В регионе нет ни одного лицензированного школьного медкабинета
В 2010 году федеральные законодатели всерьез взялись за медицину. Помимо программ модернизации и инвестирования в кадры, чиновники ратуют за то, чтобы все околомедицинские учреждения были переданы в ведение органов здравоохранения. Сначала забрали у правоохранителей вытрезвители, теперь у школ отнимают медработников. При этом образовательные учреждения Красноярского края рискуют остаться без лицензии на работу.
Врачам мало места
Как доложил на минувшей неделе на профильном комитете Законодательного собрания Красноярского края министр здравоохранения Вадим Янин, в регионе порядка 1200 школ. Причем меньше чем у половины из них есть медицинские кабинеты. Федерация поставила задачу: медработники должны появиться во всех образовательных учреждениях, но край в реализации этого наказа столкнулся с целым рядом серьезных проблем.
— В соответствии со статьей 51 закона «Об образовании» организация медицинского обслуживания в школах должна быть обеспечена органами здравоохранения, — говорит Янин. — Все, что требуется от структуры образования, — предоставить помещения с соответствующими условиями.
И вот тут первая загвоздка. Даже те кабинеты, которые сегодня есть в школах, санитарным нормам не удовлетворяют и в недостаточной степени укомплектованы медицинским оборудованием. Как сообщили в министерстве образования, свежие санитарные требования к медицинским процедурам в школах появились в 2008 году. А подавляющее большинство образовательных учреждений были построены еще в советское время. И в предусмотренных когда-то под нужды медицинских работников помещениях создать требуемые условия практически невозможно. Они как минимум малы по размерам.
Из тех 560 школ, которые могут похвастать наличием медкабинета, только 40 % соответствуют требованиям. Остальные пока доукомплектовываются силами министерства образования: в
Неполный комплект
Но снять финансовые вопросы можно, уверены депутаты. Уже к весне оба министерства обещали договориться между собой о совместном плане действий, провести межотраслевое совещание и подумать о софинансировании. Тем более что можно подготовить правительственную программу, изыскав дополнительные деньги из бюджета. Другая сторона медали в том, кто же будет в этих кабинетах работать. Недоукомплектованность медперсоналом в школах очевидна даже сегодня, а что будет, когда в каждой школе появится медкабинет?
Сегодня в образовательных учреждениях работает 138 врачей, 459 человек среднего и младшего медперсонала.
— И мы не можем надеяться, что в ближайшие годы ситуация исправится, — заявляет Вадим Янин. — Во всем крае работает только 1222 педиатра. Участковых из них 595. Взять кадры нам пока негде, поэтому надо будет разрабатывать кардинально новую схему работы. Школа готовит помещение, передает его в ведение горздрава. Мы же организуем работу врачей по бригадному принципу.
Минздрав предлагает закрепить за определенной территорией врача, в подчинении которого будет небольшая бригада фельдшеров и медсестер. Этот коллектив и будет по графику объезжать образовательные учреждения, вести осмотр, ставить прививки, устанавливать нормы физических нагрузок детям и т. д. Причем бригада должна быть трудоустроена не в штате школы, а в штате местных органов здравоохранения. Как при этом планируется перевозить бригады по сельской местности, особенно если школы находятся далеко друг от друга, пока никто сказать не может.
— В свое время расфуговали кадры, теперь локти кусаем, — комментирует ситуацию депутат Валентина Бибикова. — Когда-то в каждой школе был свой врач, но образование провело тотальное сокращение в этой сфере. А все потому, что до сих пор в стране действует допотопное постановление правительства, не отмененное еще с советских лет: медработник должен работать в образовательном учреждении, где больше 600 учащихся. Демографический обвал привел к тому, что из всех сельских и части городских школ, где число учеников сократилось, врачей уволили.
Кира Сергеева, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 50 (291)