Нефтегазовое развитие Красноярского края зависит от соседнего региона
Оказалось, что они во многом похожи: губернатор Красноярского края Лев Кузнецов и губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Кобылкин. И недавний приход к власти, и карьера в крупных промышленных предприятиях, и, конечно же, руководство регионами — крупнейшими налогоплательщиками в федеральный бюджет. Не стоит забывать и о том, что два региона имеют обширные территории за полярным кругом, где они, собственно говоря, и соседствуют между собой. А Заполярье — это не только ненцы, эвенки и олени. Это гигантские нефтегазовые запасы нашей страны.
Оленина на морозе
Встреча на Ямальской земле была теплой. Дружеские объятия (между главами), торжественное пересечение полярного круга под звуки народных музыкальных инструментов, обмен подарками и сувенирами. Лев Кузнецов весь день, пока делегация Красноярского края находилась в Ямало-Ненецком автономном округе, пребывал в добром расположении духа. Еще бы, как домой приехал!
Принимающая сторона накануне перелета пугала морозами и ветрами... Но разве можно удивить холодной погодой бывшего и. о. главы Норильска? Кузнецов бесстрашно шагал по глубокому снегу, без шапки и рукавиц кружил в хороводе вокруг стелы на въезде в Салехард — так ритуал обязывает встречать почетных гостей. По преданию, тот, кто хороводом не пренебрег, будет здоров и удачлив в делах. Все без исключения красноярские министры и депутаты из свиты Льва Владимировича поучаствовали в «плясках». А потом, несмотря на нелетную погоду, Кузнецов первым выразил желание лететь на вертолете в поселок Яр-Сале — смотреть местных оленей.
Они, говорят, совсем не такие, как наши, эвенкийские. Другой породы и прибыль местному бюджету, не в пример нашим, приносят. Как похвастали местные, ЯНАО — крупнейший оленеводческий центр в мире: более 650 тысяч голов, которые содержатся в здешних хозяйствах, составляют 53 % российского поголовья северного оленя. Красноярские чиновники о том были наслышаны и раньше: ямальскую скотину вот уже несколько лет охотно закупают сельхозпредприятия Таймыра и Эвенкии. А теперь смогли убедиться воочию. Вертолет унес двух губернаторов и их сопровождающих в северный поселок, где делегация посетила муниципальное предприятие «Ямальские олени».
— Современный комплекс с замкнутым технологическим циклом: от забоя оленей до производства продукции глубокой заморозки, — хвастали представители пресс-службы Дмитрия Кобылкина. — Поставляем оленину даже в Евросоюз, единственные в России. Только в 2010 году 380 тонн мяса в ЕС отправили.
Лев Кузнецов оленями и олениной остался доволен. Как это отразится на заполярном сельском хозяйстве нашего региона, пока не ясно. Но сотрудничать в мясной отрасли губернаторы намерены плотно, а значит, глядишь, начнем активнее перенимать опыт соседей, и эвенкийской оленины тоже отведают в Европе.
Железный недострой
Но не оленями едиными. Несмотря на насыщенную экскурсионную программу (в нее помимо дегустации оленины на ямальском заводе входило посещение местных музеев, учреждений образования, научного центра ГУ «Ресурсы Ямала»), главы соседствующих регионов не забывали и о главной цели визита: обсуждении программы сотрудничества. На пресс-конференции и Лев Кузнецов, и Дмитрий Кобылкин напирали на то, что ничуть не важнее совместного экономического развития по некоторым направлениям и единая линия социальной политики.
— Мне приятно отметить, что с Дмитрием Николаевичем даже мыслим во многом одинаково, — пошутил Лев Кузнецов. — Мы оба вступили в должность только в этом году, лично для меня подписание соглашения с Ямало-Ненецким автономным округом стало первым серьезным межрегиональным договором.
Напомним, что еще в июне губернатор Красноярского края Лев Кузнецов подписал соглашение с ЯНАО о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между регионами. Теперь вот стороны подготовили к соглашению протокол с перечнем примерных мероприятий взаимовыгодной работы. В их числе аспекты инвестиционной и финансовой политики, обмен опытом сельхозпроизводителей, ученых и строителей, организация совместных мероприятий по охране окружающей среды и освоению арктических территорий, работа в сфере здравоохранения и так далее. Всего — 18 пунктов.
— Я рад, что особое внимание Лев Владимирович уделяет нашему опыту по сохранению и развитию коренных малочисленных народов на территории округа, — заявил Кобылкин на брифинге.
Кузнецов в ответ отметил большую значимость работы в сфере модернизации здравоохранения. Самые ключевые моменты в программе, а именно развитие инфраструктуры Заполярья, комплексное освоение месторождений углеводородного сырья Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, обмен информацией о проектах разработки месторождений, губернаторы «на людях» обсуждать не стали. По всей вероятности, эти вопросы были оговорены в кулуарах до вылета красноярской делегации.
Взять хотя бы развитие железнодорожного сообщения Новый Уренгой — Игарка. Если ветка все же будет расконсервирована и достроена, это существенно облегчит жизнь северянам Красноярского края. Когда именно начнутся конкретные мероприятия на этом участке, пока не ясно. Но радует, что в планах работы уже обозначены.
Престиж на уровне
Поездку Кузнецова в Салехард можно назвать «социальной». Но ни для кого не секрет, что сотрудничество в первую очередь — нефтегазовое. Еще в 2009 году федеральные власти поставили цель, тогда еще перед Александром Хлопониным, наладить контакт с ЯНАО. И разрабатывать месторождения на Арктическом шельфе совместно. Организовывать совместные геологические изыскания, строить газпроводы и дороги для того, чтобы здесь появлялись новые заводы, и т. д. На вопрос журналистов, что же принесет такая бурная деятельность на Севере простым жителям Красноярского края, Кузнецов ответил так:
— Это не только значительные налоговые отчисления в бюджет, новые рабочие места и инвестиции в регион. Это престиж края на уровне Федерации.
О необходимости освоения углеводородных богатств Арктики, где, по различным оценкам, содержится до 30 % мировых запасов газа и 13 % мировых запасов нефти, говорят постоянно. Разумеется, вот так, сходу, даже объединившись, оба региона заветный шельф не одолеют. Но начало положено, пусть даже спрятанное во временном соглашении о совместном пятилетнем развитии различных сфер экономики и общественной жизни.
Справка «ВК»
Ямало-Ненецкий автономный округ — один из пяти регионов России с самым высоким индексом инвестиционного рейтинга, входит в пятерку лидеров по объемам инвестиций в основной капитал — 4,5 % в общем объеме инвестиций РФ. Занимает пятое место по объему налоговых отчислений в бюджет РФ (Красноярский край замыкает десятку лидеров в этом направлении). Разведанные запасы природного газа составляют 70 % от российских, или 19 % от мировых, запасов. Планируется, что в 2010 году объем добычи достигнет 553 млрд метров кубических. Порядка 40 % газа, потребляемого в странах Европы, добывается на Ямале. При этом ЯНАО в этом году отметил свое
Семен Котов, «Вечерний Красноярск» № 46 (287)