Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Минус восемнадцать

Минус восемнадцать

01.12.2010
0

Дефицит краевого бюджета назван беспрецедентным

На процедуру принятия законопроекта о краевом бюджете в первом чтении потребовалось около трех часов. Это странно не потому, что очень долго. Странно потому, что результат был очевиден. «Ну а куда вы денетесь-то?» Так никто не говорил. И даже, возможно, никто так не думал. Но это было понятно.

Параметры

Лев Кузнецов показывает Василию Моргуну губернаторский курсЕдва выйдя к трибуне, председатель правительства края Эдхам Акбулатов предупредил депутатов и сочувствующих:

— Мы предлагаем сложный бюджет. Он сложнее бюджета 2009 года.

То ли председатель правительства сам себе хороший режиссер, то ли есть у него режиссеры получше, только он все правильно сделал. Когда правдивый доклад начинаешь с противоречий, как-то верится. Может, потому, что и жизнь — вся сплошь из противоречий. Вроде бы 2010 год уже окрестили посткризисным и тяжелее 2009-го он не может быть по определению. А уж 2011-й и подавно. Тогда почему бюджет тяжелый? Потом только, в ходе доклада и — главное — обсуждения, стало ясно, для кого Акбулатов делал такой стилистический маневр. Есть среди депутатов некоторые... непонятливые.

Вначале, однако, о параметрах — собственно, именно им и посвящалось первое чтение. Краевой бюджет на 2011 год предлагался (и был принят, конечно) в таких параметрах: доходы — 104,8 млрд рублей, расходы — 122,8 млрд рублей, дефицит — 18,17 млрд рублей. На 2012 год предлагалось (и было, конечно, принято) следующее: доходы — 110 млрд рублей, расходы — 125,3 млрд, дефицит — 15,2 млрд. На 2013 год правительство предложило (а депутаты, разумеется, приняли) такой бюджет: доходы — 117,8 млрд, расходы — 122,8 млрд, дефицит — 5,14 млрд.

— Расходы на выполнение социальных обязательств правительство предлагает сохранить в полном объеме, — не раз подчеркнул в докладе Эдхам Акбулатов.

И пояснил, почему в текущем году ситуация с доходами сложилась лучше, чем в предыдущем: в частности, это было связано с конъюнктурой мирового рынка, с ценами на цветные металлы, нефть и прочее. Однако, как сказал председатель правительства, отвечая на вопрос из зала, нет в мире ни одного вменяемого правительства, которое бы в здравом уме и твердой памяти ставило на конъюнктуру. Бюджет можно строить, делая ставку только на понятные и гарантированные источники.

Тяжелый бюджет

Все-таки — почему бюджет назван сложным, если кризис кончается? Как всегда, государство в лице федеральной власти нам преподносит сюрпризы.

— Напряженность обусловлена выпадающими доходами, — пояснил Акбулатов. — С начала года предполагается отменить таможенные льготы на экспорт нефти Восточной Сибири. Это — нефть Ванкора. Результат — минус 10,5 млрд рублей. Параллельно предполагается увеличить расходы регионов в части социальных выплат, реализации программы энергосбережения. Сейчас мы — правительство и губернатор — ведем работу с федеральными органами власти по поводу сохранения льготных таможенных пошлин.

Резюме прозвучало однозначно: доходную часть увеличить невозможно — по крайней мере в ближайшем будущем и в ощутимых размерах, — расходную нельзя сократить — значит, бюджет надо принимать таким, какой он есть. То есть — с беспрецедентным дефицитом.

В процессе обсуждения доклада главы правительства возникли вопросы. Главными оппозиционерами правительства выступили коммунисты. Валентина Бибикова спросила Эдхама Акбулатова: почему компания «РУСАЛ» раньше платила в краевой бюджет 2 млрд рублей налогов, а теперь — только 1,2 млрд? Есть ли в этом справедливость и, если нет, что делает правительство, чтобы ее восстановить?

— Правительство работает, — коротко ответил Акбулатов.

Вопрос Всеволода Севастьянова был коварнее. Начиная с 2003 года, сказал депутат, мы сохраняем политику скрытых резервов. Например, в этом году мы получили 16-18 млрд дополнительных доходов, не предусмотренных бюджетом. Севастьянов высказал прогноз:

— Конъюнктура цен на цветные металлы устойчива, тренд восходящий — чего мы боимся, почему не закладываем дополнительные доходы в бюджет?

Логика понятна: дополнительные доходы, будь они, позволили бы и расходную часть увеличить, индексировать зарплату, например, бюджетникам.

Эдхам Акбулатов терпеливо объяснил, что до кризиса бюджет рос за счет конъюнктурных доходов. Если перевести на понятный язык, все равно что делать ставку на найденный кошелек. А если не найдешь?

Плюс 239 млн

Из-за стола президиума рядом со спикером за происходящим наблюдал губернатор Лев Кузнецов. Тяжелая артиллерия. Накануне он провел совещание с фракцией «Единой России», где предложил увеличить минимальный размер заработной платы в крае до 5095 рублей. Интересный ход: с одной стороны — беспрецедентно дефицитный бюджет — минус 18 миллиардов, с другой — плюс 239 миллионов для повышения минимальной зарплаты.

Губернатор, конечно, выступил, но не в качестве тяжелой артиллерии — ее не понадобилось.

На брифинге после заседания один журналист задал вопрос премьеру — дескать, чего позориться, подняли бы уж зарплату хотя бы до семи тысяч или до десяти. Акбулатов и вице-спикер ЗС, председатель комитета по бюджету Валерий Семенов объяснили: не все так просто, деньги из воздуха не берутся. Расчет простой: сумма 5095 рублей не просто из головы, это базовые 4330 (нынешний минимум) плюс две инфляции — 2009 и 2010 годов. Как подчеркнул глава краевого правительства, это не значит, что минимум замрет на этой отметке, ведется активная работа с работодателями, с профсоюзами, готовится традиционное трехстороннее соглашение.

Один из ключевых вопросов, который волновал всех — и лояльные к правительству партии, и оппозицию, — как нарастить доходную налоговую базу? Акбулатов в перечне мер привел крупные инвестиционные проекты, программу по развитию малого и среднего бизнеса. Кроме того, сказал о том, что край должен наращивать масштабы инновационной деятельности.

А Баба-яга против!

В дискуссии выступили коммунисты.

— Для нас при таких параметрах бюджета неприемлемо голосовать «за», — сказал от имени фракции депутат Валерий Сергиенко. — Нынешняя скудная доходная база — результат многолетней экономической и налоговой политики в крае. Наше коренное требование — формирование реальных планов по доходной базе, источников доходов не конъюнктурных, а реальных, которые можно закладывать в бюджет, прогнозировать, на которые можно опираться.

Дальше, правда, случилось странное. Коммунисты заняли такую позицию: «Голосовать за такие параметры такого бюджета мы не станем, но ответственность за его реализацию на себя берем, поскольку депутаты, и поправки уже ко второму чтению приготовили».

— Чем хороши трудные времена? Тем, что каждый границу этих трудностей определяет для себя самостоятельно, — сказал в дискуссии Алексей Клешко. — Я понимаю Всеволода Николаевича Севастьянова, который предлагает учесть в бюджете возможные конъюнктурные доходы. Десять лет назад мы так сделали — реальная экономика с нашим оптимистическим прогнозом не посчиталась, край потерял. Да, дефицит беспрецедентный, вы предлагаете увеличить социальные расходы, индексируя зарплату бюджетников. Но я вот не могу для себя расставить приоритеты: увеличить учителю зарплату — или отремонтировать школу? Он же не дома преподает.

Как-то по-житейски, неформально всех отрезвил депутат Евгений Цветков.

— Я десять лет назад играл в команде правительства, мы принимали бюджет в размере 17 миллиардов рублей, — сказал он. — Назовите мне что-нибудь еще, что за десять лет в крае выросло в шесть раз! Наша фракция — за бюджет.

Итог — большинством голосов (минус семеро членов фракции КПРФ) проект закона о бюджете на 2011 и прогнозные 2012-2013 годы принят. До второго — декабрьского — чтения законопроект пройдет экспертизу в комитетах, выдержит массу поправок. Однако главное в нем, конечно, сохранится: дефицит в 18 миллиардов рублей. Если год выдастся урожайным на конъюнктурные доходы (цены на никель поползут вверх, федеральное правительство смилостивится и сохранит льготы на экспорт нефти), будем жить лучше.

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск» № 47 (288)

Рекомендуем почитать