Главная
>
Новости

Отчет Льва Кузнецова о деятельности исполнительной власти Красноярского края в 2012 году

23 апреля 2013 16:33

Уважаемые депутаты, представители общественности, господа журналисты!

 Три года назад мы вместе определили основные приоритеты в работе власти Красноярского края. Их перечень сводится к трем главным пунктам – конкурентоспособная экономика, востребованный человеческий капитал, достойное качество жизни. Приоритеты не могут меняться часто, они определяются на длительный период. Но промежуточные итоги
их реализации позволяют оценить точность наших действий, внести необходимые коррективы в работу.

В этом я вижу главное назначение моего ежегодного отчета. Сразу подчеркну – я не претендую на освещение абсолютно всех обстоятельств жизни Красноярского края. У вас на руках – подробные материалы, описывающие макроэкономические и отраслевые итоги года. В ближайшее время состоится отчет Правительства края, нам предстоит обсудить Стратегию развития нашего региона.

Я не буду подробно останавливаться на этих темах. Сегодня предлагаю оценить, насколько мы продвинулись в главном – в современной конкурентной борьбе. Той, которая не за инвестиции и средства федеральных программ, а за человека. У этой конкуренции много аспектов – демографический, культурный, образовательный; аспекты, связанные со средой и обликом наших населенных пунктов. Для успеха важны результаты социального и экономического развития.

Но мы всегда должны помнить – для чего эти успехи?

Мы хотим, чтобы к нам стремились современные, профессиональные, энергичные люди, как это было на протяжении всей истории освоения Сибири.

Важно – чтобы те, кто родился здесь, хотели связать свою жизнь и работу с родным Красноярским краем.

Чтобы красноярцев рождалось больше.

Именно с этой темы я и начну свое выступление.

В 2012 году родились 41 214 жителей края. Без учета миграционных процессов естественный прирост населения составил 4286 человек. Это – важнейший показатель года.

Всего шесть лет назад мы имели абсолютно противоположную статистику – минус 8565 человек.

Ярким примером успешности краевой демографической политики стало рождение миллионного жителя Красноярска. Этот факт не требует дополнительных комментариев.

Все вышесказанное не просто удачная статистика. Это результат конкретных действий власти Красноярского края.

На 2012 год пришелся период становления краевого перинатального центра. В течение года в нем родились 3246 детей, которые без этого медицинского учреждения могли не появиться на свет.

В крае сформирована современная трехуровневая система перинатальной помощи и сегодня мы уже говорим о ее дальнейшем развитии. Как вы знаете, федеральный центр близок к принятию решения о строительстве еще двух перинатальных центров – в Ачинске и Норильске. Я считаю, это очень важное достижение, но за окончательный результат нам вместе ещё предстоит, в хорошем смысле, побороться.

В 2012 году наиболее четко проявились результаты наших усилий в других сферах здравоохранения, влияющих на демографические показатели.

В территориях начали работу шесть сосудистых центров, они активно взаимодействуют с федеральным кардиоцентром.

Введен массовый скрининг и выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях.

В 2012 году наиболее активно строился современный онкологический центр. Мы ожидаем, что начало его работы приведет к еще более значительным результатам. Особо хочу подчеркнуть, что мы строим не просто новую больницу, которую ждали последние 10 лет. Это будет современный центр, как по оборудованию, так и по технологиям.

Важным результатом стало начало работы десяти специализированных травматологических центров. Четыре из них расположены на основных автомагистралях, они оснащены всем необходимым для экстренного реагирования.

В прошлом году мы очень заметно продвинулись в решении многих застарелых проблем. Но даже такие результаты, о которых несколько лет назад можно было только мечтать, нас сегодня уже не могут полностью удовлетворить. Мы понимаем, что они должны и могут быть значительно лучше.    

Мы исходим из того, что качество жизни – главный критерий оценки деятельности власти. Поэтому цифры строгой экономической статистики важны, прежде всего, в их социальном измерении.

Важный показатель – уровень безработицы. В конце минувшего года он составил всего 1,6 %. Хочу подчеркнуть, это самый низкий показатель за последние 19 лет, и это результат программы «Содействие занятости населения Красноярского края», на финансирование которой в 2012 году было направлено более 2 млрд.рублей.

За год в крае введено 1 млн. 76 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов. Различным категориям льготников выдано более 2,5 тыс. сертификатов на приобретение и строительство жилья.

После 20-летнего перерыва жилищное строительство возобновилось в Норильске, в том числе для работников бюджетной сферы. Сегодня можно уверенно сказать, что Норильск снова становится городом, где не только зарабатывают деньги, но где можно жить полноценной современной жизнью. Мы совместно с компанией «Норильский никель» будем продолжать эту политику.

Мы начали строить дома для коренных северян в поселках Таймыра и Эвенкии. В прошлом году построено 13. Это не очень много. Но на этом этапе мы стараемся найти оптимальные решения, современные типовые проекты такого жилья. Не все построенные дома полностью устраивают. В ряде случаев пришлось многое переделывать. Поэтому мы открыты для предложений со стороны не только проектных организаций, но, прежде всего, жителей.

263 семьи получили за год средства господдержки на строительство и приобретение жилья на селе. Напомню, что в Красноярском крае молодые семьи и молодые специалисты в сельской местности получают выплаты в размере 90% расчетной стоимости жилья. Я больше не знаю ни одного региона, где действуют подобные меры поддержки.

За 5 лет этой возможностью воспользовались 849 семей, сумма выплат им составила более миллиарда рублей. Вместе они построили и приобрели 49 тыс. кв.м. благоустроенного жилья в сельской местности.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника за январь-декабрь 2012 года составила 28 тыс. 670 рублей, в то время как в среднем по округу эта цифра составляет 23 тыс. 920 рублей.

Безусловно, зарплата – это не единственный, но очень важный показатель качества жизни. Работа в этом направлении является нашей особой заботой. Такую задачу в мае прошлого года перед нами поставил Президент Российской Федерации. Наши основные усилия в течение отчетного периода были сосредоточены на увеличении доходов работников бюджетной сферы.

С 1 октября фонды оплаты труда учителей увеличены на более чем на 20% дополнительно к 30-типроцентному повышению 2011 года. В результате, средняя заработная плата учителей в четвертом квартале 2012 года достигла средней заработной платы в регионе.

Здесь я бы хотел специально остановиться, потому как эти цифры вызвали бурную дискуссию. Хочу подчеркнуть, что в речь идет о средних цифрах. Мы оперируем статистическими показателями. В них учтены учительские зарплаты и на юге края, и на Таймыре. Я, как надеюсь и вы, понимаю, что зарплаты учителей отличаются друг от друга. Никогда не было и не может быть одинаковой заработной платы у учителя в Норильске, Красноярске и Шушенском. Сегодня даже в рамках одной школы не может быть одинаковых зарплат, потому что новая система оплаты труда ориентирована на конкуренцию за качество, на результат, которого ждут от школы родители.  Говоря о средней зарплате, мы говорим об общем объеме средств, направленных в фонды оплаты труда. И такая цифра сегодня – факт!

Фонды оплаты труда других педагогических работников увеличены на 30%. В результате среднегодовая заработная плата педагогических работников школ выросла существенно. Сегодня она составляет более 80% от средней заработной платы по краю.

С 1 июля на 20%, и с 1 октября еще на 6% повышен фонд оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Все эти цифры важны. Но я не хочу, чтобы сложилось впечатление, будто исполнительная власть слишком гордится ими. Мы прекрасно понимаем, что все эти результаты – еще не повод для похвалы. За этими процентами часто стоят не очень большие суммы. Мы выполнили только часть этой работы, которую твердо намерены завершить в ближайшие годы.

Еще раз подчеркну – рост заработной платы в течение последних двух лет происходил в рамках введения новой системы оплаты труда. Нашей целью является не только увеличение доходов бюджетников, но и повышение качества и эффективности работы бюджетной сети в интересах жителей Красноярского края.

Это коснулось не только работников образования, хотя в этой отрасли изменения наиболее заметны. Новая система оплаты труда введена также в 18 краевых государственных и в более чем в 700 муниципальных учреждениях культуры. В среднем уровень заработной платы в этих учреждениях повысился на 20%.  

Конечно, рост оплаты труда – не единственный инструмент повышения качества работы, доступности и эффективности наших учреждений. Развитие и совершенствование материальной базы – не менее важная задача.

Впервые за многие годы в крае возобновилось строительство сельских домов культуры. 140 муниципальных учреждений культуры провели ремонты, которых не было там много лет. Завершено оснащение всех сельских библиотек края компьютерами. Проведена реставрация трех филиалов Красноярского краеведческого музея – любимая красноярцами Юдинка и Литературный музей скоро начнут работу. Будет расширен Астафьевский комплекс в Овсянке.

Я поддерживаю настрой наших музейщиков. Они говорят о новых проектах, желании бороться за школьников, сделать музеи таким же привычным местом для семей, какими сегодня стали торговые центры и кинотеатры. Думаю, это достойные планы, и мы будем помогать им осуществляться.

Мы приступили к реализации грандиозного культурно-исторического проекта – «400-летие Енисейска». В городе впервые за долгий период составлены учетные карты объектов культурного наследия. Разработана масштабная программа реставрации исторических памятников, модернизации инженерной инфраструктуры города. Мы активно работаем с федеральным центром. Проект поддерживает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он лично в прошлом году побывал в Енисейске, ознакомился с этим проектом и выразил всемерную поддержку. На Красноярском экономическом форуме такую же поддержку мы получили и от Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева.

Вслед за реконструкцией Большого концертного зала, капитальными ремонтами Театра оперы и балета, Красноярского ТЮЗа и Театра кукол начата реконструкция театра имени Пушкина – самая масштабная за всю его историю.

При реализации этого проекта, к сожалению, мы столкнулись с организационными сложностями, неисполнительностью подрядчиков, парадоксами законодательной базы. Но острота этой ситуации такова, что вопрос стал принципиальным лично для меня. Проекту теперь уделяется особое внимание. Конечно, мы не будем злоупотреблять государственным ресурсами, но, при этом, мы даем сигнал бизнесу, что так работать мы больше не позволим. Мы твердо намерены довести проект до логического конца. Уверен, многие из вас знают, что в прошлую пятницу подрядчик пообещал вернуть обновленный народный театр труппе и жителям Красноярского края следующим летом.

Это касается и других аналогичных строек. Мы больше не будем терпеть, когда за бюджетные деньги у нас формируются долгострои, плохое качество и организация строительства.

Конечно, обстоятельства всегда будут вставлять нам палки в колеса. Но палок не должно быть больше, чем колес!

При этом необходимо, чтобы внутри учреждений впечатляли не только стены, но и активная творческая жизнь. В этом отношении важными событиями года стали Фестиваль этнической музыки в Шушенском, Всероссийский балетный форум, традиционная Ярмарка книжной культуры. Мы второй год подряд провели кинофорум имени Марины Ладыниной в Назарове. По оценкам гостей и экспертов, он стал заметным событием в российском культурном пространстве, обрел свой стиль.

Особое место в этом перечне занимает Фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В прошлом году он возобновился после 17-летнего перерыва. В нем приняли участие представители 19 стран. Этот грандиозный праздник оказал большое влияние  на представление о нашем крае в стране и в мире, и, безусловно, стал самым масштабным событием в культурной жизни края за последнее десятилетие.

Мероприятия фестиваля посетили 250 тысяч человек! Красноярск в эти дни дышал по-другому, город и горожане были в центре событий. Такие события позволяют нашей молодежи увидеть новые перспективы в своем городе, крае.

Коллеги, в прошлом году мы завершили работу над большим проектом – двухлетней программой модернизации системы здравоохранения Красноярского края. Это самые большие инвестиции, сделанные в отрасль за всю новейшую историю региона. Общая стоимость программы составила 14,8 млрд. рублей. Большая часть этих средств направлена на проведение капитальных ремонтов, которые выполнены на 164 объектах, прежде всего, в территориях края. Поставлено более 6 тыс. 300 единиц оборудования. По оценке федерального правительства, край вошел в число регионов, наиболее эффективно выполнивших программу модернизации. Это позволило региону получить дополнительно 800 млн. рублей.

Сегодня мы продолжаем работу – подготовлена краевая программа развития здравоохранения. Основной упор делается на повышение качества услуг и решение кадровых проблем.

К сожалению, и в этой работе не удалось избежать организационных издержек. Я хотел бы поблагодарить общественный контроль за то, что удалось выявить факты технологических нарушений в ходе капитального ремонта краевой больницы. Допускаю, что схожие проблемы могли возникать и на других объектах.

Но справедливости ради надо помнить и о другом. Наличие самых разных проблем, связанных со строительством и ремонтом, не умаляет главного результата – за два года одна из ключевых социальных отраслей провела модернизацию, которая принципиально изменила уровень ее возможностей.

И в случае с краевой больницей нужно не только искать виновных, но и не забыть поблагодарить врачей, которые в сложных условиях не остановили работу, продолжали оказывать помощь пациентам со всего региона. Что это значит, поймет каждый, кто пытался жить в квартире во время большого ремонта.

Поэтому я хотел бы от себя лично поблагодарить всех работников медицинской отрасли в каждом населенном пункте, в каждом медицинском объекте за ту огромную работу, которую они провели в течение этих двух лет.

Среди отраслевых приоритетов не только медицина высоких технологий, но и обеспечение доступности медицинской помощи на всей территории края. В рамках этой работы за год приобретены и поставлены 46 модульных ФАПов в 32 муниципальных образованиях края. Они оснащены современным оборудованием. А ведь недавно проблема ФАПов, их лицензирования была одной из ключевых в наших территориях.

Это важная работа, но она еще не завершена. Типовые проекты требуют совершенства. Мы готовы выбрать наиболее подходящие технологии, которые бы позволили сделать ФАПы удобными как для жителей и посетителей, так и для тех, кто в них работает.

Нам предстоит сделать еще очень многое. И не только в далеких селах, но и в крупных городах. Даже в краевом центре еще не удалось решить проблему очередей в поликлиниках, нехватки врачей. Как я уже сказал, эта задача сегодня самая главная для отрасли.

Коллеги! Если говорить о балансе проблем и достижений, то аналогичная ситуация и в других социальных отраслях. Справедливо сказать, что проблем много, но и сделано немало.

Одной из наиболее сложных проблем региона продолжает оставаться нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. В прошлом году велись строительство и реконструкция одновременно 19 детских садов. Это самое активное строительство, начиная с середины 80-х годов. К этому процессу нам удалось привлечь финансово-промышленные группы.

Вслед за «Норильским никелем» детские сады начали строить РЖД и РусАл. Это следующий этап развития государственно-частного партнерства. Считаю, что этот пример является очень хорошим для развития системы государственно-частного партнерства. Мы сегодня рассматриваем новые инструменты, прежде всего. в социальной сфере. Например, бизнес может построить важные социальные объекты, инвестировав в них собственные средства. А оплата из бюджета может поступать в рассрочку.

Поэтому, поручаю Правительству края разработать правовую основу для таких механизмов государственно-частного партнёрства. С их использованием мы уже в этом году можем приступить к строительству дополнительных детских садов. Напомню, мы планируем к 2016 году полностью решить проблему очередей в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет. Подчеркну, что эту дату ожидают все красноярцы.

При этом мы должны искать и другие механизмы решения этой важной задачи. Например, стимулировать бизнес активнее приходить в социальную сферу. Нужно постепенно переходить к покупке услуги, а не пытаться все делать самим, постоянно наращивая расходы бюджета. У нас есть удачные примеры. Мы можем вспомнить, как решена сегодня проблема гемодиализа – на ее основе, я считаю, можно выстраивать аналогичные схемы работы по другим направлениям.

В этом же ряду и тема передачи некоммерческим объединениям части социальных услуг, которая пока идет с большим трудом. Считаю, что правительство должно обратить особое внимание на решение данных вопросов.

Коллеги, одним из ключевых инструментов развития края является высшая школа.  Ядром системы высшего образования в крае стал Сибирский федеральный университет, который в 2012 году занял высокие места сразу в нескольких авторитетных национальных рейтингах. СФУ – единственный в Сибири вошел в десятку вузов, наиболее привлекательных для победителей и призеров олимпиад. В ТОП-100 российских университетов он на шестом месте по востребованности выпускников работодателями, на десятом – по оценке научной активности.

Хочу отметить, что становление сильного вуза федерального масштаба положительно отразилось на всей системе высшего образования края. Обострение здоровой конкуренции, активизация научной работы привели к тому, что в образовательной сфере по-новому стали проявлять себя и остальные вузы. Научно-исследовательская база красноярских университетов доказала свою конкурентоспособность в борьбе за заказы крупных предприятий края и других регионов.

Успешно действует связка «предприятия, вузы и власть», которая позволяет нам инициировать новые проекты. Так, в рамках 218 Постановления Правительства запущены совместные проекты «ИСС», Сибирского федерального и Сибирского аэрокосмического университетов.

Сегодня Красноярск по праву может считаться университетским городом. И мы намерены этот статус только укреплять. Важнейшим событием стало утверждение краевого центра в качестве города-кандидата на проведение зимней Универсиады 2019 года. Конечно, нам это право еще надо заслужить. Однако высокая планка этого турнира заставляет уже сегодня ориентироваться на самые высокие и современные стандарты в развитии спортивной инфраструктуры, в организации не только профессионального, не только студенческого, но и массового спорта.

Президент страны Владимир Владимирович Путин сказал: «Всемирные универсиады… приносят долгосрочные дивиденды, устанавливают новые стандарты жизни, дают импульс комплексному развитию регионов, повышают их привлекательность для жизни и работы. Все это богатейшее материальное и нематериальное наследие останется с нами на долгие годы».

Безусловно, такие проекты как Универсиада – это шанс для развития города и всего региона. Исторически Красноярск развивался в особых условиях. В нашем городе долгие годы производство было на первом плане, а формирование современной инфраструктуры и качественной среды отставало. В результате по таким показателям, как деловая активность, человеческий капитал, социокультурная сфера, экология, Красноярск пока отстает от признанных центров. Мы не должны преувеличивать масштабы этих проблем. Например, по итогам прошлого ода Красноярск стал вторым после Москвы городом России по уровню проникновения Интернета. В процентном отношении количество пользователей сети почти равно столичным показателям.

Кроме того, совсем свежая социология утверждает, что доля красноярцев, связывающих свое будущее с Красноярском, из года в год растет. Их далеко не всё устраивает в родном городе, но ощущение позитивных перспектив устойчивое.

Тем не менее, трудно спорить с тем, что Красноярск нуждается в изменении городской среды. У руководства города есть четкие планы и твердые намерения. Это наш общий выбор и наша стратегия, независимо от того, получим ли мы право на проведение Универсиады. Но Универсиада помогла бы нам серьезно ускориться. То, что мы будем делать в сфере городской среды, инфраструктуры, молодежной политики десять лет, можно сделать за три–пять.

И все же, независимо от этих перспектив, в крае ведется постоянное активное строительство современных спортивных объектов. Четыре крытых сооружения введены в строй в минувшем году, начато строительство семи новых объектов, включая футбольный манеж, крытые катки в Красноярске и Дудинке.

Построены девять футбольных полей и многофункциональных спортивных площадок, начато строительство еще трех таких сооружений. Оценить масштабы и темпы этих перемен поможет такой факт: еще три года назад во всем крае было лишь две площадки с искусственным льдом, а сегодня их уже пять, и строительство еще одной, как я уже сказал, ведется на Таймыре.

Универсиада – это уникальная возможность заявить о себе не только спортсменам, но и молодым архитекторам, дизайнерам, артистам, инженерам.

При этом мы не можем становиться заложниками одного, даже очень перспективного проекта. В крае уже сегодня созданы уникальные площадки, с помощью которых молодежь может заявить о себе. Это молодежный лагерь «Бирюса», Студенческий IQ-бал, Молодежный форум и другие.

Многие из них стали «визитными карточками» региона, а «Бирюса» в прошлом году получила статус федеральной площадки. Прорабатываются варианты сотрудничества по линии молодежных проектов ООН.

Все это сокращает расстояние между нашей молодежью и миром. Открывает Красноярск для новых идей, проектов, людей, позволяет менять жизнь, повышать ее качество.

Качество жизни на территории во многом зависит от уровня развития транспортной и инженерной инфраструктуры наших населенных пунктов.

В 2012 году отремонтировано 148 километров дорог и 17 мостов. Мы последовательно продолжаем работу по развитию и реконструкции сети краевых и муниципальных дорог. В целом межрайонные трассы выглядят вполне достойно, хотя внимания к этой проблеме мы снижать не намерены.

Но главным «комком нервов» в этом отношении, к сожалению, является Красноярск. Это объяснимо, поскольку в городе живет треть жителей края, и находится едва ли не половина краевого автотранспорта.

Главными событиями прошлого года в дорожной отрасли стало начало строительства крупных инженерно-дорожных сооружений, каких в Красноярске не строили уже много лет. Важнейшим из них является четвертый мост через Енисей. Проект моста заставил нас по-новому взглянуть на всю транспортную схему Красноярска и лег в основу работ по формированию первого транспортного кольца краевого центра, которое наряду с другими решениями призвано значительно снизить остроту транспортных проблем города. Мы понимаем, что это не абсолютная панацея, но считаем это началом системной работы.

К сожалению, не всеми итогами работы отрасли мы удовлетворены. Качество дорожных работ – одна из серьезных проблем краевой инфраструктуры.

Она имеет особенный общественный резонанс, является основным раздражителем в отношениях власти с подрядчиками. Полностью поддерживаю решение главы города о поступлении оплаты к подрядчику после того, как новая дорога «отработает» полный температурный цикл.

2012 год стал ключевым в истории Красноярского аэропорта. Да, решения о его развитии и громкие заявления по этому поводу были сделаны довольно давно. Но, главные события все же произошли. В аэропорту открыт таможенный терминал. Состоялся 5-тысячный полет через Красноярск компании «Люфтганза-карго». Подписано масштабное соглашение о строительстве современных пассажирского и грузового терминалов, использующих новейшие логистические технологии.

Важной частью социальной сферы края является жилищно-коммунальный комплекс. Эффективность и исправность его работы не только влияет на качество жизни, социальное самочувствие жителей, но также является ключевым фактором безопасности в регионе – с учетом тяжелых, а иногда и экстремальных, климатических условий.

Основное внимание в связи с этим уделяется предприятиям энергетики, повышению надежности их работы и эффективности.

На модернизацию, реконструкцию и капремонт инженерных объектов ЖКХ в 2012 году направлено более 2 млрд. рублей.

Завершено строительство котельной в городе Заозерный. Мы все помним, как с подачи краевых СМИ, Заозерный долгое время носил ироничное звание «краевой столицы ЖКХ». Сегодня горожане получают качественную услугу, а надежность энергоснабжения гарантирована. Ведется строительство современной котельной в Краснотуранске. Приобретены и установлены модульные котельные в Березовском, Козульском и Ужурском районах.

Завершена реализация 12 крупных проектов в области водоснабжения, построены 27 километров инженерных сетей, началось строительство еще 14 километров. Из встреч с жителями края я знаю, что тема качества воды волнует людей. Поэтому считаю правильным, что мы начали реализацию новой краевой программы «Чистая вода», объемы работ по которой будут ежегодно наращиваться.

Уважаемые коллеги!

Одним из ключевых событий 2012 года стал новый уровень постановки задач, связанных с развитием социальной сферы.

В Послании Федеральному Собранию Президент страны Владимир Владимирович Путин сказал: «Пришло время кардинально изменить ситуацию к лучшему уже сейчас. Либо именно сейчас мы сможем открыть для новых поколений жизненную перспективу быть счастливыми в своей собственной стране, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадежно постаревшую по возрасту (в прямом смысле этого слова) и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну».

Новые задачи отражены в майских указах Президента. Все они связаны с уже упомянутыми приоритетами – востребованным человеческим капиталом и достойным качеством жизни. Они не требуют от нас концентрации на новых ориентирах, выработки принципиально новых подходов.

Повышение заработной платы, сокращение очереди в дошкольные учреждения, развитие культуры давно являются важнейшими для нас приоритетами.

Задачи, поставленные Президентом, призваны изменить не направления, а масштабы и темпы нашей работы. Это абсолютно своевременное решение. Каких-то особенных благоприятных условий для существенного роста заработной платы, массового строительства детских садов, переселения из ветхого жилья можно ждать вечно. При этом в решении поставленных задач – наш шанс на эффективное развитие. Без этого все наши разговоры о конкуренции за человека остаются всего лишь благими намерениями.

Этот рубеж взять нелегко. Для этого нам необходимо строже взглянуть на расходы бюджета. Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич предельно четко сформулировал эту задачу: «Обязательства, которые мы на себя взяли, должны быть, безусловно, исполнены... Цель заключается в том, чтобы сконцентрировать средства на выполнении приоритетных задач».

Именно эту цель преследует корректировка краевого бюджета. Знаю, что этот документ еще на стадии подготовки прошел серьезную экспертизу в Законодательном Собрании, и благодарен Вам за конструктивный и профессиональный подход.

Коллеги, еще раз призываю не относиться к задачам, поставленным в указах, как к исключительной проблеме исполнительной власти. Это государственные приоритеты, эффективно следовать которым мы сможем, только объединив усилия всех ветвей и уровней власти, всего общества.

Эффективно конкурировать за человека может только регион с сильной эффективной экономикой.

Мы должны понимать, что потенциал, связанный с сокращением издержек, повышением качества работы не бесконечен.

Задачи, связанные с новым уровнем развития социальной сферы, нам приходится решать в непростых условиях. Это связано с нестабильностью цен и спроса на продукцию крупнейших краевых предприятий.

Тем не менее, почти две трети расходов краевого бюджета  (60% или более 99 млрд. рублей) приходится именно на социальную сферу – образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, спорт. По сравнению с 2011 годом расходы на эти отрасли увеличились на 21%  или более чем на 17 млрд. рублей.

Заданные темпы роста необходимо сохранить и в следующем году, и в более длительной перспективе. Даже при самых убедительных результатах всегда будет существовать понятие нового качества жизни, к которому нужно стремиться.

Решение поставленных задач невозможно без больших дополнительных расходов. В этом надо отдавать себе отчет.

Я считаю, что мы должны еще больше активизировать работу с Федерацией, и привлекать на территорию края как можно больше средств по различным федеральным программам. Такая задача всегда стоит перед краевым Правительством, но сегодня она особенно актуальна.

География нашего региона такова, что любые общие сложности у нас всегда сложнее, чем в центральной части страны. Федеральное правительство слышит такие аргументы и готово к обсуждению.

Важным фактором, влияющим на развитие территории, является ответственная бюджетная политика.

В 2012 году, как и в предыдущие годы, не допускалось образование кредиторской задолженности перед гражданами. Своевременно и в полном объеме выплачивалась заработная плата в бюджетной сфере и социальные выплаты. Качество кассового планирования, дисциплина исполнения расходов и доходов бюджета позволили размещать свободные средства на банковских депозитах. Дополнительные доходы от этого составили в 2012 году более 860 млн.рублей.

Все операционные расходы бюджетной сферы Красноярский край полностью обеспечил за счет собственных доходов. Это неукоснительное правило.

Заемные средства привлекаются исключительно на цели социально-экономического развития. Так часто обсуждаемый дефицит бюджета – это не просто долги, а строящиеся и уже построенные капитальные объекты. При этом выпуск облигаций Красноярского края является лидером торгов на ММВБ, что убедительно свидетельствует о высоком уровне доверия со стороны финансистов и оценке надежности краевой бюджетной системы.

Растет доля программных расходов бюджета, нацеленных на конечный, объективно измеряемый результат. Объем финансирования ведомственных и долгосрочных целевых программ в минувшем году составил 31 млрд. 100 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2011 годом в полтора раза. В целом доля программных расходов составила более 80% всех расходов бюджета.

Но главная экономическая задача – повышение доходной части бюджета, обеспечение дополнительного экономического роста. Основные средства на повышение динамики развития среды и социальной сферы краю придется заработать самому.

Здесь картина сдержанно оптимистичная. По итогам 2012 года в крае отмечен рост основных социально-экономических показателей. В промышленном производстве индекс составил 103,6%, при показателе в среднем по России – 102,6%.

Оборот малых организаций составил 230 млрд. рублей и вырос за год более чем на 6%.

Красноярский край входит в десятку регионов, формирующих более половины суммарного ВРП России, и это красноречиво свидетельствует о высоком экономическом потенциале региона.

В 2012 году организациями края направлено более 376 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Их рост за год составил 115% (по России – 106%).

По показателю инвестиционного потенциала Красноярский край занимает шестое место в стране, уступая Москве и Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю, Московской и Свердловской областям.

Знаменательным событием в индустриальной истории края стало начало работы Богучанской ГЭС. Станция – яркий символ современного развития региона, поскольку она является «сердцем» огромного проекта освоения Нижнего Приангарья, возрождённого после тридцатилетнего забвения.

2012 год стал знаковым для «большой энергетики». Завершено строительство первого энергоблока Красноярской ТЭЦ-3. Выполнен основной объем работ на реконструкции седьмого блока Назаровской ГРЭС. Объем капитальных вложений только в эти два объекта составляет 18 млрд. рублей. Активно ведется работа по увеличению мощности Березовской ГРЭС.

Важно, что все это стало возможно благодаря поддержке края, предоставившего инвесторам льготы. По этому поводу было много дискуссий. Я считаю, что эти решения своевременные и результативные. Предоставляя льготы, мы ничего не отдаем. Мы стимулируем будущее, которое иначе может не состояться. И эти решения уже возвращаются в виде дополнительных мощностей, рабочих мест, налогов, а значит – возможностей для развития края. Такая практика привлечения инвесторов широко известна в мировом опыте развития территорий. Создание новых предприятий играет важнейшую роль в конкуренции за человека.

Рост инвестиционной активности традиционно приводит к увеличению объема работ в строительстве. В 2012 году он составил в целом по краю более 118 млрд. рублей или более 105% к аналогичному периоду предыдущего года (по стране – более 102%).

Отдельного упоминания заслуживает работа наших сельхозпредприятий. Их роль в жизни края – особенная. Для нас важны не только их хозяйственные результаты, но и создаваемая ими экономическая основа для жизни на селе.

Несмотря на тяжелые погодные условия, подчеркиваю, край девятый год подряд сохраняет лидерство по урожайности в Сибири. Хозяйства края увеличили надои молока и поголовье скота. Край занял первое место в округе по производству картофеля и овощей. Доля прибыльных сельхозпредприятий в их общем числе составила 86%.

Убежден, что во многом успехи отрасли связаны с государственной поддержкой. Ее объем в 2012 году составил 4,2 млрд.рублей. В этой связи нами принято еще одно важное решение – освободить от уплаты налога на имущество сельхозпредприятия края с 1 января текущего года. Такой законопроект будет вынесен на рассмотрение одной из ближайших сессий.

При этом мы понимаем, что достигнутые показатели урожайности, продуктивности – это результаты вчерашнего дня. Необходимо ставить новые задачи с учетом самых современных технологий, культуры земледелия и требований ВТО. Это единственно верное направление развития для отрасли.

И все же основные импульсы развития – это реализация на территории края крупнейших в России проектов. Среди них развитие Нижнего Приангарья, пул больших проектов в лесном комплексе, освоение Ванкорского месторождения.

В 2012 году произошло важнейшее для развития потенциала нашего региона событие. Принято решение о строительстве нового магистрального нефтепровода Куюмба–Тайшет. Это значит, что в ближайшие годы начнется промышленное освоение нефтяной кладовой юга Эвенкии. Нефтяная отрасль активно включится в структуру краевой экономики – налогами, рабочими местами, даст дополнительную нагрузку смежным отраслям.

К Ванкору добавятся Куюмба и Юрубчен. По предварительным оценкам, это 15 млн. тонн эвенкийской нефти ежегодно. Такого рода проекты важны для нас не только с точки зрения их налогового потенциала. Они предполагают комплексное развитие территорий. Причем не в отдаленном будущем, а уже на первых этапах инвестиционного процесса.

Наиболее показателен в этом отношении проект развития Нижнего Приангарья. Всего за период реализации проекта  на территории введены в строй 14 объектов социального назначения. На 95% выполнены работы на строительстве железнодорожной линии Карабула-Ярки. Ведется активное строительство 12 объектов жизнеобеспечения, среди которых водозаборные и очистные сооружения населенных пунктов, сети водоснабжения, автодороги и другие инженерные сооружения.

В прошлом году инициирован новый большой проект, который станет ядром развития еще одного северного региона. Это Ангаро-Енисейский кластер. Общий объем инвестиций проекта – более 270 млрд. рублей. В связи с этим мы ожидаем прирост ВРП к 2021 году на 80%.

Но обращаю внимание и на такие параметры проекта – 600 километров новых асфальтовых дорог, еще один мост через Енисей в районе Лесосибирска, 6,5 тысяч новых рабочих мест. Поэтому мы будем биться за этот проект и надеяться на федеральную поддержку. Для нас это новый важный этап развития северных территорий края.

Говоря об инвестициях, мы всегда должны помнить, что они нужны нам не любой ценой. Экология территории – важнейший аспект качества жизни, конкуренции за человека. Нам нужны проекты, которые учитывают в себе не только финансовые ресурсы, но и полностью проходят экологическую экспертизу.

При этом мы много раз заявляли, что наши конкурентные преимущества, основанные на богатой сырьевой базе региона, используются нами как возможность для развития современной интеллектуальной экономики. Этот тезис получил яркое подтверждение в минувшем году.

Город Красноярск вошел в рейтинг инновационных городов, в котором учитывается инновационная активность одной тысячи пятисот сорока городов мира. Красноярский край вошел в тройку наиболее активно развивающихся инновационных регионов России.

Красноярский бизнес-инкубатор стал вторым после казанского технопарка «Идея» российским учреждением, вошедшим в качестве полноправного члена в Европейскую сеть бизнес-инновационных центров.

Край является активным участником федеральных технологических платформ, в том числе координатором одной из них – «Национальная информационная спутниковая система». В конце года стало известно о новой победе ОАО «Информационные спутниковые системы». Предприятие победило в конкурсе федерального министерства образования, опередив все регионы России. Общий объем субсидий на реализацию заявленных проектов составит свыше пятисот миллионов рублей.

По 12 направлениям созданы региональные техплатформы. Три из них – по АПК, энергоэффективности, космическим и информационным технологиям уже работают. Координатором стал Сибирский научно-образовательный консорциум, в который вошли краевые вузы и научные учреждения. Проекты и бизнесы в рамках техплатформ мы будем поддерживать в приоритетном порядке.

За последние годы Красноярский край также существенно повысил свои позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности. Сегодня  край считается регионом с высоким уровнем инвестиционного потенциала.

При этом следует отметить, что значительный объем инвестиций в основной капитал приходится на крупный бизнес и госсектор – более 357 млрд. рублей. Тогда как на средние, малые и микропредприятия суммарно приходится 19 млрд. рублей, что хорошо. Но это только 5%. И это мало. Здесь скрывается большой потенциал развития края.

Дальнейшие качественные изменения возможны только вместе с изменениями экономической и управленческой среды. Это касается бизнеса любого масштаба – малого, среднего, большого. Считаю, что на ближайшие годы, наряду с повышением качества жизни, нам необходимо сосредоточиться на следующих факторах развития:

  • Улучшение инвестиционного климата в регионе.
  • Управленческая открытость.
  • Ответственная кадровая политика.

Инвестиционный климат территории определяется тремя основными факторами: ресурсы, имидж региона, административные процедуры. Богатые ресурсы края широко известны. Но если под ресурсами подразумевать также кадры и необходимую инфраструктуру, то и в этой сфере нам есть над чем работать. В отношении процедур со стороны инвесторов накоплена серьезная неудовлетворенность – это одна из самых важных проблем.

Что касается имиджа региона, то он до сих пор ограничен представлениями о его сырьевом потенциале. В прошлом году мы в этом вновь убедились, общаясь с делегатами конференции ОЭСР, многие из которых с удивлением «открыли» для себя Красноярск как современный интересный для бизнеса город. Надо признать, что очевидные успехи наших предприятий, научных и образовательных учреждений мы пока не сумели конвертировать в новую репутацию края. Конечно, это не происходит само собой.

Такая работа требует участия специалистов, целенаправленных творческих и организационных усилий. Но самое главное – в этой работе есть на что опереться. История, люди, природа, повседневная жизнь края изобилуют яркими образами, многие из которых претендуют на роль его символов. Уверен, нам надо уделить этой работе самое серьезное внимание.

Таковы условия, в которых мы находимся сегодня. Найти понятное решение этих проблем – наша с вами большая задача.

На что хотелось бы обратить особое внимание?

Первое, что необходимо сделать в этом году – разработать Закон края о поддержке инвестиций. Собрать сюда все меры по инвестиционному, в том числе налоговому, стимулированию, при необходимости дополнить новыми.

Сегодня в крае много таких льгот и мер поддержки. Но воспользоваться ими в силу сложности процедур могут единичные предприятия. А такие меры эффективны тогда, когда они просты в управлении, доступны и крупным компаниям, и небольшим. Нам необходима единая система льгот на долгосрочную перспективу. В законе нужно предусмотреть и ответные обязательства инвесторов по развитию территории.

Второй системный вопрос – организация работы с инвесторами по принципу «одного окна». В процессе государственной поддержки задействовано много структур. Часто вся цепочка инвестору понятна, но с чего начать, в каком порядке и как долго все это будет происходить, далеко не очевидно.

Время прохождения административных процедур – наглядные показатели эффективности управленческих систем.

К примеру, регистрация собственности в Калуге занимает 19 дней, а в Якутске – 60; получение разрешения на строительство в Сургуте занимает 150 дней, а в Твери – 448. Один и тот же федеральный закон работает по-разному, и дело не в его недостатках, на которые любят ссылаться чиновники!

К сожалению, Красноярский край совсем не в лидерах по скорости «оформления бумаг». К сожалению, у нас даже нет точной статистики этих процессов. Что недопустимо для региона, претендующего на лидерские позиции.

Краевое министерство инвестиций и инноваций создавалось для того, чтобы стать именно таким «единым окном». Поэтому поручаю ему подготовить изменения к регламентам, максимально снизить требования к прохождению административных процедур.

Вы часто поднимаете эти вопросы, уважаемые депутаты. Поэтому я надеюсь на вашу активную позицию.

Третье – поддержка и развитие инфраструктуры, важной для бизнеса. В Красноярском крае более 120 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них только 23 тыс. активно пользуются государственной помощью. А к финансовой поддержке за год обратились около двух тысяч или 1,7%.

Но мы понимаем, что прямая финансовая помощь отдельным предприятиям никогда не сможет носить массовый характер. Хотя бы в силу естественной ограниченности бюджетных ресурсов. Однако у бизнеса есть целый ряд общих задач, решать которые каждому в отдельности – дорого и долго. Например, покупка дорогого оборудования, подготовка кадров или продвижение продукции на рынке. 

Примером эффективной кооперации в этой сфере служит центр прототипирования на базе КРИТБИ. Его уникальным оборудованием могут пользоваться все резиденты инкубатора. И даже крупный бизнес смотрит на эти возможности отчасти с интересом, отчасти – с завистью.

Предложения заменить прямую финансовую поддержку инфраструктурной звучат очень часто. Поручаю Правительству края проанализировать их вместе с бизнес-сообществом. При необходимости – подготовить предложения по изменению концепции поддержки малого и среднего предпринимательства.

Четвертое. Отдельно хочу остановиться на кластерном направлении развития территорий. Здесь многое зависит от активности министерств, предприятий и муниципальных образований. Железногорск – хороший пример такой активности.

В результате привлечен 1 млрд. рублей на строительство промпарка, планируем получить федеральные средства на развитие инфраструктуры города. Край уже поддерживает этот кластер – приводим в порядок автодорогу и создаем дополнительные энергомощности.

Уверен, что такой потенциал развития есть в Красноярске, Норильске, Ачинске и других городах. Поручаю Правительству края подготовить до конца года концепцию кластерного развития региона. Глав территорий прошу не просто активно включиться в эту работу, а занять эффективную лидирующую позицию.

Пятое. Инвестиционная привлекательность напрямую связана с наличием «удобных» площадок для новых проектов. Важно показать инвестору, как будет идти развитие инфраструктуры, на что он может рассчитывать и когда. Поэтому следующим шагом должно стать формирование плана создания инфраструктурных объектов Красноярского края.

У этой проблемы много нюансов. Располагая огромными территориями, мы не всегда можем найти подходящие земельные участки даже для собственных краевых проектов. Так в Емельяновском, Березовском и Манском районах в муниципальной собственности нашелся только один земельный участок площадью 20 тыс. квадратных метров с транспортной и инженерной инфраструктурой.

Прошу глав муниципальных образований, а также поручаю агентству по управлению госимуществом в течение года провести аудит свободных, а также занятых, но неэффективно используемых, промышленных объектов и земельных участков. Эту информацию нужно привести в систему и открыть для использования.

Шестое. Развитие инвестиционной привлекательности региона невозможно без соответствующей подготовки кадров. В профобразовании сделано много, но еще больше предстоит. Ежегодная дополнительная кадровая потребность в крае прогнозируется на уровне 65 тысяч человек. Бизнес хорошо видит эту проблему и «созрел» для активного взаимодействия.

Шаги в этом направлении мы уже сделали – в крае реализуются программы подготовки кадров для ряда отраслей, которые согласованы с работодателями. Такая практика должна быть распространена на всю сферу краевого профобразования.

В 2013 году необходимо отработать и внедрить механизм формирования долгосрочного заказа на подготовку кадров. Каждый абитуриент, а тем более выпускник должен четко понимать, где он сможет работать.

Седьмое. Федеральное агентство стратегических инициатив разработало Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации по обеспечению благоприятного инвестклимата в регионе.

Внедрение Стандарта не дает быстрого экономического эффекта. Но следование этому документу очень дисциплинирует. Его внедрение основано на детальном плане, который определяет мероприятия, сроки и ответственных. Мы уже начали работу по этому плану. Считаю, что до конца года такой стандарт в Красноярском крае должен быть внедрен.

Восьмое. Эффективно развить инвестклимат мы сможем только в партнерстве с бизнесом и общественностью. Поэтому в крае будет создан специальный Совет по улучшению инвестиционного климата. Я намерен возглавить его лично. Совет будет рассматривать широкий круг вопросов – от инвестиционных приоритетов края, до оценки качества инвестклимата.

Работа по улучшению инвестиционного климата должна вестись во всех муниципальных образованиях. Местные власти должны получить дополнительные стимулы поддержать предпринимательство.

Комплексная работа будет неполной без участия работающих в крае федеральных органов, в том числе и правоохранительных структур.

Я прошу коллег также включиться в работу, поскольку интересы частного бизнеса являются важным элементом всей государственной политики.

Уважаемые депутаты!

Существенное влияние на формирование новой среды оказывают люди, принимающие ответственные решения. Масштаб и сложность задач, которые диктует время, требуют от них и дополнительных усилий, и новых знаний, и умений использовать современные инструменты управления. Жизнь меняется стремительно, и это требует от всех нас такой же готовности и способности к переменам. В первую очередь это относится к представителям власти, в особенности – к руководителям. Тот, кто рассчитывает прожить за счет багажа прошлых лет, рискует не найти правильных ответов на неожиданно возникающие вопросы.

За последнее время заметно обновился состав краевого правительства. Это произошло по самым разным причинам. В том числе и в связи с повышением наших коллег.

Я отношусь к кадровой политике не как к догме,  ритуалу, ограниченному какими-то временными отрезками или особыми событиями. Вообще не очень поддерживаю тех, кто всю свою жизнь связывает только с административной карьерой. Кадровая политика для меня – один из инструментов управления.

При этом я считаю, что в целом в Красноярском крае сформирована дееспособная и эффективная управленческая команда. Но процесс ее формирования идет постоянно. Мы совершаем ошибки и работаем над этими ошибками. Мы все время стремимся увидеть новых людей, способных расти и меняться, соответствовать вызовам времени.

Эти процессы затрагивают не только краевой уровень, но и муниципальный. Там, где возникают угрозы управляемости территории, ее жизнеобеспечению, мы будем находить законные способы влиять на ситуацию. И в первую очередь, я имею в виду именно кадровый аспект. Мы не можем мириться с управленческим хаосом, который иногда складывается в некоторых наших территориях.

Почему, на мой взгляд, это происходит?

Ключевая проблема многих руководителей заключается в том, что они теряют связь, перестают активно взаимодействовать со средой. Отраслевой министр или его муниципальный коллега – с профессиональными сообществами, глава территории – с общественными организациями, лидерами, выражающими интересы конкретных групп населения. Такому риску подвержены не только патологические властолюбцы, но и толковые руководители, излишне увлекающиеся собственными благими намерениями.

Но общество изменилось. Люди видят, что  основные жизненные проблемы постепенно решаются, стабильно выплачивается заработная плата, снижается безработица, развивается социальная сфера. При этом повышается требовательность к темпам и содержанию этих перемен.

Люди хотят более быстрых и более качественных преобразований, чтобы они затрагивали не отдельные участки и направления, а в целом среду.

И самое важное – люди готовы лично, в масштабах и улицы, и всей страны действовать в интересах этих перемен. Тот из руководителей, кто не учитывает это обстоятельство, не продержится долго.

Гражданская активность в самых разных позитивных проявлениях – это очень большая сила. А открытость, готовность власти к активному взаимодействию с обществом, прозрачность принятия важных решений – это эффективные инструменты развития. И от руководителей муниципалитетов, и от краевых чиновников буду требовать досконального освоения и грамотного использования этих инструментов.

Это моя осознанная позиция. Она подкреплена конкретными результатами, которых мы добивались, действуя максимально открыто, вместе с обществом.

В качестве примера приведу «Народный бюджет», который еще шесть лет назад собрал тысячи предложений по благоустройству, строительству и ремонту муниципальных объектов. Программы развития территорий во многом составлены из таких предложений.

В крае реализуется одна из наиболее масштабных грантовых программ – в рамках социального партнерства, благоустройства, книгоиздательства, молодежных проектов. В 2012 году на эти цели направлено 168 млн. рублей из краевого бюджета.

По нашей инициативе уже второй год власти Красноярска все важные решения, касающиеся напрямую людей – от ремонта дворов до строительства дорог – принимают только после обсуждения проектов в Интернете.

Такое взаимодействие важно для всех отраслей. В образовании – это публичные рейтинги школ, в здравоохранении – электронная запись к врачу и онлайн-контроль строительства важнейших медицинских объектов. В ЖКХ – работа оперативного колл-центра, электронные способы оплаты услуг.

Для себя я считаю очень полезным и важным перед посещением любого учреждения обратиться в интернете к жителям, выяснить их мнение. Эта оценка иногда более важна, чем экспертная.

Я принял решение о публикации всех протоколов своих рабочих поездок в районной прессе. Считаю, что люди лучше всего смогут оценить эффективность власти, контролируя работу чиновников самостоятельно.

Многие инструменты нуждаются в совершенствовании, мы отдаем себе в этом отчет. Это важная задача, которая стоит перед краевой исполнительной властью и перед муниципалитетами.

Открытость власти, как и другие сложные задачи, требуют инфраструктурного обеспечения. Одним из ключевых звеньев такой инфраструктуры является предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» через систему сети многофункциональных центров. МФЦ позволяют получать услуги в одном месте, значительно упрощают процедуры и сокращают время их получения.

В минувшем году мы довели количество МФЦ на территории края до 14. На их базе населению предоставляется 236 услуг. По итогам года число обратившихся в МФЦ составило 340 тысяч человек.

Это очень важный проект. В связи с этим прошу Правительство края зафиксировать важную задачу – к 2015 году довести количество МФЦ в регионе до 36. В рамках выполнения поручения Президента страны довести долю жителей края, имеющих доступ к «одному окну», до 90%.

Все перечисленные, а также многие другие направления взаимодействия жителей края и власти сконцентрированы в федеральном, а теперь и краевом проекте «Открытый регион». Считаю важным разработать аналогичные проекты на уровне муниципалитетов.

Уважаемые коллеги!

Таковы основные итоги минувшего года. Мы действовали в рамках ранее обозначенных приоритетов, среди которых, еще раз напомню, – конкурентоспособная экономика, востребованный человеческий капитал, достойное качество жизни.

Уверен, что такой вектор развития края – верный.

 

Мы многого добились за последние годы. Но стоящие перед нами задачи еще более сложны и амбициозны. Их решение требует от нас освоения и использования эффективных инструментов, создания современной среды, привлекательной для инвесторов, новых проектов, для уже работающего бизнеса. И в первую очередь – для людей!

Конкуренция за человека – самый сложный вид конкурентной борьбы.

Уверен, у нас есть все, чтобы победить!

Спасибо.

Готов ответить на вопросы.