Продавцы фейерверков сейчас зарабатывают 75 % годовой прибыли
Пиротехника настолько прочно вошла в нашу жизнь, что 47 % россиян, по данным ВЦИОМ, уже не представляют Новый год без салюта. На этом, кстати, держится довольно прибыльный бизнес — продажа фейерверков и проведение пирошоу.
«Декабристы»
Делать деньги на салютах можно двумя способами — продавать их или устраивать пирошоу. Зачастую компании стремятся соединить эти два направления в один бизнес, но это не всегда получается. Проблема в лицензии, выдаваемой Российским агентством по боеприпасам, необходимой для организации шоу.
— Получить ее довольно сложно, — говорит Дмитрий Клабуков, помощник директора оптово-розничного магазина «Планета фейерверков», — нужны специальное оборудование, склад, спецмашина для перевозки пиротехники 4-5-го классов, штатные сотрудники с корочками пиротехников. Все это затратно.
Зато и доходность такого бизнеса выше, чем просто торговля. Например, организовать качественное пирошоу на свадьбу стоит около 50 тысяч рублей, представление попроще, скажем на корпоратив, — порядка 15 тысяч. Но самые прибыльные мероприятия — городские салюты.
— Администрация — наш главный заказчик в Красноярске, — говорит Константин Семенов, директор компании «Большой праздник». — В прошлом году салют на 9 Мая стоил 1,5 миллиона рублей, в этом — дешевле.
Для розницы ограничений меньше, но и продаваемый товар дешевле. Цена добротного фейерверка около 5 тысяч рублей, но большей популярностью пользуются более экономичные салюты. Магазин должен располагаться достаточно далеко от жилых зданий. Найти такое помещение — основная сложность. Нужны пожарная сигнализация и противопожарные двери. Еще необходим лицензированный склад: фейерверки хранят как патроны.
Но, независимо от направления, пиробизнес отличается сезонностью — львиная доля прибыли приходится на декабрь.
— В среднем наш годовой оборот —
«Охромевшие»
До 2009 года, по словам участников рынка, бизнес развивался стабильно, ежегодный прирост спроса составлял
— Спрос резко упал, — рассказывает Константин Семенов, — еще бы, ведь в СМИ эта тема очень широко муссировалась, даже проводилась акция «Новый год без пиротехники», я вообще назвал бы это время массовым психозом.
По словам Дмитрия Клабукова, проверяющие разного калибра буквально выстраивались в очередь друг за другом. Некоторые даже не знали, что проверять, рассказывает он. «Хромая лошадь» как в зеркале отразила ситуацию, сложившуюся в обществе. Дело не в пиротехнике, проблема в халатности — и хозяина, и пиротехника. Но ведь у нас не в моде разбираться в целом комплексе нарушений, проще обвинить «немую» пиротехнику.
Возможно, именно «Хромая лошадь» спровоцировала появление целого ряда запретов, которые, по словам Семенова, «перегибают палку». «В этом году в Красноярске появился закон, по которому использовать любую пиротехнику можно только на расстоянии 500 м от ближайшего строения. Получается, в новогоднюю ночь все должны организованно выехать на остров Отдыха, в противном случае весь город станет нарушителем.
Однако был в этой истории и положительный момент — исчезли торговцы контрабандными фейерверками.
— Их и до «Хромой лошади» «долбили», — признается Семенов. — Товар изымали и уничтожали, ну а после ликвидировали как класс.
В целом этот декабрь наши собеседники оценивают удачнее предыдущего, и, хотя спрос растет небольшими темпами, динамика положительная. Если не случится форс-мажора, «праздничный бизнес» в скором времени вернет все утраченные позиции.
Виктория Дмитриева