Конфессии получат обратно свои здания. Но в каком виде?
Госдума РФ одобрила во втором чтении законопроект «О передаче церковным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». По факту это значит, что при окончательном утверждении закона старые церковные здания, которые в годы советской власти были переоборудованы под другие нужды, вернут религиозным общинам.
Переезд в никуда
В Москве и европейской части России по этому поводу готов разразиться скандал; во главе протестующих — музеи. Красноярские власти комментируют проект с осторожностью. С одной стороны, многие церковные владения уже возвращены Православной церкви и другим конфессиям, с другой — проблем все равно может возникнуть много.
— В первую очередь эта мера коснется зданий, считающихся объектами культурного наследия, — говорит Рашит Рафиков, начальник отдела по делам национальностей и религий управления общественных связей Совета администрации края. — Далеко не все они переданы, хотя процесс возвращения религиозным организациям их владений идет уже не меньше десятка лет. Вопрос этот, конечно, очень трудный, хотя все же для нашего региона стоит не так остро, как для городов Золотого кольца, где приходится вывозить институты и музеи. Из наших наиболее «проблемных» для передачи объектов в первую очередь вспоминается католический костел — Органный зал. Он находится в совместном пользовании общины и Красноярской филармонии, причем орган расположен в алтарной части строения.
Как пояснил Рафиков, в крае есть еще два наиболее известных объекта, касающихся других (не православных) конфессий, которые подпадают под правительственную программу. Во-первых, мечеть в Енисейске, фактическая передача которой мусульманской общине уже произведена. Сейчас идет реконструкция. Во-вторых, кирпичное здание синагоги, в котором много лет расположена станция скорой медицинской помощи города Ачинска. О необходимости перевоза медучреждения в другое помещение говорят давно, но подходящего здания пока просто нет.
Эту информацию подтвердили и сотрудники ачинской станции. Как уверяют медики, переехать они и сами бы рады: старое здание площадью 845 кв. м построено в
— Разговоры о переезде идут давно, здание все-таки является памятником архитектуры, — говорит Ольга Гайдаленко, заместитель главного врача МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Ачинска. — Но чтобы соблюсти все современные нормы и СанПиНы, нам нужно помещение не менее 1000 квадратных метров. Таких помещений в городе просто нет, по факту нам некуда переезжать.
А согласно закону, который вот-вот будет принят, государство обязано предоставить таким организациям равноценное помещение. Причем заранее — чтобы было время спокойно переехать и обустроиться на новом месте. Есть в крае и другие учреждения, с «переездом» которых после реституции возникнут проблемы.
Правда, сложившаяся практика взаимодействия органов государства с традиционными конфессиями говорит о том, что все проблемы можно будет решить конструктивно, без конфликтов, уверяет Рафиков.
— Многие общины готовы подождать, думаю, таких конфликтных ситуаций, как в европейской части России, у нас не будет, — говорит он.
Ремонтные заботы
Остальные здания в крае, подпадающие под новый закон, православные. Из наиболее известных в Красноярске — здание бывшей семинарии на улице Горького, где размещался военный госпиталь. Его восстановление потребует больших затрат, уверяют специалисты.
Во время обсуждения законопроекта в Госдуме очень много споров возникало из-за того, как не обидеть музеи и учреждения культуры, которые размещаются в бывших церквях, монастырях, семинариях. Перед вторым чтением депутаты внесли ряд поправок, согласно которым за сотрудниками музеев сохраняется право доступа в здание даже после его возвращения церкви. Для научных исследований, например. Таким шагом власти попытались обезопаситься от вражды между церковниками и музейщиками.
Зато до сих пор остается открытым вопрос, в каком виде конфессии получат обратно утраченные когда-то владения. По опыту Красноярского края, например, здания после «пользования ими советской властью» нередко переходят обратно церкви полуразрушенными. Иногда же это просто руины. Монастыри Енисейска, например. Мужской Свято-Успенский монастырь в поселке Удачный под Красноярском также был возращен монахам после долгих лет в очень плохом состоянии. Восстанавливали сами послушники.
Но пока не ясно, будут ли ремонтироваться все разрушенные и запущенные строения (особенно те, которые не подпадают под программу восстановления культурных ценностей) перед возвращением в церковные владения. Можно ли назвать такое положение дел восстановлением исторической справедливости, вопрос спорный.
Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 47 (288)