Чем дальше, тем хуже. Ситуация с нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях с каждым годом только накаляется. Ни уплотнение групп, ни другие способы сокращения очереди существенного результата не дают. Владелица частного детского садика Алиса Антонова уверена — нужно строить. Сама она, видя, как ее дочь мучается, не имея возможности водить ребенка в детсад, взяла и купила готовый бизнес — частный садик.
Нет и не будет
Одной из основных причин нехватки детских садов называют массовую передачу ведомственных садиков в 90-е годы частным и государственным структурам: налоговым, пенсионным фондам и так далее. Другие причины можете назвать?
Передавали тогда, кстати, здания не только ведомственных, но и муниципальных детских садов. Причем не соглашусь с утверждением, которое бытует, — мол, ведомственных садов не осталось. Они есть, но посещение их стоит очень дорого даже для самих сотрудников предприятий. Насколько я знаю, работникам РЖД посещение ведомственного садика обходится в 9-12 тысяч рублей в месяц, людям со стороны — 20 тысяч рублей. Это нереальные суммы. Основных причин нехватки несколько. Главная заключается в том, что дети рождаются, а детских садов не появляется. Тем более два-три года назад был всплеск рождаемости. Вспомните, на 80-е годы пришелся пик, теперь те, кто родился в то время, обрели семьи и сами начали заводить детей. Причем по два-три ребенка, ведь государство обещало плюсы, бонусы. Люди расслабились, начали дружно рожать, верить в счастливое будущее, никто не ожидал кризиса. А потом государство показало одну большую фигу. Причем во всех смыслах. Вот пример — компенсации за непредоставление мест в детских садах. Инициатива, соглашусь, хорошая и есть далеко не во всех регионах. Красноярскому краю в каком-то смысле повезло. Но только в каком-то смысле. Потому что сначала эти компенсации выплачивали всем, потом придумали механизм, по которому деньги могли получить только те семьи, чей доход составляет полтора прожиточных минимума. В семье моей дочери компенсацию не получают, потому что их доход на 200 рублей больше, чем полтора прожиточных минимума. А эти деньги могли бы им очень сильно помочь.
Многие родители жалуются, что очередь в некоторых районах города вообще не двигается.
Опять же личный пример. Когда дочь встала на очередь, была 910-й. Через какое-то время она решила узнать, есть ли подвижки. Пришла, узнала — опять 910-я. Когда она стала задавать логичные вопросы, ей ответили — дети, рожденные в 2008 году, будут рассматриваться в 2012 году. Заметьте, не дадут место, а всего лишь будут рассматривать. Сейчас вообще что-то невероятное творится. Я не шучу — в Интернете будущие мамы всерьез обсуждают, в каком месяце лучше родить, чтобы гарантированно попасть в детский сад. Ситуация, когда папы прямо из роддома бегут в отдел соцзащиты, чтобы встать в очередь, уже давно никого не удивляет. А пока места в садике нет, каждый справляется по-своему. Многие нанимают нянь, но хорошая няня дорого стоит, и не каждая семья может позволить себе платить няне по 100 рублей в час. Причем сейчас ситуация с нянями в Красноярске такова, что не семьи выбирают нянь, а няни выбирают семьи.
Все-таки решение у проблемы есть?
Строить. Не пафосные здания с фонтанами за бешеные деньги, а обычные добротные стандартные детские сады. Есть и другая крайность — сейчас в садиках начинают убирать спортзалы, игровые комнаты. Это не выход. Уплотнение, как мне кажется, сейчас заключается в том, чтобы лишить детей пространства и набить в садик как можно больше малышей. Группа из 38 человек — это полный абсурд. Тем более когда на эту группу приходится два воспитателя, работающие посменно.
Стройка как выход возможен. Представим, что власти с вами согласились и сказали — через два года будут садики. А что делать эти два года? Сейчас конкретно что делать? Ведь не скажешь родителям: «Посидите, потерпите пару лет, а потом — добро пожаловать».
Уплотнение — не выход. Возможный вариант — компенсация за частный детский сад, компенсация за сидение дома. Причем нужна нормальная система, чтобы не получилось по аналогии с ЖКХ, когда большинство получателей компенсаций за квартплату составляют люди, живущие в элитных домах. А компенсация даже в размере трех тысяч при плате в 10-12 тысяч за частный детский сад — это уже приятно.
Группы кратковременного содержания — вариант?
Спорный вариант. Ведь в случае, когда мама водит на пару часов ребенка в детский сад, сама она полноценно работать не может. Она может разве что до ближайшего магазина или рынка сходить. Даже в парикмахерскую толком не успеет. При этом многим семьям садик нужен именно для того, чтобы мама могла работать, потому что одной зарплаты папы на жизнь и содержание семьи не хватает.
В свое время один неумный чиновник предложил отдавать детей бабушкам и соседям...
Это бред. У соседей своих внуков нет, что ли? Или у всех бабушки живут в соседнем подъезде? Я занималась старшим внуком, забирала-отводила. А младшую внучку тоже мне нужно было на себя взять? Или вызвать еще и свекровь-прабабушку, за которой уже за самой ухаживать нужно? Странная позиция. Я понимаю, что сытый голодному не товарищ, что с зарплатами чиновников можно позволить себе и няню, и бабушек-дедушек. Мама моего зятя предложила отвезти внучку на какое-то время к ней в Шарыпово, на что дочь справедливо возмутилась — разве она для бабушек рожала ребенка? Она рожала для себя и сама хочет его воспитывать. Это, конечно, тоже выход, но ни ребенку, ни семье в целом он на пользу не пойдет.
Купила «нелюбимого ребенка»
Частные детские сады сейчас стали для многих реальной помощью. Можно ли решить проблему, если их будет много?
Их и сейчас немало. Здесь дело в качестве и подходе. Кто-то открывает садик, чтобы заработать деньги, кто-то — чтобы решить свои проблемы. У меня второй случай. Мне надоело, что моя внучка не ходит в детский сад. И я его купила.
Вот так просто?
Я купила готовый бизнес. Это было спонтанно. Обошлась без кредитов и государственной помощи. Просто влезла по уши в долги. Этот детский сад был у хозяйки вторым и, наверное, «нелюбимым ребенком». Отзывы о нем были плохие. Говорили, что там неуютно, грязно, холодно. Нам и самим не понравилась система и качество кормления. Пришлось все менять.
Почему прежняя хозяйка решила его продать?
На эту тему мы не разговаривали, но я подозреваю, что он не приносил дохода.
Частный детский сад — какой он должен быть?
Сложно сказать. Точно знаю, если б я не контролировала питание, если б сама не нанимала воспитателей, то моя внучка в этот сад бы не ходила. У нас уже был довольно неудачный опыт посещения частного детского сада, повторять его не хочется. Сады бывают разные, мы о них узнаем со слов родителей. Есть детские сады в полторы комнаты, есть детские сады в хрущевках...
Если вернуться к проблеме нехватки мест, получается, что ситуацию спасут частные детские сады при условии, что они будут цивилизованными?
Наверное, так. Но я не хочу, чтобы государство видело во мне спасителя. Я вообще не хочу, чтобы государство на мой детский сад обращало внимание. Не трогайте меня, пожалуйста. Я вас боюсь.
В городе всего один лицензированный частный детский сад. Идеи получить лицензию у вас не было?
Они могут себе это позволить, а мы нет. Мы зарегистрированы, платим налоги, занимаемся оказанием социальной услуги. Но получить лицензию — нереально. У нас ведь все в стране вопреки. Поэтому даже мыслей таких не возникало, если честно. Наверное, ни один частный детский сад, расположенный в квартире, не отвечает нормам СанПиНа. Что об этом говорить, если не все муниципальные детские сады проходят эти нормы?
Если рассматривать частный детский сад как бизнес — насколько он рентабелен?
Рентабельность составляет процентов 25. Можем вместе посчитать. Полная загрузка садика — 14 человек. Стоимость у нас одна из самых низких в районе — 10 тысяч рублей в месяц. Теперь расходы: 20 тысяч — аренда квартиры, 2 тысячи — электроэнергия и вода, зарплата одного воспитателя — 14 тысяч, второго — 9 тысяч, повар получает 7 тысяч рублей. На продукты мы закладываем 10 тысяч рублей в месяц. Еще мы платим приходящим воспитателям — психолог занимается пескотерапией, музыкальный педагог и логопед. Плюс основные воспитатели у нас получают премии. Я, признаюсь, плохой бизнесмен, поэтому за прибылью не гонюсь. Мне достаточно того, что моя внучка теперь ходит в детский сад.
Какие-то неожиданные моменты вас ждали, когда начали бизнес?
Ну, вот мы с вами все расписали, и получается вроде неплохо. Но глупо рассчитывать, что все 14 человек, как в армии, каждый день идут в сад. Кто-то болеет, кто-то уехал — соответственно, мы делаем перерасчет. Часть детей у нас ходит на полдня за полцены. Часть детей ходит за меньшую плату. Еще раз говорю — бизнесмен из меня плохой. Нет у родителей возможности платить 10 тысяч — они платят 8. Моя дочь была в такой же ситуации, когда ей нечем было платить за детский сад, поэтому я мам прекрасно понимаю. Однажды пришла женщина, узнала цену, расстроилась и ушла. Я потом посидела, подумала и приняла решение — пусть ходит за 8 тысяч полную неделю. Я ей перезвонила, сказала об этом, а она в трубку заплакала. Сказала, что для нее это самый счастливый день. А мы взамен получили больше — она то бумагу для поделок принесет, то детские стульчики. А мы не жадные хозяева. Мы, наверное, дураки.
Чтобы этот бизнес стал очень успешным, что нужно сделать?
Открыть два-три детских садика. Около ста тысяч в месяц зарабатывать в таком случае реально. Есть люди, которые строят коттедж и там размещают детский сад. У них прибыль, естественно, выше. Им не нужно платить за аренду, например. Это шикарный вариант, и я бы хотела, чтобы мой детский сад располагался в коттедже. А от аренды, конечно, большая зависимость. Понятно, что в любой момент хозяйка может нас попросить, что называется. Поэтому выплата аренды — самая важная вещь.
Некрасивая зависимость
Домашнее воспитание может заменить детский сад?
Безусловно. Если у нас семейное воспитание заменяет школу, то и детский сад оно может заменить. Если родители могут посвятить себя, все свое время ребенку, то это здорово. Если бы у меня в свое время была возможность, я бы не отдавала детей ни в садик, ни в школу. Школа — это отдельное зло, потому что когда ребенок пишет грамотно, но получает тройку за то, что есть помарки, — это, конечно, ужасно. Сейчас у меня внук ходит в начальную школу, она замечательная. Но что будет потом, я не знаю. Учитель сказала, что ему будет очень тяжело. Дословно это звучало так: «Ваш мальчик задает много вопросов и ничего не боится».
Составим небольшой список — плюсов и минусов детского сада как образовательного учреждения.
Я могу говорить о частном детском саде. Моя внучка получает разнообразное питание четыре раза в день. Второй плюс — общение со сверстниками. Третий — то, чего дома получить практически невозможно, — развивающие занятия с профессиональным педагогом. Где-то родители могут не успеть ребенку почитать или замотаются и не успевают погулять. В садике все это есть в обязательном порядке. Плюсы, безусловно, есть и для родителей. Моя дочь вышла на работу, может позволить себе куда-то ходить, заниматься своими делами. Мама ведь хоть и должна посвящать себя ребенку, но она тоже должна развиваться, должна расти, чтобы дети ею гордились. Теперь минусы. Садик — это стресс для ребенка. Внучка каждое утро плачет. Она едет в садик и предупреждает: «Я буду плакать, побудьте со мной немного». Ей не хватает мамы-папы. По опыту внука, который посещал обычный детский сад, скажу, что у него была поломана психика. В обычном детском саду часто бывает деление на детей хороших родителей и детей родителей плохих. Хорошие родители — это те, которые смогли привезти машину песка, что-то оплатить, сдать деньги, чтобы воспитатель съездила на симпозиум в Адлер. Детям хороших родителей всегда отдают первые роли. Пусть он картавит и шепелявит, когда рассказывает стихотворение, но он будет рассказывать его первым. Или будет играть главную роль в спектакле. Кроме того, в муниципальном детском саду ты особо не можешь проконтролировать, как занимаются с твоим ребенком. Внук два года ходил на занятия музыкой, дочь платила тысячу рублей в месяц. В итоге через два года он мог сыграть одну пьесу одним пальцем. Один из главных минусов — при большой загрузке воспитатели не могут уделить достаточно внимания каждому ребенку. Если группа до 15 человек — это идеально. В больших группах физически нет возможности позаниматься с каждым в отдельности. Мне кажется, при тех зарплатах, которые есть, только влюбленные в свою профессию люди могут работать без всякой озлобленности. В большинстве же случаев можно встать под окна детского сада и послушать, как воспитатели орут. Я хожу мимо детского сада и поражаюсь, как там кричат на детей. Думаю, если бы родители услышали, они бы тоже испугались. Хотя даже если родители и знают об этом, они почти всегда молчат. Они ведь в зависимости от детского сада и боятся потерять место. А вдруг ребенка перестанут любить, а вдруг ему совсем перестанут уделять внимание? Зависимость очень сильная. Некрасивая зависимость.
Следующий вопрос должен был быть о сравнении частного и муниципального детского сада, но, судя по последнему ответу, понятно, в чью пользу это сравнение.
Я бы не стала так говорить. Ведь я вам рассказала о частных случаях. Бывают хорошие муниципальные садики и плохие частные. С частными даже больше ужасающих случаев связано. У одной моей знакомой частный садик открылся на первом этаже вместо продуктового магазина. Так вот, все продавцы, которые работали там, теперь работают воспитателями, поварами и нянечками. Чему они учат детей? У меня есть знакомые, которые водят ребенка в частный детский сад, — они стали замечать, что с детьми не гуляют. Как они утром сложили шарф, таким и обнаруживают его вечером. Условия в частном детском саду могут быть просто ужасными. Я понимаю родителей, которые приходят, просят показать, что есть в холодильнике, просят показать медкнижки воспитателей, трогают батареи, заглядывают в каждый угол, а потом еще полчаса стоят под дверью и слушают.
В этом смысле можно как-то реформировать систему дошкольного образования? Ведь понятно, что не все хорошо. Все даже очень нехорошо.
Это трудно. Нужно менять сознание и родителей, и воспитателей. Поднимать воспитателям заработную плату, делать их труд уважаемым. Брать на работу нянечкой не бывшего маляра, которая не умеет грамотно говорить, а профессионалов. А профессионалов нужно где-то учить. Здесь одно цепляется за другое. Это нужно вообще тогда государство менять, подходы, ценности и все-все-все. Порой мне кажется, что нужно все сносить до основания и строить заново.
оригинал интервью в газете «Вечерний Красноярск» № 48 (289)