Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Кино под колпаком

Кино под колпаком

01.11.2010
2

Кинопрокатчиков обязали раскрыть реальные доходы

Подписанное премьер-министром страны постановление правительства в скором времени станет большой головной болью для кинотеатров. Каждый обязан будет ежечасно отчитываться — сообщать о сеансе, конкретном месте и стоимости проданного билета. Тем самым власти хотят вывести бизнес прокатчиков из тени. По оценке рынка, до 50 % доходов кинотеатры сегодня скрывают.

Екинобилет

Минкульт учтет каждое креслоПостановление предполагает: каждый кинотеатр обязан зарегистрироваться в единой информационной системе. При регистрации должна быть предоставлена информация об организации, включая государственный регистрационный номер и ИНН. В дальнейшем руководство обязано предоставлять информацию о каждом проданном билете, включая название фильма и киносеанса, номер прокатного удостоверения, название или номер кинозала, дату и время начала киносеанса, номер места и ряда, цену билета и сведения о скидках. Единственное, что не указано в постановлении, — время, с которого должна начать функционировать информационная система, указывает gazeta.ru.

Для этого «демонстраторы фильмов» — так в документе названы кинотеатры — должны иметь автоматизированную систему продажи билетов, из которой и выгружаются данные.Переходный период до 1 января 2015 года предусмотрен только для кинотеатров в городах с населением менее 100 000 человек и на сельские киноустановки, уточняют «Ведомости».

Все данные должны поступать, храниться и быть в открытом доступе на сайте «Электронный кинобилет». Его создали еще в начале 2010 года по заказу федерального Министерства культуры. Однако пока в разделе «Статистика» и в подразделе «Отчет по фильмам» написано следующее: «Ввиду отсутствия постановления правительства... сведения о проданных билетах в ЕАИС передают не все демонстраторы фильмов... Раздел временно закрыт».

Честный кинобизнес

Меж тем электронная система станет отличным срезом рынка для прокатчиков и создателей фильмов.

— Получение достоверных сведений о показе отечественных фильмов является необходимым инструментом для совершенствования предусмотренных законодательством мер государственной поддержки кинематографии, таких как частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов. Такая система может стать единственным достоверным источником сведений об эффективности государственной поддержки тех или иных групп проектов и оказать существенное влияние на процесс развития отечественной кинематографии путем защиты экономических интересов участников создания и продвижения аудиовизуальной продукции, — приводит слова одного из чиновников минкультуры gazeta.ru.

Кстати, законопроект о контроле за продажами билетов хотели принять еще в прошлом году, однако по каким-то причинам этого не случилось. Тогда инициаторы говорили о том, что, по оценкам аудиовизуального рынка, сокрытие доходов от показа фильмов в различных кинотеатрах составляет до 30-50 % их общей суммы. Впрочем, некоторые эксперты сомневаются, что сайт Министерства культуры быстро наполнится статистикой: постановление обязывает кинотеатры использовать «программно-аппаратные средства, включая систему автоматизированной продажи билетов, с лицензионным программным обеспечением систем автоматизированной продажи билетов и систем управления базами данных». Устанавливать оборудование, по словам гендиректора коммуникационной группы «Планета Информ» Дмитрия Литвинова, придется кинотеатрам. По его оценке, которую приводит gazeta.ru, чтобы оснастить все кинотеатры, нужно от 2 до 5 млн долларов.

— Финансовая нагрузка для реализации данного проекта, на мой взгляд, должна быть разделена между всеми заинтересованными сторонами — дистрибуторами, государством и кинотеатрами, — говорит генеральный директор сети кинотеатров в России и странах СНГ «Кронверк Синема» Роман Линин.

Впрочем, другие эксперты уверены, что кинотеатры и при вступлении в фактическое действие новых правил игры найдут способ снова «затенить» свою деятельность. Сейчас данные по кассе фильмов прокатчики самостоятельно собирают с кинотеатров и передают продюсерам. Также эти данные собирают и публикуют журналы «Бюллетень кинопрокатчика» и «Кинобизнес сегодня».

— Если прирост официальных продаж и произойдет, то только от страха, — считает гендиректор «Каро фильм» Игорь Ильчук, слова которого приводят «Ведомости». — Те кинотеатры, которые и прежде воровали, найдут другой способ скрыть свои доходы.

Комментарии:

Геннадий Рукша, министр культуры Красноярского края:

— Проект очень актуальный. Ведь государственная статистика, если опираться на Ильфа и Петрова, знает все. Только вот то, что происходит сейчас с кино в Российской Федерации, она не знает. У меня, по крайней мере, такое складывается впечатление. Ведь точную статистику ведут только учреждения, которые находятся в ведомстве. Например, киноустановки — их в крае 123, а также один кинотеатр в Талнахе. Остальные кинотеатры либо находятся в аренде, либо являются частной собственностью. Поэтому выстроить общую картину — что происходит, каковы тенденции — невозможно. Новые правила — это не вопрос регулирования, а вопрос получения достоверной информации, как происходит во всех цивилизованных странах мира. Мы ведь даже не можем точно сказать — сколько на какой фильм идет зрителей. А это очень важно в первую очередь для российского кино. Мы прекрасно понимаем, что живем на блокбастерах и американских фильмах. Хотя российское кино — это национальная традиция, национальные ориентиры. И необходимо знать, каковы они.

Александр Вигель, директор по кинопрокату мультиплекса «Квадро Фильм»:

— Насколько знаю, еще в 2008 году правительство хотело это сделать. Тогда как раз Министерство культуры заявило эту концепцию. Создание «Электронного билета», думаю, ни к чему особенному не приведет. Подписать-то можно все что угодно, но ведь механизмы еще не прописаны. Что за программно-аппаратные средства? Они ведь еще не разработаны. Кто их будет устанавливать? Когда? Для тех, у кого прозрачная бухгалтерия и отчетность, новые правила проблемой не станут. Единственное, кинотеатрам придется понести дополнительные расходы на новое оборудование. Это вещь неприятная, но не смертельная. Понятно же, что нести расходы на установку оборудования будут сами кинотеатры. На них просто это повесят, вменят в обязанность. Думаю, обойдется система учета в 200-400 тысяч рублей. При этом мы давно передаем все данные, причем в два источника: дистрибьюторам напрямую и компании, которая нанята дистрибьюторами для сбора данных. Добавится еще один источник, третий. «Нам хлеба не надо, работы давай» — так получается. Просто-напросто добавят суеты кинотеатрам.

Анна Перлова, директор по кинопрокату сети кинотеатров «Киномакс» в Красноярске:

— Для киноцентров это по большому счету не будет стоить ничего, кроме стоимости самого оборудования. Пока его цена неизвестна, как и не известно, что это будет за программное обеспечение. Однако понятно, что мы будем ставить его за свой счет. Я думаю, это будет по типу бухгалтерской программы 1С. Цель понятна — чтобы вся финансовая отчетность кинотеатров была прозрачной. Ведь не секрет, что практика утаивания доходов кинотеатрами существует. По большому счету игроки рынка отчитываются перед кинопрокатчиком так, как они сами посчитают нужным. «Электронный билет» упорядочит все валовые сборы. Я вижу главную проблему в работе самой программы, которая будет установлена. Потому что, безусловно, будут программные сбои, несовпадение данных. У нас своя программа, у Минкульта своя — какие данные будут приняты за верные, неизвестно. При этом при программных сбоях что делать нам? Ведь «голова» будет находиться в Москве. Произойдет сбой у нас, как оперативно решить проблему? У Красноярска с Москвой 4 часа разница, у Владивостока еще больше. Мы сетевой киноцентр и знаем, как сложно работать со столицей из-за разницы во времени. Впрочем, для больших киноцентров, которые работают по белой бухгалтерии, ничего страшного не произойдет. Увеличатся лишь бюрократическая нагрузка, нагрузка на бухгалтерию.

Сергей Мезенов, кинокритик, автор интернет-газеты newslab.ru:

— На обычном зрителе изменения вряд ли скажутся. Единственное, что может произойти, — маленькие частные кинотеатры, возможно, уйдут с рынка. Ведь устанавливать оборудование кинотеатры, скорее всего, будут за свой счет, и кто-то может не потянуть. Кроме того, здесь есть психологический момент презумпции виновности — вариант, по которому кинотеатры на местах не воруют деньги, попросту государством не рассматривается. Когда проявляется такое отношение к бизнесу, бизнесу сложно на это реагировать с человеческой точки зрения. Постановлением они хотят навести порядок в российском кино, узнать, насколько популярны отечественные фильмы. Это интересный момент, потому что утверждение «российское кино смотрят» я считаю мифом. Показатели не лучшие. Государство утверждает — это потому, что кинотеатры на местах неверные данные выдают. Как бы при новой системе не получилась обратная ситуация. Я полагаю, что российское кино при точном подсчете покажет результат еще хуже, чем он есть сейчас.

Александр Реков, «Вечерний Красноярск» № 42 (283)

Рекомендуем почитать