Масштабную проверку региональная прокуратура начала с подачи федеральных коллег. Ее итоги — неутешительные. Уже возбуждено полтора десятка дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления и организаций. Установлено также, что повсеместно в бюджетах муниципалитетов не хватает средств, выделенных на дороги. Мало того, где-то денег на эти нужды нет совсем.
Прокурорский надзор — всего лишь проверка исполнения законодательства при подготовке дорог к эксплуатации в зимних условиях. Как оказалось, власти и дорожные службы на это законодательство смотрят сквозь пальцы. Взять хотя бы вопрос бюджетного финансирования. Как установила прокуратура, практически во всех районах и городах края выделенные средства не имеют ничего общего с потребностями на содержание и уборку дорог, их освещение, оборудование дорожно-знаковой информацией.
Кто меньше?
В качестве примера — Красноярск, где в прошлом году расходы на содержание дорог составили 29% от необходимых средств. На 2011 год бюджетом запланировано и того меньше — всего 19 %. Увидев такие цифры, прокуратура города направила в горсовет замечания на проект бюджета Красноярска на 2011 год.
Впрочем, сами депутаты горсовета лишь разводят руками.
— Деньги выделяет край, видимо, региональные чиновники посчитали, что именно столько средств на содержание дорог в Красноярске будет достаточно, — сетует депутат горсовета Елена Пензина. — Спросите у края.
Спрашивать же у края — что в воду глядеть. Рекордным бюджетным дефицитом можно объяснить все, что угодно.
Районные коллизии
Оказалось, что разница «выделенного» и «необходимого» в Красноярске — большая удача. В районах ситуация куда хуже. Так в Нижнеингашском, Манском и Козульском районах в бюджетах сельских поселений на 2010 год денежные средства на содержание дорог не были предусмотрены вовсе. В других районах ситуация иная: деньги есть, а желания работать нет. Прокурорские проверки в Березовском и Курагинском районах установили: плохое состояние дорог связано с тем, что договора на зимнее содержание и обслуживание улично-дорожной сети органы местного самоуправления попросту не заключили.
Если за бездействие районные власти можно и нужно ругать, то вот за отсутствие средств — спорный вопрос. Глава Дзержинского района Дмитрий Ашаев рассказал, как обстоит дело с финансированием содержания дорог на местах.
— Ситуация крайне тяжелая, — пожаловался он. — В местных бюджетах не хватает на самое необходимое. Сейчас, например, я написал письмо министру транспорта Титову с просьбой выделить деньги на ремонт дороги, по которой у нас проходит школьный маршрут. Дорога старая, и если еще какое-то время ничего с ней не делать, ездить станет невозможно. Соответственно, ради безопасности школьников мы должны будем закрыть маршрут.
Единственная дорожная радость Ашаева — 1,5 млн рублей, которые в этом году получил район на содержание так называемых транзитных дорог — участков федеральных трасс, проходящих через поселения. Но это, пожалуй, исключение. Общие же выводы прокуратуры вполне логичны: «муниципальные образования и обслуживающие организации не имеют необходимого количества техники, кроме того, она имеет высокую степень износа, что приводит к некачественному выполнению снегоуборочных работ». Уже есть и первые, кто понес наказание: должностные лица ООО «ДРСУ» и МП «САТП» Кировского района Красноярска привлечены к административной ответственности «за нарушение правил содержания дорог в связи с некачественной уборкой снега и снежных валов на обочинах проезжих частей».
На данный момент, по информации краевой прокуратуры, районным и муниципальным властям внесено 66 представлений об устранении нарушений закона, в суд направлено 62 заявления о признании бездействия незаконным, возбуждено 15 дел об административных правонарушениях.
Фото Александра Паниотова