С кем останутся Курилы?
Вялотекущая история дележа Курильских островов, которая тянется вот уже почти 350 лет, в ноябре вдруг снова вышла на первые полосы газет — Япония отозвала из Москвы посла, обидевшись на то, что российский президент побывал с рабочим визитом в Южно-Сахалинской области своей страны. Потом посла вернули и извинения принесли, но осадок остался — японцы по-прежнему считают четыре Курильских острова своими «северными территориями» и не готовы делить их ни с кем. Тем более с Россией.
Итак, Курильские острова. Их всего 56, и площадь они занимают около 10,5 тысячи квадратных километров. Это примерно как Емельяновский и Канский районы нашего края, вместе взятые. Вот только Курилы растянулись почти на 1 200 километров аккурат от Японии до Камчатки, Охотское море от Тихого океана отделяют. Кстати, население Курил составляет всего 19 000 человек — у нас в одном Енисейске столько проживает...
Освоение Курил началось в середине
Карты и ластики
К началу
Про Цусиму, Порт-Артур и прочие неудачи России в 1905 году мы еще со школы помним — проиграли наши ту Русско-японскую и оставили Японии не только все острова Курильские, но и Южный Сахалин вернули. А через 40 лет, когда американцы звали наших на бой против Японии, Сталин на Ялтинской конференции сразу предупредил — только при условии, если Курилы и Сахалин нам вернут. Американцы согласились, и уже в 1946 году приказом Верховного Совета СССР Южный Сахалин и Курильские острова были включены в состав РСФСР.
В 1951 году Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, отказавшись от претензий на Сахалин и все острова, которые в 1905 году были отвоеваны у России. Но четыре острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, — общей площадью 5 100 километров (половина всех Курил!), японцы по-прежнему считают своими, поскольку по договору 1905 года они их не получили, эти острова им принадлежали и раньше. И вообще они в Курильскую гряду не входят. И СССР не подписал тот Сан-Францисский мирный договор. В общем, юридических закорючек нашлось много.
Эскадрилья президента
Ну, закорючки закорючками, а на этих четырех островах говорят по-русски, там же стоят наши пограничники. В 1990 году на Курилы прилетал Борис Ельцин, но он еще не руководил страной. А в ноябре 2010 года Дмитрий Медведев стал первым главой российского государства, который на Курилы прилетел — посетил Кунашир с рабочим визитом. Вообще, говорят, он еще в сентябре туда собирался, но японцы предупредили о нежелательности такого шага, и поездка не состоялась. Правда, отложили ее всего на месяц.
И вот 1 ноября в сопровождении нескольких Су-27 президентский самолет на Кунашире приземлился. Истребители, кстати, президента сопровождали не случайно — незадолго до прилета Медведева японцы поднимали в воздух свои военные самолеты, так, на всякий случай. Ну а наши тогда в одном из интервью заявили, что французский вертолетоносец «Мистраль» много нам для чего пригодиться может. А хоть бы и для защиты Курил от агрессоров. И выразительно так в сторону Токио посмотрели.
У нас с Японией, между прочим, мирный договор до сих пор не подписан. Уж 60 лет, как война кончилась, почти 20 лет, как СССР развалился, — а вот не можем договориться с Японией, и все. Самое забавное, что еще в 1956 году была подписана Московская декларация о прекращении войны и установлении дипломатических отношений между СССР и Японией. И там даже прописано было, что, как только мирный договор будет подписан, мы два острова — Хабомаи и Шикотан — Японии вернем. А два других — Кунашир и Итуруп — себе оставим. Так ведь нет! Не согласны японцы на компромисс. Для них это дело принципа!
Бумаги в порядке
Японцы, кстати, к возврату островов готовятся серьезно. Они, к примеру, все архивы с четырех этих спорных островов к себе вывезли и, как недавно выяснилось, восстановили список всех собственников земли и недвижимости на островах и теперь активно их наследникам эти права оформляют. К лету прошлого года уже 600 наследников Курильских островов нашлось, которые только и ждут, когда острова вернутся к Японии. Так что жители Курил, которые ждут не дождутся этого светлого дня, вполне могут столкнуться с ситуацией, когда их попросят и дома оставить, и землю освободить...
Ну а что нам с этих четырех островов Курильских? Не сошелся же свет клином на них. Ну ладно японцы — у них каждый сантиметр суши на счету, а нам-то куда эти 5 000 километров спорной земли? Ну серу там японцы добывали самородную, ну единственное известное в мире минеральное месторождение рения там имеется. Ну на шельфе месторождения нефти и газа вроде разведаны, но в небольших количествах — чисто символически. Зато 36 действующих вулканов, и цунами регулярно случаются. Зачем оно нам?
Сами жители Курил, кстати, тоже не против войти в состав Японии. При советской власти их особо не баловали. Это уже потом, в
Личный вклад
Последнее обострение курильской проблемы эксперты объясняют не только визитом Дмитрия Медведева на острова, но и тем, что в Японии недавно сменился министр иностранных дел. Пришел на этот пост Сэйдзи Маэхара, политик жесткий и давно ратующий за Японию единую и неделимую. Он же требует отменить статью в японской Конституции, которая запрещает стране иметь свою армию. Такая норма — дело американских рук времен 1945 года. Маэхара воюет не только с Россией — в сентябре японцы задержали китайский траулер в водах, которые своими считают. Почти месяц Токио и Пекин играли в политическую молчанку.
Наши с японцами, кстати, уже тоже помирились — Дмитрий Медведев на саммите АТЭС в Иокогаме встретился с японским премьер-министром Наото Каном и, кажется, все спорные моменты обсудил. А заодно пригласил его посетить любой регион России, включая Дальний Восток. То есть, по сути, пригласил приехать на Курилы — там на месте все и обсудили бы.
После этого сразу начались разговоры — уже привычные для российского общества. Не случайно ли Дмитрий Анатольевич на Курилы летал с истребителями? Может, хотел не только внимание к теме островов привлечь, но и лишний раз напомнить, что он независимый глава сильного государства и способен геополитические проблемы решать самостоятельно. Мол, 2012 год не за горами — любой поступок на благо Родины будет учтен. Хоть Олимпиада в Сочи, хоть гонки «Формулы-1» там же, а хоть бы и подписание мирного договора с Японией. Тоже важное дело.
Ну а острова свои мы, конечно, не отдадим. Осталось только решить, где свои, а где чужие.
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск» № 46 (287)