Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Красноярские сауны

Красноярские сауны

03.12.2010
7

Годовой оборот сауны средней руки — 3 млн рублей

Считается, что саунный бизнес буйным цветом расцвел сразу после упадка советской «индустрии» общественных бань. В Красноярске первые серьезные игроки на этом рынке начали появляться значительно позже развала СССР: на рубеже девяностых — двухтысячных. Сегодня зарабатывать на саунах все труднее — как никогда высока конкуренция. С другой стороны, и спрос высок. На общей волне популярности здорового образа жизни красноярцы стали регулярно ходить в сауны наряду с фитнес-залами, массажными салонами и косметологическими кабинетами.

Иди ты в баню

Марина Рудзит не видит смысла открывать сауну с одним номером— Мы на этом рынке 11-й год. Были одними из первых, но не первыми, — рассказывает Марина Рудзит, директор по персоналу сети саун «Сибирский вариант». — В конце 1990-х в Красноярске начали появляться первые частные сауны, их можно было пересчитать по пальцам одной руки. Для нас также все начиналось с первых трех номеров. Постепенно расширялись, открывали новые филиалы по всему городу. Сегодня у нас сеть более чем на 30 номеров, часть из филиалов в нашей собственности, часть — в аренде. В 2007 году вошли в Железногорск. Оттуда поступило интересное предложение выкупить бывшее здание общественной бани. Оно показалось нам выгодным, но в другие города пока заходить не планируем.

Как отмечают специалисты, сегодня на рынке становится тесновато. То и дело открываются новые сауны, причем не только как отдельное предприятие или сеть центров, но и как структурное подразделение при спортивных залах, бассейнах, косметологических центрах, частных клиниках, отелях и т. д. Рынок охвачен, и каждый новый игрок оттягивает спрос на себя: происходит перераспределение клиентуры, а новые клиенты не появляются, считают эксперты.

— Все эти годы мы отслеживаем динамику рынка, ведем мониторинг. Сама лично насчитала более сотни игроков, которые хоть немного себя позиционируют, размещают рекламу, — поясняет Рудзит. — Отрасль развивается разными темпами: бывают и взлеты спроса, и резкое падение. Кризис серьезно на нас отразился, но благодаря тому, что у нас большая сеть, удалось остаться на рынке и не потерять даже те помещения, которые берем в аренду.

Удержаться помогли в том числе и различные маркетинговые механизмы, которые не обошли и банный бизнес: дисконтные карты, системы скидок, программа «Копилка» — все это очень актуальные для отрасли нюансы.

Ирония судьбы

Самую большую прибыль владельцы «парных» получают в период отключения в городе горячей воды (тема, кстати, актуальна исключительно для Красноярска, в малых городах края, в том же Железногорске, лето — провальный период) и... в Новый год. Такая тенденция заметна последние 5-6 лет: уже с сентября клиенты начинают бронировать номера на 31 декабря. Отмечать праздник в бане становится доброй традицией.

— На сегодняшний день, — уверяет Марина Рудзит, — большие номера все проданы. Покупают в первую очередь просторные помещения, в декабре таких предложений уже не найти, выбор по остаточному принципу. И все равно на новогоднюю ночь у нас уже который год нет ни одного свободного номера.

В предновогодние дни и в рождественские праздники спрос также очень велик.

— Активный сезон работы саун и бань начинается в октябре и продолжается до весны, — говорит администратор компании «Сауна» Анжела Иванова. — Летом происходит спад посещений. Основную прибыль приносит так называемое коммерческое время: с шести вечера и до ночи, в дневные часы номера частенько простаивают.

В некоммерческое время предприниматели запускают программы эконом-класса, например, для пенсионеров или молодых мам. Иногда в эти часы в аренду бассейны берут преподаватели аквааэробики, они все чаще проводят занятия в частных банях.

Стоимость водных процедур зависит от класса сауны: широко представлены в городе и эконом-сегмент, и средний класс, и премиум (стоимость последнего не превышает 3000 рублей). Час аренды номера средней ценовой категории в Красноярске — 700 рублей. Обороты рынка каждый оценивает по-своему. По мнению одного из игроков, через сауну средней руки, которая удобно расположена и имеет стабильный спрос на свои услуги, проходит не меньше 3 миллионов рублей в год.

Не париться с выбором

Спрос растет, уверяют игроки. Основной клиент — семейные пары, которые приходят часто даже с грудными детьми, и небольшие компании. Интересно, что мужчины предпочитают финские парилки, а женщины — турецкие сауны, в которые ходят так же регулярно, как в косметический кабинет. Самые востребованные номера на два-четыре человека. Но каждая крупная сеть саун обязательно имеет и просторные помещения — для больших компаний. Мальчишники, девичники, дни рождения, детские праздники проходят в банях регулярно. Тенденция настолько ярко выражена, что владельцы саун стали сотрудничать с агентствами праздников и аниматорами.

Спрос, как правило, распределяется по районам города равномерно, клиенты чаще всего идут париться в ту сауну, которая ближе к дому. Отсюда и география фирм: спальные районы охвачены практически так же плотно, как и центр.

— Большой разницы между спросом на правом берегу и левобережье я не вижу, — говорит Анжела Иванова. — Иногда для того, чтобы побывать в той или иной сауне, например с большими номерами или удобным бассейном, клиенты готовы ехать даже на другой конец города.

Из всех предприятий Красноярска, предлагающих схожие услуги, бассейн есть только у одной трети. И это в бизнес-среде считается серьезным конкурентным преимуществом.

Не меньше 20 % прибыли саунам приносят постоянные клиенты. Зарабатывают «парные» предприятия не только на аренде номеров, но и на сопутствующих товарах. В каждой сауне можно арендовать или купить полотенце, простынь, сланцы, халат, приобрести веник, мыльные принадлежности и прохладительные напитки. Должен быть и небольшой мини-бар с горячительным. Самый ходовой товар — пиво. Причем желательно иметь в продаже напитки разной ценовой категории: и дешевые, и элитные. Не редкость — кухня при саунах.

— Бывает, что к нам приезжают сразу с ж/д вокзала, — рассказывает Марина Рудзит. — Как-то мы смекнули, что для таких клиентов очень пригодятся носки. Стали закупать чулочно-носочные изделия, и эта позиция очень хорошо пошла.

Скажите: «Горячо!»

Аренда площадей под сауну невыгодна, уверяет Марина Рудзит. Настоящую прибыль приносит только собственное помещение.

— Наши филиалы, которые находятся в аренде, на сегодняшний день убыточны, особенно летом, — говорит она. — Спасаем их только благодаря разветвленной сети. Выйти-то из арендованного помещения легко, а вот зайти в него потом — уже труднее. А найти подходящее помещение всегда тяжело, особенно когда требуется сауна на несколько номеров. Один номер — это невыгодно, нерентабельно. Соответственно, необходимы большие площади: на каждый номер не менее 70 квадратных метров плюс администраторская и несколько подсобных помещений.

В идеале — отдельно стоящее здание с бассейном (те же старые советские бани). Так как таких вариантов на рынке недвижимости немного, куда чаще бани открываются в подвальных помещениях, где приходится проводить реконструкцию. Требования к банным площадям серьезные: и специальная система вентиляции, и пожарная безопасность, и канализация, и возможность размещения электроприборов. Кроме того, в каждом номере сауны должны быть санузел и душевая кабина.

Специализированное оборудование (электропечи и парогенераторы) закупают в основном в Европе, финская техника самая востребованная. Реконструкция помещения стоит до нескольких миллионов рублей. Из них наименьшую часть занимает косметическая отделка, а ведь нынче у клиентов в фаворе сауны с дизайнерским решением помещений.

— Люди стали разборчивее и требовательнее, — говорит Марина Рудзит. — Обновлять интерьер необходимо раз в несколько лет, причем кардинально.

Кира Сергеева, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 47 (288)

Рекомендуем почитать