Чистая прибыль от организации новогодних утренников редко превышает 4 % бюджета праздника
Новогодние утренники — детские праздники, которые раньше были исключительно социальными программами, — давно уже превратились в коммерческие проекты. Накануне Нового года все театры, дворцы культуры и другие городские учреждения начинают активный пиар праздничных представлений. И спрос на них растет, уверяют игроки.
На булавки
Организация новогодних праздников для самых маленьких — дело очень затратное. Развлекательные агентства редко берутся ставить елки на поток: для того чтобы отработать весь зимний сезон, необходимы собственное помещение со сценической площадкой, административные и кадровые ресурсы, какая-никакая база декораций и костюмов.
— Поэтому самые лучшие елки всегда проходят в городских театрах и дворцах культуры, — говорит Андрей Мешков, администратор развлекательного агентства «Серьги». — Учреждения свою выгоду понимают: елки здесь начинаются примерно за десять дней до Нового года и длятся до самого конца рождественских праздников.
Целевая аудитория праздника понятна — дети в возрасте от 4 до 12 лет и их родители соответственно. Отсюда и стандартная программа: игровое действо у елки в фойе здания, просмотр часового спектакля о приключениях Деда Мороза. Средняя стоимость одного билета по Красноярску —
— Идеальную рентабельность такого проекта посчитать несложно, — говорит Мешков. — Берем декабрьский период: десять дней по три представления за день. В среднем учреждения рассчитывают на 200 человек в зале, при меньшем количестве гостей проводить праздник смысла нет, он не окупится. Получается 1 800 000 — сумма от продажи билетов. Из них процентов 80 уйдет на пошив костюмов, изготовление декораций, разнообразные спецэффекты. Остальное — на оплату труда работников. Чистая выгода учреждения, как правило, не очень большая — может быть, процента четыре. Но зато новогодние утренники помогают пополнить костюмерную и приобрести новое оборудование.
Корпорация монстров
Среди клиентов елки очень востребованы.
— Спрос на билеты среди родителей Красноярска стабильно высок, — говорит директор агентства «Красвегас» Елена Бедрина. — В городе бэби-бум, а новогодние праздники — время, когда любой взрослый считает своей обязанностью провести время с ребенком.
Но, по словам Бедриной, спрос становится все более избирательным. Простая программа с Дедом Морозом и Снегурочкой уже не интересна. Конкуренция среди организаторов очень высока, поэтому каждое учреждение старается привлечь как можно более зрелищным представлением. Новогодняя елка без танцев, песен в живом исполнении, видеороликов и качественного светового оборудования не будет востребована.
— К тому же огромную роль играет реклама, — уверяет Бедрина. — Можно сделать удивительное по красоте шоу, но без пиара проект провалится.
Поэтому распространять билеты учреждения начинают уже осенью. Как правило, к первым числам декабря почти все елки проданы. Гораздо выгоднее работать с корпоративными клиентами, когда со своими детьми на утренник приходят сотрудники целого предприятия. Продавая билеты поштучно, всегда рискуешь. Часто покупателями становятся школы: билеты выкупают сразу на несколько классов.
— Серьезная часть потенциальных клиентов с этого рынка уходит благодаря тому, что в городе проводятся «мэровские» елки: они проходят несколько дней и охватывают большинство учащихся младших классов, — сожалеет Елена Бедрина.
В этом году организаторы отмечают повышение спроса на новогодние представления по сравнению с прошлыми сезонами. Даже в кризис спрос на утренники был высок, и он продолжает расти. Некоторые эксперты уверяют — на этом узком рынке в новогодние праздники только в Красноярске вращается не меньше 20 миллионов рублей.
Семен Котов