Телеканалы выстроят в линейку
Телевизор, как известно, современные, уважающие себя россияне не смотрят. Ругают его в блогах, обзывают «зомбоящиком», уверяют, что давно получают всю нужную информацию из Интернета. Странно, но летний опрос ВЦИОМ показал, что 92 % опрошенных последние новости узнают именно из телевизора, а Интернет занимает в списке источников новостей лишь третье место (15 %), уступая еще и радио. При этом и у молодежной аудитории (от 18 до 24 лет) в 85 % случаев именно телевизор является основным источником новостей. Так что ругают, презирают, но все равно смотрят. При всем богатстве выбора альтернативы телевидению пока нет.
Современное телевидение проникает всюду — для него нет тайн, секретов, частной жизни: включив телевизор, можно узнать все и обо всех. Исключение составляет только само телевидение. О том, что происходит на телеканалах, сами они, как правило, не рассказывают, а остальные СМИ если и делают это, то до широкой аудитории такие новости практически не доходят. А между тем именно телевидение формирует общественные взгляды на самые важные темы. Тем интереснее узнать, что происходит по ту сторону экрана, который в советские времена называли голубым, а сегодня — все больше черным.
ТЭФИ закрывают
Первая новость последних дней на тему телевидения связана с главной телепремией страны — «ТЭФИ». Красноярцам она знакома не понаслышке — в те далекие годы, когда еще не было отдельной премии «ТЭФИ-регион» для местных телеканалов, а в Красноярске была телерадиокомпания «Афонтово», Сергей Ким брал ТЭФИ в номинации «Лучший ведущий новостей», опередив коллег с федеральных каналов. Было это в 2001 году. С тех пор утекло много воды, и сама церемония вручения премии «ТЭФИ» стала бесконечным источником для скандалов.
Последнюю церемонию раздачи призов телеакадемии омрачили сразу три происшествия. Сначала режиссер нашумевшего телесериала «Школа» Валерия Гай Германика, не получив за него ТЭФИ, так расстроилась, что нецензурно высказала свое отношение к телеакадемии. Кстати, после «Школы» Валерия успела 4 месяца поработать на канале MTV креативным директором, но была уволена оттуда после того, как попыталась убрать из эфира «гламурных виджеев», заменив их на «сериалы о реальной жизни молодежи». А сейчас Германика по заказу все того же Константина Эрнста снимает для «Первого канала» новый сериал — по сути, продолжение «Школы» — о жизни молодых мам в современном городе.
Кроме Германики на ТЭФИ-2010 отметились Олег Дорман, режиссер документального фильма «Подстрочник», отказавшийся получать за него ТЭФИ из рук людей, «которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет». Третьим отличившимся стал сам президент телеакадемии Михаил Швыдкой, не ставший вручать статуэтку в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения» опальному директору «Интерньюс» Манане Асламазян, покинувшей страну в 2007 году. Сейчас дело против Асламазян уже закрыто, но Швыдкой решил замолчать факт присуждения ей ТЭФИ, за что получил потом массу возмущенных отзывов от коллег.
И вот после всего этого стало известно, что в 2011 году премия «ТЭФИ» вручаться не будет вообще. Причина вроде бы проста — телеакадемики вдруг решили следом за футболистами перейти на систему «осень — весна» и вручать награды лауреатам года не осенью, как это было раньше, а весной. Впрочем, по сведениям, с трудом просачивающимся из-за закрытых дверей высоких теленачальников, за эти полтора года в самом фонде «Академия российского телевидения» произойдут серьезные перемены, поскольку его существование в нынешнем виде не устраивает никого. Да и к фигуре президента фонда много вопросов.
В общем, в следующем году впервые за последние 15 лет российское телевидение останется без главного профессионального приза.
Три веселых буквы
Другое событие этой осени — менее заметное, но явно знаковое — утрата «Первым каналом» безоговорочного лидерства по доле телеаудитории. Если раньше «Первый» с большим отрывом опережал канал «Россия» и вместе они уверенно отрывались от НТВ, ТНТ, СТС и прочих каналов, то теперь ситуация изменилась. В октябре средняя доля «Первого канала» в телесмотрении составила 18,2 %, доля НТВ — 17,3 %, а доля «России-1» — 16,7 %. Отрывы, как видите, минимальные, и на второе место вышел самый скандальный, пожалуй, из федеральных телеканалов.
Для НТВ осень-2010 вообще стала по-настоящему урожайной. Это на этом канале сначала разоблачали «Крестного Батьку», а потом затеяли «Дело в кепке». И если с президентом Белоруссии все ограничилось сотрясанием воздуха, то для мэра Лужкова информационная атака НТВ, которую чуть позже поддержали и другие федеральные каналы, закончилась отставкой. И пока интеллигентная часть телеаудитории клеймит канал НТВ информационными киллерами, работающими по заказу Кремля, руководство канала потирает руки, получая сведения о последних рейтингах телесмотрения.
В Москве НТВ уже не первый месяц обходит по популярности и «Первый канал». Успех специалисты объясняют как творческими удачами самого канала (вроде телесериала «Глухарь», который бьет по рейтингам любое другое телемыло), так и неудачами конкурентов. Скажем, «Первый канал» этой осенью решил приучить свою аудиторию к смотрению сериалов в новом формате — по одной серии в неделю. И... с треском провалился! Четыре сериала на «Первом» собирают в среднем по
Крест на «Пятом»
А еще этой осенью, похоже, завершился эксперимент по созданию телевидения для интеллектуальной части аудитории. Его начали прошлой осенью, когда сначала вывели «Пятый канал» на федеральный уровень, а потом собрали на нем целую плеяду звезд телевидения для умных. С плакатов с белой пятеркой в красном квадрате улыбались Дмитрий Быков, Светлана Сорокина, Андрей Норкин, Сергей Майоров, Андрей Максимов, Николай Сванидзе и другие. Несколько неуместно смотрелась в этой компании Ксения Собчак, но ее роман с «Пятым каналом» получился недолгим и закончился весной — к обоюдной радости.
За прошедший год «Пятый канал» успел привлечь внимание сразу несколькими громкими проектами, больше всех из которых нашумел, конечно, «Суд времени». Здесь Николай Сванидзе, Леонид Млечин и Сергей Кургинян взялись устраивать ежевечерний судебный процесс над главными героями российской истории, от старины глубокой (Иван Грозный, Петр Первый) до дней недавних (Егор Гайдар, Михаил Горбачев). И тут вдруг выяснилось, что, как бы ни старались либералы Сванидзе и Млечин, примерно 3/4 телеаудитории по любым вопросам поддерживают «просоветскую» точку зрения Кургиняна: «Развал СССР — ошибка», «Коллективизация была необходимостью», «Иван Грозный — славный царь» и так далее. Ужас? Подтасовка? Или суровая правда жизни, которую власть не хочет замечать?
Параллельно реформы шли на канале «Рен-ТВ», где вместе с неустрашимой Марианной Максимовской, взявшей на последней церемонии сразу две ТЭФИ за свою еженедельную аналитическую программу, появился бывший адвокат Макаров, который оказался харизматичным телеведущим и в шоу «Справедливость» взялся отстаивать интересы простых граждан в борьбе с чиновниками, а то и государством. Рейтинги эта «Справедливость» стала собирать неожиданно высокие, и после очередной скандальной программы (по поводу военной реформы) программу тихо прикрыли, объявив, что она теперь будет еженедельной, но появится в эфире после Нового года (и уволив при этом весь творческий коллектив, который ее делал).
И вот совсем недавно пришла новость о том, что в холдинге «Национальная Медиа Группа» (НМГ), куда входят «Рен-ТВ» и «Пятый канал», произошли кадровые перестановки — ушел генеральный директор Владимир Ханумян, за ним последует генеральный продюсер «Пятого канала» Наталья Никонова, а председатель экспертного совета НМГ Александр Роднянский (отец-основатель телеканала СТС) назначен советником председателя совета директоров банка «Россия». Если большинству телезрителей эти фамилии не говорят ни о чем, то для телесообщества именно они связаны с преображением «Пятого канала» и Рен-ТВ в телевидение для умных.
Теперь уже очевидно, что эксперимент по попытке культивирования свободы слова в отдельной телевизионной резервации сворачивается — на «Пятом канале» готовятся к сокращениям и замене проектов. А в кулуарах обсуждается грядущее вхождение каналов НМГ в зону влияния Константина Эрнста, которому давно уже стало тесно на отдельно взятом «Первом канале». Так что если уже весной на «Пятом канале» появится вертикальная линейка телесериалов или новый проект Андрея Малахова, не спешите сильно удивляться — к этому все сейчас и идет.
В общем, телевидение не только меняет нас, но и меняется само. Последние тенденции говорят о том, что меняется оно не в лучшую сторону.
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск» № 46 (287)