Главная
>
Новости

Обращение Красноярской ассоциации автопервозчиков

30 сентября 2011 16:40



Некоммерческое Партнерство

КРАСНОЯРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Свидетельство ОГРН №1042402957343 ИНН/КПП 2466120335/246601001

                          ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ КРАСНОЯРСКОЙ АССОЦИАЦИИ ПАССАЖИРСКИХПЕРЕВОЗЧИКОВ

К ГУБЕРНАТОРУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ,

ДЕПУТАТАМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА

И КРАСНОЯРСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ,

ГЛАВЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

Данное обращение вызвано обеспокоенностью перевозчиков Красноярского края плачевным состоянием дел в области городских пассажирских перевозок общественным транспортом края, особенно положением дел в предприятиях частной формы собственности. Несмотря на наличие общих проблем, связанных с недофинансированием по причине заниженного тарифа, неполным объемом компенсаций за перевозку льготных категорий граждан, предприятия частной формы собственности последние несколько лет находятся в гораздо более тяжелых экономических условиях, в сравнении с предприятиями муниципальными.

Одной из причин неравенства условий функционирования предприятий разных форм собственности заключается в сотнях миллионов рублей дотаций в год, производимых из бюджетов края и муниципальных образований в адрес предприятий муниципальной формы собственности под разными предлогами.

Только четыре существующие на сегодняшний день муниципальные предприятия города Красноярска, включая предприятие электротранспорта, ежегодно получают более 350 миллионов рублей дотаций, что составляет, в пересчете на одну единицу выпускаемого подвижного состава, один миллион рублей в год или 4,5 рубля на каждую поездку сверх утвержденного тарифа в 13 рублей!

Бюджетные вливания в муниципальные предприятия состоят, в основном, из трех составляющих: пополнение уставного капитала, компенсации выпадающих доходов и компенсации связанные с обслуживанием маршрутов «с низкой интенсивностью пассажиропотока»

Процедура раздачи части бюджетного пирога под названием «маршруты с низкой интенсивностью пассажиропотока» строго регламентирована.

Ошибки быть не может. Ни один кусок, по определению, не может попасть в частные руки, как ни старайся. Пирог поделен на крупные куски, лоты, состоящие


сразу   из   нескольких   маршрутов,   адресованных   конкретным   муниципальным предприятиям.

Единственный раз маленький кусочек бюджетного пирога в виде короткого маршрута №38 достался частнику, когда выяснилось, что муниципальным предприятиям он не интересен. Насытились более «жирными» кусками.

Раньше, до 2008 года, дотирование исключительно муниципальных предприятий хоть как-то было оправдано тем, что частники, в основной своей массе, работали на более рентабельных маршрутах, которые сами когда то и открывали.

Но после реализации транспортной реформы в 2008 году ситуация в городе Красноярске в корне изменилась. Были закрыты или изменены все «неудобные» для обслуживания муниципальными предприятиями маршруты.

«Подчищены» маршруты - конкуренты.

Например, главный конкурент муниципального маршрута №19, маршрут №8, обслуживаемый частником, «поменял» схему движения с проспекта имени Красноярского рабочего на улицу Кутузова.

Часть маршрутов с низкой рентабельностью попало в руки частников взамен на маршруты высокорентабельные. Например, маршруты № 9, 38, 65, которые ранее обслуживали муниципальные предприятия, перешли частникам. Часть рентабельных маршрутов из рук частников полностью или частично попали в руки муниципальных предприятий. Это маршруты №23, 55, 87, 61. При этом ранее выделяемые бюджетные средства на обслуживание маршрута №9 были остановлены. Половина же маршрутов, перешедших на обслуживание к частникам, после передачи в муниципальные руки сразу же стали дотационными.

Во всяком случае, сумма дотационных отчислений из бюджета города Красноярска в адрес муниципальных транспортных предприятий никак не соотносится с их затратами на обслуживание маршрутов с низкой интенсивностью пассажиропотока.

Львиная доля бюджетного финансирования транспортного комплекса города сегодня представляет собой компенсацию потерь муниципальных предприятий связанных с заниженным тарифом па проезд и недоплатой из краевого бюджета за перевозку льготных категорий пассажиров.

Вторая причина неравенства условий функционирования предприятий муниципальной и других форм собственности кроется, на наш взгляд, в дискриминационном подходе к ценообразованию.

В основе всего лежит структура тарифа, которую утверждает Правительство края, и которая, как мы знаем, подтверждена затратами муниципальных предприятий на дату ее утверждения.

Давайте посмотрим на составные части затрат, заложенных в утвержденном тарифе, а именно - такую статью расходов, как амортизационные отчисления по основным фондам (здания, сооружения, транспортные средства). Речь идет о переносе стоимости этих фондов на продукт (услугу) по частям по мере их износа для последующего обновления.

Только на то, чтобы заменить самортизированный за нормативный срок эксплуатации в 7 - 10 лет автобус большой вместимости требуется включить около 2,5 рублей в стоимость каждой поездки! Это с учетом нынешней его цены в 4 миллиона рублей, нормативного коэффициента выпуска в 70%, и существующегопроцента     инфляции.  Это без процентов по кредитам,  без помощи которых поменять подвижной состав практически невозможно!

Плюс   амортизационные   отчисления   по   основным   фондам   на   здания, сооружения транспортного комплекса. Требования к содержанию предприятий транспорта, к обеспечению безопасности дорожного движения, нормы многочисленных СНиПов и СанПиНов, безусловно, нужно выполнять и на это также требуются немалые деньги.

Таким образом, суммарные затраты предприятий на амортизационные отчисления по основным фондам на здания, сооружения и подвижной состав с целью их обновления (замены после полной амортизации) составляют, округленно, 3 рубля с каждой поездки.

Предприятия частной формы собственности вынуждены нести эти затраты, в том или ином виде.

Что же касается предприятий муниципальной формы собственности, то там мы наблюдаем другую картину.

Инфраструктура муниципальных предприятий, в том числе территории, здания, ремонтные зоны уже создана за бюджетные средства.

Подвижной состав муниципальных предприятий также приобретен за бюджетные деньги.

А 3 рубля в тарифе муниципальными предприятиями используются для пополнения оборотных средств. Они просто ежемесячно расходуют их на различные текущие нужды!

Но так как, в соответствии с действующими правилами бухгалтерской отчетности, суммы амортизационных отчислений муниципальные предприятия включают их в себестоимость услуги и отражают в своих балансах и формах № 2. Администрация города, в лице соответствующих департаментов, в связи с превышением себестоимости над валовой выручкой предприятий, относят суммы амортизационных отчислений на убытки предприятий, А раз это убытки муниципальных предприятий, то у администрации города и депутатов городского совета появляется желание их покрыть. В виде дотаций. Хотя всем понятно, что убытки эти виртуальные.

Два в одном! Муниципальные предприятия с получением бесплатных автобусов автоматически получают из бюджета еще одну преференцию в виде дотаций на гашение «убытков на амортизационные отчисления!»

Но перевозчики частной формы собственности, перевозящие пассажиров в равных условиях и по одинаковому с муниципальными предприятиями тарифу, поставлены перед необходимостью реально обновлять основные средства за свой счет!

Таким образом, оказывая сегодня одну и ту же услугу, предприятия разных форм собственности Красноярского края получают разную цену.

В Красноярске, например, частные предприятия за провоз одного платного пассажира получают 13 рублей. Муниципальные предприятия - 20,5 рублей!

Причем, пассажир платит «лишних» 7,5 рубля сверх установленного предельного тарифа не напрямую, в муниципальном автобусе, что сделало бы такую услугу для него не привлекательной, или даже неприемлемой, а в завуалированном виде. Эти 7,5 рулей горожанин недополучит в виде неоказанных услуг в школах, детских садах, медицинских учреждениях и т.д.

При этом Правительство края, в довесок, недоплачивает всем городским перевозчикам территории 1,4 рубля с каждого пассажира, перевезенного по социальной карте!

Вместо 13 рублей действующего тарифа частные перевозчики получают компенсацию равную 11,6 рублей с транзакции (поездки, документированной в электронном виде).

И даже эти деньги на счета своих предприятий перевозчики получают с большой задержкой.

Общая сумма недоплаты перевозчикам всех форм собственности края за выполненную работу по перевозке льготных категорий граждан по социальной карте из бюджета региона превышает 8 млн. рублей ежемесячно!

Учитывая то, что выпадающие средства за перевозку льготников муниципальным предприятиям, так или иначе, возвращаются в виде дотаций, обкраденными остаются опять только частники!

Известно, что частные предприятия, в силу ряда причин, способны работать более эффективно, чем предприятия государственные. В данном случае предприятия муниципальные. Но в полной мере покрыть разницу в семь с половиной рублей на каждую поездку при существующем тарифе в 13 рублей никакими ухищрениями скомпенсировать немыслимо!

Если кто-то скажет, что предприятиям муниципальным нужно создать особые условия, уже потому, что они муниципальные, а предприятиям частной формы собственности не место на рынке городских пассажирских перевозок, то про это ничего не сказано в Федеральном законодательстве.

Зато есть Конституция Российской Федерации, гарантирующая одинаковые условия и права предприятиям всех форм собственности.

Согласно части 2 статьи 8 Конституции РФ, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Есть статья 15 Закона РФ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, которая содержит запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Есть, наконец, федеральный закон, «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, предусматривающий создание муниципальных и государственных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, наконец.

Где они, эти преференции?!

Мы не будем перечислять все «прелести» государственной монополии, в том числе, в сфере транспортного обеспечения жителей городов. Многие жители Красноярска и других городов края и всего бывшего СССР их еще не забыли.

Созданные в последние годы условия неравной конкуренции в городах края уже привели к сокращению числа перевозчиков частной формы собственности, ухудшению показателей работы оставшихся на рынке практически по всем направлениям.

Картина постепенного вымирания частных предприятий и ухудшения показателей их деятельности нисколько не подвигла представителей местных властей к восстановлению честных правил игры.

Наоборот. Под улюлюканье некоторых СМИ, чиновникам, видимо, хочется добить, когда то процветавшего частника, а на его останках водрузить знамя неестественной, искусственно созданной, монополии.

В частности, в краевом центре готовится очередной конкурс на право обслуживания маршрутов города. Под конкурс из средств городского бюджета планируется приобретение, опять же в адрес муниципальных предприятий, нового подвижного состава на сумму 300 миллионов рублей.

Итог предстоящего состязания предсказуем. Обескровленный частник не в силах противостоять холеному муниципалу на новеньком подвижном составе.

Непонятно только, почему, несмотря на действующее законодательство, для местных чиновников муниципальные предприятия «свое дитя», а предприятия с иной формой собственности «чужой ребенок»?

Чем хуже дела у обездоленных, тем больше кому-то хочется их добить.

Направь даже часть этих денег на поддержку частных предприятий в любом виде, пользы было бы гораздо больше.

Даже сегодня, несмотря на вынужденное существование в условиях острейшего недофинансирования, некоторые частные предприятия края входят в число лучших в отрасли, опережая по всем показателям ряд предприятий муниципальной и государственной формы собственности.

Если кто-то скажет, что в бюджете нет денег для поддержки одних, то почему они находятся для поддержки других?

Когда мы, наконец-то, научимся делить предприятия не по форме собственности, а на лучшие и худшие.

Да. Худшие должны уходить. Но сначала создайте равные условия конкурирования предприятий разной формы собственности!

И далеко не факт, что в ряду худших окажутся те, кто еще вчера были лучшими! По крайней мере, свои места в списке лучших и худших предприятия займут заслуженно, а не за счет намеренного угробления одних и организации щедрой бюджетной поддержки для других!

Мы призываем Вас, разорвать порочный круг, ведущий к восстановлению монополии на городских пассажирских перевозках края!

Мы призываем Вас, устранить причины, создающие условия неравной конкуренции между предприятиями частной и муниципальной форм собственности!

Мы призываем Вас, устранить причины, создающие условия отхода от принципов рыночной экономики!