Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Шишкин бред

Шишкин бред

23.12.2010
0

Региональная программа поддержки местных сельхозпроизводителей претерпит изменения. По крайней мере, на это надеются продуктовые сети. Изначально принятый закон, которому были рады практически все, депутаты блокировали 1 июля, приняв поправку о добровольной сертификации продуктов. В итоге все, за исключением сертифицирующих органов и близких к ним депутатов Законодательного собрания, остались в минусе.

Из истории

Продукция местных сельхозтоваропроизводителей есть практически во всех торговых точках города. Однако объемы продаж несопоставимы с объемами федеральных производителей. На то есть множество причин. Одну из них недавно высказал депутат ЗС Валерий Исаев, который также является генеральным директором ЗАО «Назаровское». Парламентарий рассказал на очередной сессии, как лично прошелся по магазинам и поузнавал, отчего его продукция если и есть, то в мизерных объемах. Ему доходчиво объяснили — федеральные игроки дают сетям бонусы и при хороших заказах предоставляют товар по низким ценам. Местные производители этим похвастаться не могут. В том числе и по этой причине был принят закон о дополнительных мерах поддержки АПК. Сетям гарантировались субсидии в размере 5 % в обмен на бесперебойную продажу местного товара по низким ценам. Депутат Владислав Королев уверен — закон сработал. Но сработал только наполовину.

— Нам за 2010 год удалось увеличить реализацию местной сельхозпродукции на сотни миллионов рублей, — говорит Королев. — Сети перед краем свои обязательства выполнили. А вот край — нет.

Поправка, принятая ЗС 1 июля, гласила — субсидии будут выдаваться лишь в том случае, если товары местных сельхозпроизводителей пройдут добровольную сертификацию и будут иметь на своей упаковке специально разработанный знак продуктового красноярского качества — шишку.

— Данная поправка фактически отменила действие закона. Формально он есть, но фактически не работает, — говорит Сергей Новиков, исполнительный директор Ассоциации розничной торговли Красноярского края, которая объединяет сети «Командор», «Красный Яр», «Каравай» и «Десяточка». К слову, последние в программе субсидирования не участвовали.

Мнение Новикова поддерживает и генеральный директор сети супермаркетов «Командор» Олег Сипетый:

— Это был довольно инновационный закон, — сказал бизнесмен. — Но, к сожалению, он был догружен поправкой.

Откуда ноги?

Королев понимает, откуда «растут ноги» у этой поправки, но сделать может только то, что дают его полномочия: представить парламенту поправку, отменяющую правила добровольной сертификации.

— Пока с этой поправкой ничего не ясно, — говорит Королев. — Сами понимаете, что у нас есть самая многочисленная фракция, которая выступила против нее. Буду пробовать дальше. Что касается добровольной сертификации, то лично я считаю ее принудительной.

Новиков уверен — шансов продвинуть свою поправку у Королева нет никаких. При общем понимании бессмысленности сертификации она существует уже полгода, и это говорит о многом.

Все уперлось в ведомство депутата Василия Моргуна, а именно в Центр стандартизации, метрологии и сертификации. Именно эта организация уполномочена проводить «добровольную» (будем писать ее в кавычках) сертификацию продукции. На данный момент из 6 тысяч видов продукции сертифицировано не больше двухсот. Загвоздка в цене. По информации Королева, Центр стандартизации берет за сертификацию одного продукта 25 тысяч рублей, хотя изначально в поправке сумма звучала другая — 6 тысяч. Олег Сипетый называет иные цифры, но они существенно от озвученной Королевым не отличаются — от 21 до 24 тысяч рублей.

— Цена стала в четыре раза больше, и я готов представить документы, — ответственно заявил Владислав Королев. — Никто не идет на сертификацию — это время, нервы и деньги.

— Дорого, не очень доступно, — вторит Олег Сипетый.

Депутат ЗС и гендиректор «Назаровского» в коротком интервью «ВК» по телефону отметил: «Из наших товаров ничто не прошло (сертификацию. — „ВК“)». На вопрос, стопорит ли поправка от 1 июля действие закона, Исаев ответить затруднился.

При этом в закон о мерах поддержки АПК была внесена и еще одна поправка — дабы производители активнее сертифицировали продукцию, им гарантировали субсидирование уже самой сертификации. Сейчас, по словам Королева, это положение, к счастью, пытаются из закона убрать.

Есть у сельхозтоваропроизводителей, сетей и некоторых депутатов претензии не только к цене сертификации, но и к ее качеству. Сейчас, говорит Королев, продукцию проверяют всего по трем показателям — ГМО, ГМИ и искусственные красители.

— Разве это проверка на качество? — возмущается депутат. — Более того, Моргун сам выдает сертификат безопасности на все виды продукции, производимые на территории края. Не Моргун, а ЦСМ, прошу прощения. Сейчас мы лепим дополнительный сертификатик.

В таком виде сертификация совершенно не нужна, считает Новиков.

— Интерес понятен. Обязательная сертификация пропала, заказы ушли у сертифицирующих органов. Нужно как-то объемы сохранять. Там же люди, коллектив, рабочие места, — ерничает Новиков.

Игры с властью

Занятно, что проверять местную продукцию может не только ФГУП «Центр стандартизации, метрологии и сертификации», но и некое ООО «Центр сертификации». Частная структура владеет знаком на соответствие качества, говорит Королев, причем аккредитацию на проведение добровольной сертификации Центру сертификации выдал именно ЦСМ.

— Кому это ООО принадлежит? Я сейчас отправил запрос, хочу посмотреть, — объясняет депутат.

При этом сами сети и рады бы торговать сертифицированной продукцией. Хотя и несли по большому счету социальную нагрузку.

— В уставе сетей прописано, что они являются коммерческими структурами, их деятельность направлена на получение прибыли, — рассказывает Новиков. — Когда нам начали субсидировать эти 5 %, то это несколько меняло коммерческие условия, создавало коммерческие льготы местным производителям. Закон поменял рыночные условия, но поправка вернула все на прежний уровень. Если раньше наши потуги по сдерживанию минимальной розничной цены перекрывались субсидией, то теперь этого нет.

За первое полугодие в рамках действия закона сети получили обещанные деньги — порядка 30 млн рублей на всех. За второе полугодие, по словам Новикова, они если и получат, то «какой-то минимум». В то же время представители ритейла говорят о том, что главным были не субсидии, которые они потеряли, а клиенты, которые шли к ним за дешевыми местными продуктами.

— За счет низкой наценки на социальный продукт мы привлекали покупателей, — признается Новиков. — Это намного важнее для нас, чем прибыль от субсидирования.

— По-русски говоря, мы их «кинули», — заключает Королев. Любопытно, что эту фразу можно отнести не только к сетям, но и к производителям и покупателям.

По информации «ВК», получается, что именно ритейл «кинули» два раза. Эксперт, пожелавший не называть свою фамилию, рассказал, что после принятия скандальной поправки сетевики встретились с председателем правительства края Эдхамом Акбулатовым. Тот якобы пообещал представителям сетей, что ситуация скоро изменится, и попросил сохранять минимальную наценку. Сети, что называется, поверили. А зря. К прежней схеме субсидирования не вернулись до сих пор. Источник говорит, что причина в конфликте исполнительной и законодательной властей — договориться они не смогли.

— Нельзя говорить, что сейчас товары местных производителей с полок исчезли, — анализирует Новиков. — Вы сами понимаете, можно взять субсидию, можно эту разницу пополнить за счет поставщика, можно за счет покупателя. Дело в том, что то продвижение местных поставщиков, которое было, прекратилось.

Впрочем, некоторые ритейлеры, в частности «Командор», уверены, что в будущем году сотрудничество с властью наладится.

— Действие этого закона, надеемся, будет продолжаться, — говорит Сипетый. — Единственное, будем стараться отменить сертификацию. Либо есть другой вариант — принять новый закон без нее.

Елизавета Митина, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 50 (291)

Рекомендуем почитать