Начало года принесло сразу несколько «подарков» бизнесу. Новая налоговая политика, утвержденная федеральными властями, отразится на всех отраслях экономики страны, но, как отмечают специалисты, в первую очередь ударит по представителям малого и среднего бизнеса (МСБ). В Красноярском крае 90 % малых предприятий закроются или уйдут в тень, предполагают эксперты.
Раскошелиться на социалку
С 1 января 2010 года вступил в силу целый ряд законов, касающихся налоговой политики государства. Наибольшее негативное влияние на малый бизнес окажет повышение страховых взносов до 34% (для некоторых категорий предприятий — до 26%), средства эти направляются в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. В целом соц.нагрузка на бизнес увеличится в 2,4 раза.
— Такое резкое повышение социального налога можно назвать беспрецедентным, — уверяет Валерий Сергиенко, депутат Законодательного Собрание Красноярского края. — Мировая экономическая история еще не знала такого.
Предложенная реформа налогообложения подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов — ими выступят эти самые внебюджетные фонды. Они получают целый ряд полномочий, вплоть до приостановления операций по банковским счетам нарушителей и внесудебного взыскания платежей.
— Также происходит сворачивание специальных режимов налогообложения, — продолжает Сергиенко. — Государство постепенно отказывается от налога на вмененный доход, от упрощенной системы налогообложения и переводит всех в общий разряд налогоплательщиков, наравне с предприятиями нефтяной, газовой, энергетической отраслей и т.д. Также с января увеличиваются акцизы на топливо, при этом остается и транспортный налог, хотя первоначально речь шла о том, что одно другое заменяет. Я уж не говорю о плановых повышениях тарифов ЖКХ, отмену государственного регулирования стоимости электроэнергии... Все это вместе делает бессмысленным и невозможным существование большей части предприятий малого и среднего бизнеса в нашей стране.
Тень в ясный день
С такими репликами соглашаются и федеральные эксперты. Вывод напрашивается сам собой — бизнес-сообщество ответит на меры государства своим, исконнорусским способом: уходить от налогов российских предпринимателей учить не нужно. Специалисты уверяют, что власти загоняют в тень существенную часть налогоплательщиков.
— Еще весной прошлого года, когда новые нормативные акты только обсуждались, мы проводили экономический анализ, как повлияют новшества на предприятия малого и среднего бизнеса, — говорит Александр Лыткин, председатель комитета по развитию МСБ Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты. — Результаты неутешительны: большинство фирм, говоря простым языком, прикажут долго жить. Например, по нашим данным, не менее 90 % предприятий сферы бытовых услуг уйдут в тень.
Остальные, по мнению Лыткина, будут выживать, частично скрывая свои доходы, лишь 5 % компаний будут действовать легально. Специалисты торгово-промышленной палаты совместно с «Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края» неоднократно проводили круглые столы и совещания, информировали о результатах своих исследований правительство края и Законодательное собрание. Предприниматели края подготовили обращение в адрес президента и председателя правительства РФ, в котором предложили если не отменить, то хотя бы отсрочить введение законов в действие до 2015 года. Но никакого отклика предложения не получили.
— Пытаться достучаться до федеральной власти бессмысленно, — возмущен Сергиенко. — Единственная уступка, на которую пошел президент — предложил снизить до 26 % социальные выплаты отдельным категориям предприятий.
Под перечень этих предприятий подпадает лишь 15-17% субъектов малого и среднего предпринимательства.
Под ударом
Депутат Законодательного собрания и председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев, также признает, что на уровне региона оказать влияние на решение федеральных властей невозможно.
— Решение принято из чисто фискальных соображений, — говорит Васильев. — Федеральный бюджет испытывает дефицит, и единственный выход из ситуации, по мнению минфина, — повышение налогов. Нечем платить пенсии — надо повысить налоги, нечем платить социальные пособия — надо повысить налоги. Других путей государство последнее время не рассматривает.
Первая реакция со стороны предприятий прослеживалась уже в 2010 году.
— Многие бизнесмены ушли с рынка, распродали имущество в ожидании лучших времен, — говорит Васильев. — В первую очередь те фирмы, которые и так с трудом выживали последние годы. Те же, кто не может позволить себе столь кардинальные меры, продолжают работать, в их компаниях растут долги по зарплате и кредиторские задолженности. Рынки схлопываются один за другим. В бизнес-среде в целом царит пессимизм.
Как уверяют эксперты, удар равномерно распределится по всем без исключениям сферам экономики, что непременно приведет к снижению темпов развития региона и страны, ухудшению качества большинства услуг и... к очередному росту цен.
— Мы откатимся назад, а восстановить потом потерянное будет очень непросто, — констатирует Васильев.
Но не все представители бизнес-структур считают, что налоги приведут к катастрофическим последствиям.
— Большинство предпринимателей давно приготовились к нововведениям, — уверяет Александр Ворошилов, председатель правления краевой общественной организации «Поддержка малого бизнеса». — Начали сокращать штаты, снизили оклады сотрудникам. Не думаю, что произойдет активный отток предприятий с рынка.
Главное последствие нововведений, которое очевидно уже сегодня, мелкие фирмы совсем откажутся от «белой» оплаты труда своих сотрудников.
Семен Котов, интернет-газета Newslab.ru
Фото Александра Паниотова