Главная
>
Статьи
>
Александр Калягин: «Театр — это особая зона»

Александр Калягин: «Театр — это особая зона»

05.11.2010
3

Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин в ходе седьмой отчетно-выборной конференции поделился с красноярскими коллегами своим видением положения театров в России. Общая картина, по его словам, неутешительная.

Кому нужен творческий союз?

Александр КалягинВ октябре в Госдуме на парламентских слушаниях «О проблемах законодательного регулирования театральной деятельности в Российской Федерации» я говорил о непростом положении театров в России. Нас всех сейчас загоняют в автономию — якобы ради нашего же блага. Мол, имея большую хозяйственную самостоятельность, автономные учреждения смогут больше зарабатывать сами, что позволит снизить нагрузку на государственный бюджет. Я не понимаю такой установки. Все, что театры зарабатывали, они зарабатывали и до введения в действие нового закона. А вот грядущее сокращение государственного финансирования объективно ухудшит их и так не блестящее экономическое положение. Особенно в провинции.

В связи с чем меня очень сильно поразило поведение Олега Табакова, который шепнул президенту, что творческие союзы в России не нужны. Я благодарен Дмитрию Анатольевичу Медведеву, что тот обнародовал это заявление. Не понимаю, чем Табакова не устраивает наш союз. Да, в его империи все благополучно — у МХТ есть президентский грант, его артисты получают хорошие зарплаты. Но ведь по России ситуация совсем иная! А Союз театральных деятелей РФ оказывает матпомощь работникам театров, попавшим в бедственное положение, — на это уходят все членские взносы! Собственно, наша общественная организация возникла в 1877 году именно ради этой помощи.

В заботе о театрах малых городов

Учеба, которую проводит СТД, артистам московских театров не нужна, у них и так хорошее образование. Но в регионах она просто необходима. И все больше востребована. Например, очень многим нужен семинар по сценической речи, потому что в провинции у артистов зачастую местный говорок, диалект, они не умеют правильно говорить на сцене. Это одна из важнейших задач СТД — поддержка театров малых городов. В таких театрах низкий уровень менеджмента, отсутствие специалистов разных театральных профессий — гримеров-постижеров, художников-декораторов, осветителей и т. д. Сегодня они на вес золота даже в столичных театрах, что уж говорить об остальных?..

В малые города нужно направлять на практику студентов продюсерских факультетов театральных вузов. Необходим целевой творческий заказ на постановку спектаклей выпускниками режиссерских факультетов. А после их премьер нужно проводить конференции с привлечением критиков, театральной общественности, где можно было бы обсуждать не только спектакль, но и общие проблемы театра.

Педагогов не хватает

Одна из острейших проблем связана с театральным образованием. Согласно проекту нового закона «Об образовании в РФ» наши театральные вузы могут претендовать только на уровень института. Что не позволяет им иметь права ни на магистратуру, ни на аспирантуру. Значит, наши театральные вузы должны будут немедленно прекратить магистерские программы для иностранцев, что скажется на имидже нашей театральной школы. А также отказаться от подготовки педагогических кадров. А откуда мы возьмем педагогов по сценической речи, сценическому движению, актерскому мастерству, по танцу? Их уже не хватает, что же говорить о будущем?

Наши специалисты совместно с Министерством культуры предложили ввести в текст проекта этого закона понятие «профильный университет искусств». Но Министерство образования и науки не согласилось с этим логичным предложением. Оно вообще редко соглашается с тем, что диктуется спецификой искусства.

Президент Минфину не указ?

Вообще важно понимать, что театр — это особая зона. Но наши Минфин и Минэкономразвития не хотят признавать нерыночную природу театра. Из года в год чиновники утверждают одно и то же: закон един для всех, все должно решаться в общем законодательстве. Культуру низводят до услуги, не понимая, что культурное благо — это благо всего общества, а не отдельного индивида. Правда, 25 сентября на встрече с театральными деятелями президент России Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что не учитывать специфику театрального искусства неправильно. Но, думаю, Минфин и Минэкономразвития пропустили его заявление мимо ушей.

Главная проблема — общее падение культуры в стране. Театр не существует сам по себе, он вписан в культурный процесс. И создан для разговора со зрителем. Но о чем ему с ним говорить, если общество отвыкло от духовной работы? Масскультура, чудовищный натиск негатива — с телевидения, радио, из Интернета, — все это заводит людей в тупик. Выбор пьесы для постановки теперь проблема. Если раньше были опасения, что ее могут запретить сверху, то сейчас вопрос — а будут ли смотреть, пойдет ли зритель на серьезный спектакль?.. Увы, ответить на него в последние годы крайне трудно.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 43 (284)

Рекомендуем почитать