Депутаты Законодательного собрания встретили холода жаркими дискуссиями
Сессия краевого парламента не обещала ни споров, ни скандалов. Разве что обсуждение бюджета региона могло быть бурным. Однако самыми острыми вопросами оказались другие — о строительстве онкологического диспансера, детских садов и поддержке агропромышленного комплекса. По традиции «на орехи» досталось ведомству Сергея Гурова, который снова выставил позориться своего заместителя.
Плавали — знаем
Ноябрьская командировка губернатора края Льва Кузнецова в Новосибирск оказалась крайне успешной для Сергея Гурова, который был в составе делегации. Тогда он обозначил основные приоритеты развития спорта. Как в регионе, так и в Сибирском федеральном округе. Доклад Гурова был основан на соглашении, которое в сентябре подписали глава края и глава федерального Минспорта Виталий Мутко. В рамках этого соглашения в Красноярском крае особо должны развиваться следующие виды спорта: биатлон, бобслей, бокс, вольная борьба, горнолыжный спорт, гребля на байдарках и каноэ, гребной слалом, греко-римская борьба, дзюдо, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, регби, санный спорт, сноуборд, фристайл, женские футбол и хоккей, а также хоккей с мячом. Были определены и приоритетные паралимпийские виды. Заксобрание должно было ратифицировать данное соглашение, после чего работа по подготовке олимпийских чемпионов в этих видах спорта пошла бы совсем в другом темпе.
Почему поездка была успешной? Потому что Сергея Гурова никто не поднял на смех. И никто не задал логичные вопросы. К чести краевого парламента, подобные вопросы нашлись. Например, зачем в крае развивать гребной слалом и греблю на байдарках и каноэ? И, главное, где? Наверняка представитель министерства спорта, туризма и молодежной политики Алексей Никифоров, стоявший на трибуне, с большим желанием провалился бы в тартарары, чем отвечал на вопросы депутатов.
— На какой базе будет развиваться такой пока еще экзотический для нас вид спорта, как гребля? — спросил депутат Юрий Абакумов. Никифоров ответил, что соглашение определяет виды спорта, а все остальное определится «дальше».
— Мы рассчитываем на поддержку Федерации в рамках тех договоренностей, которые перечислены в соглашении, — заявил Никифоров. По его словам, на развитие перечисленных видов спорта из госбюджета дадут достаточно средств и никаких проблем с этим не будет. Видимо, единственный, кто прочитал соглашение от и до, был депутат Алексей Клешко.
— Я обращаюсь с тем, чтобы этот вопрос сейчас снять, — заявил он. — Потому что доклад никак не соотносится с текстом соглашения. Нам все время рассказывают о каких-то деньгах, которые мы получим на развитие. Коллеги, откройте соглашение. Вот что мы будем тратить, я вижу.
Дальше Клешко привел из соглашения несколько цитат. И получалось, что Федерация на самом деле никаких денег не обещает. «Ни слова, что какие-то средства будут выделены на материально-техническую базу, на развитие, на софинансирование мероприятий, — ничего нет», — заключил депутат.
— Заодно прошу провести служебное расследование — а не подставил ли кто губернатора? — подытожил Клешко. В этот момент он был настоящим народным избранником и защитником народных средств. Не хватило только одного — чтобы вещи (читай: министр) были названы своими именами.
Впрочем, у медали обычно две стороны. Гребля в крае действительно развивается уже много лет. И вполне возможно, что развивать ее нужно активнее. Только почему чиновник министерства спорта об этом не сказал? Не знал? Или забыл? Или испугался депутатов-крикунов? Наверняка будь на заседании Сергей Гуров, он бы точно дал депутатам отпор, все объяснил Абакумову лично и рассказал про детскую секцию гребного слалома в СДЮШОР «Здоровый мир».
Все в сад
Вопрос о компенсации за посещение частных детских садов неожиданно перерос в серьезный разговор. Саму компенсацию согласовали быстро — ее будут получать те родители, чьи дети ходят, например, в ведомственные сады. Или в частные, имеющие лицензию. Все бы ничего, но последних в крае целый один.
Доколе в Красноярском крае будет нехватка мест в дошкольные учреждения — тема занятная («ВК» посвятил ей тему номера в прошлом выпуске). Говорить о ней можно часами. Все к тому и шло, если бы не вечно пунктуальный спикер Александр Усс. Он, как обычно, напомнил всем, что в сутках 24 часа и хорошо бы уйти с работы вовремя. Сошлись на том, чтобы на одном из ближайших заседаний сессии заслушать доклад правительства по этому вопросу.
Необычно молчаливыми в этот день были коммунисты. Может, потому, что на заседание сессии пришел их бывший (а может, уже и нынешний) товарищ Владислав Юрчик. Кстати, Петр Медведев — оппонент Юрчика во внутрипартийной борьбе — в зале так и не появился.
— Все у нас идет своим чередом с небольшими эмоциональными всплесками, — взял слово после очередного дружного голосования Усс. — Впрочем, как и должно быть в приличном обществе. Подошло время перерыва.
С новыми силами
Заместитель министра сельского хозяйства Рафаэль Шагеев, так же как и Никифоров, вряд ли ожидал такого внимания к своей персоне. Шагеев рассказывал об успешном продвижении местной продукции в торговых сетях и даже привел положительные цифры.
— Скажу об уже полученных эффектах: объем местной произведенной продукции вырос на 32 %, обеспечена минимальная торговая надбавка на социально значимые продукты — в среднем 4,2 %, объем реализации социально значимых продуктов составил 300 млн рублей, — рассказал он. Но все его доводы в пользу очередного выделения средств «на продвижение продукции местных товаропроизводителей и выплату субсидий организациям торговли края на возмещение части стоимости закупленных местных продуктов» наткнулись на депутатскую стену непонимания.
— Сети должны гоняться за нашей продукцией, а не мы сетям относить бюджетные деньги, чтобы они наши продукты себе взяли, — резко отреагировал Валерий Семенов. Алексей Клешко поддержал коллегу.
— Я прошелся по магазинам — ни в одной сети торговой я не увидел призыва «Покупайте красноярскую продукцию!», — выразил недоумение Клешко. — В других субъектах в гипермаркетах висят огромные плакаты с призывами покупать продукцию этих регионов. Мы на поддержку СМИ направляем огромные деньги. С ними переговоры проведены, чтобы они, например, скидку давали на рекламу местным товаропроизводителям?
Официально заявляем: Алексей Михайлович, с газетой «Вечерний Красноярск» по этому поводу никто не общался.
Более спокойно объяснил ситуацию депутат Валерий Исаев, который является еще и директором ЗАО «Назаровское» — одного из крупнейших в крае сельхозтоваропроизводителей. Он рассказал, что лично посещал торговые сети и спрашивал, почему, в частности, его продукция либо совсем не представлена на полках, либо представлена очень скромно. Ему ответили, что большой выгоды от работы с краевыми предприятиями нет. Напротив, федеральные производители предоставляют сетям бонусы. Расклад сил очевиден.
Пошумели депутаты и при обсуждении вопроса о строительстве онкодиспансера. Председатель правительства края Эдхам Акбулатов доложил о текущей ситуации. Он рассказал, что УФАС «оправдало» краевое агентство госзаказа в части объединения лотов. Кроме того, то же УФАС постановило разместить на сайте госзаказа проектно-сметную документацию по диспансеру. Из-за этого сроки окончания торгов перенесли на конец декабря.
Парламентарии разбушевались. Их возмутило главным образом то, что руководство агентства часто допускает в своей работе огрехи. В частности, детали торгов заранее не были согласованы с тем же УФАС. Более того, глава агентства Дмитрий Кипнис уверял, что выкладывать документацию не нужно.
— Мы должны поставить вопрос о возможности пребывания этих людей на соответствующих должностях, — заявил Усс. А позже вновь обрушился на сотрудников госзаказа за объединение лотов, назвав такой подход «экономическим безумием»: — Заказчик обязан напрямую отдавать подряды на отдельные виды работ и материалы только разным фирмам. И поэтому, когда я слышу от нашей службы госзаказа, от этих юных талантов, утверждение о том, что нигде в мировой практике этого нет, — это является или попыткой ввести нас в заблуждение, или чистым дилетантством.
В качестве аргументов спикер привел немецкий опыт — по вопросам строительства онкодиспансера депутаты общались с профессионалами из Германии. И именно они рассказывали о невозможности объединения лотов.
Общее напряжение снял Юрий Данильченко. Он, конечно, рассчитывал на другой эффект, произнося пламенную речь о том, что новый диспансер как воздух нужен краю, но получилось как получилось. Свою речь Данильченко зачитывал по бумажке.
— У нас есть возможность получить этот текст в письменном виде, — заметил после выступления коллеги Усс. И обратился к автору: — У вас настоящая школа — социалистическая подготовка.
Уже в конце дня депутаты приняли бюджет края. Особой радости никто не испытал. Дефицит — официально это около 18 млрд рублей — вряд ли является тем, к чему стремились парламентарии и члены правительства.
— Следующий финансовый год станет для нас годом особого контроля за расходованием финансовых средств и разумным использованием каждого бюджетного рубля. Это не пафос, а требование времени, — сказал Усс после принятия бюджета. Можно предположить, каким был контроль все прошлые годы.
оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 49 (290)