Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Картежники

Картежники

26.11.2010
3

Чиновники начали реализацию проекта электронных транспортных карт

Когда азартные игры в Красноярском крае оказались вне закона, чиновники стали играть в другие игры с другими картами. Сначала с социальными, а с 1 ноября этого года — с транспортными.

Социальная нагрузка

Захар Титов готов к неожиданным поворотам – он просчитал и худшие вариантыC 1 декабря проезд на маршрутных автобусах будет стоить 13 рублей вместо нынешних 11. Об этом повышении давно говорили, 15 ноября его обсудили на совещании и окончательно утвердили на заседании правительства Красноярского края 16 ноября.

Однако изменение тарифа — не единственная новая мера министерства транспорта. Проект социальных карт, увеличение стоимости проезда и введение карт транспортных — это все звенья одной цепи, и вскоре она может еще удлиниться. Транспортная реформа не была публично заявлена как единый проект, но то, что реформирование отрасли происходит, очевидно.

Нагрузка на бюджет в связи с ростом стоимости проезда не увеличится — для льготников цена останется прежней. По инициативе министра финансов она будет составлять 11 рублей (независимо от увеличения тарифа), точнее, 11,6 — краевая казна оплачивает транзакцию. Соответственно, частично оплата проезда льготников ляжет на плечи тех 80 % пассажиров, которые не имеют права на получение социальных карт, и она «зашита» в тарифе.

Еще одно нововведение, связанное с социальными картами, — перенос поездок. С января 2011 года базовые поездки льготников можно будет использовать не только в рамках одного месяца, но и переносить на последующие. Благодаря этому для перевозчика стоимость обслуживания льготника возрастет. По нынешней схеме базовые поездки «сгорают», и льготники при необходимости докупают их по 10 рублей. В итоге средняя стоимость поездки снижается до 10,8 рубля. За счет переноса ситуация для перевозчиков должна улучшиться — пенсионеры будут накапливать поездки в зимний период и тратить их в летний, а средняя стоимость максимально приблизится к 11 рублям.

Плюс 20 %

Что касается транспортных карт, то по механизму действия это то же, что и социальная карта. (Кстати, проект с введением последних был признан очень успешным, несмотря на многочисленные сбои на начальном этапе. Сейчас его реализацией и минтранс, и оператор — государственное предприятие «Красноярскавтотранс» — очень довольны.)

Транспортные карты появились на рынке 1 ноября. Уполномоченный по реализации проекта — тот же Красноярскавтотранс. Председатель правительства Эдхам Акбулатов на совещании по вопросу повышения тарифа порадовался, что оператором стало государственное предприятие, правда, предостерег: «Процесс должен быть прозрачным. Отчет о реализации данного проекта необходимо сделать публичным. Не должно быть ни у кого сомнений, что все будет сделано под государственным контролем».

Транспортная карта по сути электронный проездной, стоимость проезда по которому будет на рубль дешевле, чем за наличный расчет, т. е. 12 рублей на автобусах и 10 на электрическом транспорте. Перевозчики же будут получать на 40 копеек меньше — столько стоит транзакция. На 40 копеек меньше тарифа или всего на 60 копеек больше цены, действующей до 1 декабря. Несмотря на незначительное увеличение, игроки рынка положительно восприняли такую инициативу. Хотя и не без оговорок.

— Сделали бы проезд по карте по 12 с половиной рублей, — говорит перевозчик Михаил Ялтонский. — Хотя в целом инициатива хорошая, студенты и пенсионеры, которые не подпадают под действие социальной карты, смогут воспользоваться транспортной. Это и нам удобно — меньше работать с наличностью, и прозрачность повысится.

Именно этот факт чиновники считают главным козырем карточно-транспортной игры. По словам Эдхама Акбулатова, правительство края делает особую ставку на повышение прозрачности денежных потоков после введения транспортных карт.

— В других городах введена транспортная карта и успешно работает, — рассказал на совещании замглавы Красноярска Олег Якубович. И после уточняющего вопроса Эдхама Акбулатова добавил: — Я имею в виду близлежащие города Новосибирск и Казань.

Насколько географически нам близка Казань — вопрос, конечно, спорный. Впрочем, Олег Якубович возглавляет городской департамент транспорта, нельзя же требовать от него знания географии всей России. Так вот, в «близлежащих» городах после введения транспортных карт валовая выручка перевозчиков увеличилась на 20 %. По данным предпринимателей, на настоящий момент рентабельность по некоторым маршрутам не превышает 5 %, а по другим — отрицательна. В целом по отрасли она колеблется в районе 2 %. Вряд ли эта цифра увеличится, скорее наоборот. По свидетельству игроков рынка, повышения цен еще не произошло, транспортные карты еще массового распространения не получили, а цены на топливо уже выросли на 2-3 рубля. Причина же столь невысокой доходности — воровство среди водителей и кондукторов. Об этом говорят все, но исключительно на правах анонимности.

Повезут — не повезут

Одним большим минусом для пассажиров может обернуться идея с транспортными картами, если не все перевозчики согласятся по ним работать. Придется подолгу ждать автобусы на остановках. Такая проблема одно время была актуальной для льготников, сейчас может повториться для держателей транспортных карт.

— Большинство коммерческих перевозчиков поддержали введение данной системы, — парировал представителям СМИ Якубович. — Согласие дали более 14 перевозчиков, вместе с муниципальными предприятиями это около 60 %, или 62 маршрута. К 1 декабря процент увеличится до 65. Остальные перевозчики принципиально согласны, сейчас рассчитывают экономические моменты.

— Мы прорабатывали худший вариант развития событий, — вступил в диалог Захар Титов. — Если он случится, мы перераспределим муниципальный транспорт, и на каждом маршруте будут автобусы, работающие по транспортным картам.

А это означает только одно — возвращение к долгим ожиданиям транспорта на остановках. Министр с этим согласился и признал: «Пока этот вопрос не решен».

Однако Якубович тут же возразил: «Ассоциация перевозчиков в целом поддержала проект, остальные считают свою экономику. К Новому году мы планируем выйти на показатель 100 %».

Из области экономики

Что касается подсчетов экономики. Преимущество, которое получает перевозчик, — кредитный расчет. Минимальная сумма пополнения карты — 350 рублей. В правительстве говорят: эта цифра еще может скорректироваться, но пока она такова. В розничной продаже карта стоит 100 рублей, но, по словам Марата Саитова, себестоимость ее выше. Печать буклета, доставка до торговых сетей и их комиссия повышают себестоимость до 115 рублей.

— Мы несем убытки на реализации карт, которые намерены в течение года-двух отработать на эксплуатации системы, — говорит Саитов.

Своя, и весьма резкая, позиция относительно транспортных карт у заместителя руководителя Красноярского УФАС Олега Харченко. «Все выглядит просто: слои населения, которые чаще всего бывают пассажирами автобуса, выдают беспроцентную безвозвратную ссуду, которая через небольшую цепочку посредников размещается на депозите», — рассказал он «Новостям» ТВК. По подсчетам Харченко, при распространении 300 тысяч карт общая сумма составит 105 млн рублей в месяц. С перевозчиком нужно рассчитываться ежемесячно, и на это время деньги размещаются на банковском депозите под 2,8 % годовых. В итоге компания сможет получать до 227 тыс. 850 рублей в месяц.

Однако, по словам Марата Саитова, «300 тысяч карт — это „потолочный“ объем (в 1,5-миллионном Новосибирске спустя 4 года работы системы в обороте только 250 тысяч карт), но и это не главное. Согласно договору мы должны перечислять средства перевозчикам дважды в неделю, а не ежемесячно. Скопленные деньги, а они в небольшом количестве действительно могут скопиться, мы планируем пустить на авансирование частников. Эта программа сейчас разрабатывается».

«ВК» будет и дальше следить за игрой.

Справка «ВК»

Пригородные, междугородние и внутренние перевозки в Красноярском крае осуществляют свыше 200 предприятий. 18 из них в краевой собственности, 14 — в муниципальной, 10 — акционерных обществ, форма собственности остальных — ООО и ИП.

Рынок Красноярского края составляет 400 млн пассажиров в год. Рынок краевого центра — 100 млн человек в год. В среднем 1 житель края совершает 150 поездок на автобусе в год. Город обслуживают 70 автотранспортных предприятий, которые работают по 80 маршрутам. Ежедневно на рейс выходит около 1 100 автобусов, 300 из них муниципальные, остальные — коммерческие.

Источник: доклад министра транспорта Красноярского края Захара Титова

Екатерина Юсьма, «Вечерний Красноярск» № 46 (287)

Рекомендуем почитать