремится покинуть насиженные места в поисках лучшей жизни.
Основными локомотивами для Нижнего Приангарья призваны стать новые предприятия. Самый энергоемкий — Алюминиевый завод. Вторым по значимости специалисты считают предприятия лесопромышленного комплекса.
Кроме того, не забывайте и о добыче полезных ископаемых.
Один из самых масштабных проектов в лесной сфере — Богучанский лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК). Это уникальное производство, предполагающее создание сразу нескольких линий по переработке древесины и выпуску изделий из нее. Цена вопроса — 90 млрд рублей. О значимости проекта говорит хотя бы тот факт, что он включен в перечень приоритетных Минпромэнерго РФ. Полная реализация рассчитана на несколько лет, но первая очередь — лесопильное производство — будет запущена совсем скоро. По словам директора компании «Краслесинвест» Анатолия Якимова, линии предприятия смогут перерабатывать до 880 тысяч кубометров древесины в год.
Уникальность определяется не только объемами и инвестициями, но и подходом к переработке. Такого предприятия в России пока нет. Есть аналогичные производства в мире, но в нашей стране первым станет именно Красноярский край. Инновации тут повсюду. Однако наиболее актуальным при проектировании явилось следование мировым экологическим стандартам.
— Экология является приоритетом для нашего предприятия. Ведь лес не только дает нам работу, но и является жизненной необходимостью для всех жителей края, — отмечает Якимов.
Несмотря на то, что мы поставили лесопереработку во вторую очередь после металлургического производства, по социальной отдаче лесники дадут фору другим отраслевикам. Судите сами, только ЛПК даст дополнительно три тысячи рабочих мест в районе. На Алюминиевом заводе — всего 2,5 тысячи работников. Учитывайте, что ЛПК не единственное лесоперерабатывающее предприятие на этой территории. Так что работников будет больше. Мощные производства автоматом требуют увеличения численности тех, кто валит лес. Так что в реальности прибавка вакансий может быть больше заявленной ныне.
Кроме того, строительство подобных комбинатов является мощнейшим толчком для инфраструктурного развития. Не секрет, что заброшенность Нижнего Приангарья сегодня во многом объясняется именно отсутствием развитой дорожной инфраструктуры. Без этого невозможно развитие никаких других предприятий. В особенности это касается лесопереработки — ведь чтобы доставить древесину до места назначения нужна разветвленная сеть автодорог и отлаженное железнодорожное сообщение.
К слову в районе уже началось строительство основных магистралей. В частности речь идет об автодороге Канск-Абан-Карабула-Богучаны-Кодинск, моста через Ангару и железнодорожной ветки от Карабулы до деревни Ярки. Это так сказать базовый список. В перспективе дорожная сеть будет значительно расширена, а значит, будут развиваться и новые производства.
Антон Соколов