Главная
>
Новости

Отчёт о работе Правительства и о реализации целевых программ в 2012 году

27 июня 2013 16:32

Уважаемые депутаты!

В соответствии с Уставом Красноярского края в Законодательное Собрание 19 июня был представлен отчёт о работе Правительства и о реализации целевых программ в 2012 году.

У нас действовали 24 ведомственных целевых программы и 51 долгосрочная программа. Определенная положительная динамика наблюдаемых показателей в сравнении с 2011 годом есть. Надеюсь, у всех была возможность ознакомиться с этим материалом.

Надо сказать, что за эти месяцы мы с вами неоднократно в разных форматах обсуждали итоги прошлого года. На сессии Законодательного Собрания с очень ёмким и содержательным докладом выступил глава края, о своей работе за год отчитались уже пять министров, на прошлой неделе мы на публичных слушаниях подробно рассмотрели итоги исполнения бюджета за 2012 год, и сегодня этот вопрос также есть в повестке.

Поэтому, с одной стороны, мне не хотелось бы повторяться, но с другой — я считаю наш сегодняшний разговор очень важным для подведения итогов определенного этапа работы Правительства, а также обсуждения и постановки задач на будущее.

Если в прошлом году я стоял на этой трибуне с отчетом о работе Правительства за тот период, когда я еще не был его главой, то в 2012 году я прошел вместе с краем все основные события его жизни, начиная с прохождения отопительного сезона, паводков, посевной, лесных пожаров, обеспечения северного завоза, подготовки школ к учебному году, сбора урожая, формирования нового трехлетнего бюджета и так далее.

Поэтому в начале своего выступления я остановлюсь на тех моментах, которые год минувший характеризуют именно в таком, не отраслевом, а календарном порядке.

Отопительный сезон 2011-2012 годов мы прошли достаточно устойчиво. Стабильность работы здесь обеспечили как оргмероприятия, так и программа комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, которая поэтапно реализуется в крае в последние три года.

2012 год был особенным с точки зрения природных аномалий. Не могу об этом не сказать, потому что пожары, засуха, низкая вода существенно осложнили целый ряд обычных рабочих процессов, и Правительству края в течение нескольких месяцев пришлось многие вопросы решать практически в «ручном» режиме вместе с различными федеральными, надзорными структурами и органами местного самоуправления.

Серьёзного паводка удалось избежать, но зато вся весна, лето и часть осени у нас прошли в борьбе с лесными пожарами, которые начались гораздо раньше, чем обычно. Площадь лесных пожаров в прошлом году была в 4 раза больше, чем сейчас. К этому периоду мы серьезно готовились: выделяли дополнительные деньги на приобретение спецтехники, отрабатывали систему оперативного реагирования лесопожарного центра, взаимодействия с МЧС. Дважды за лето вводили режим ЧС на всей территории края. Все пожары были под контролем, удалось не допустить их перехода на населенные пункты и объекты экономики, несмотря на то, что во многих северных территориях осадков не было в течение трёх месяцев.

Ещё один момент, который хотел бы отметить — это, конечно, навигация, которая в 2012 году в Ангаро-Енисейской системе проходила крайне напряженно. Аномальное падение уровня воды на реке Енисей негативно сказалось на судоходстве. В июле нам пришлось ввести режим ЧС на участке от Богучанской ГЭС до устья р. Ангара, чтобы дать возможность речникам эксплуатировать флот в условиях маловодности. Пришлось пойти на такие меры и вместе со всеми заинтересованными структурами аккуратно регулировать всю водную систему, чтобы обеспечить доставку необходимых населению и предприятиям грузов в рамках северного завоза.

И, конечно, непростой была борьба за урожай. Природа в очередной раз проверила селян на прочность, но благодаря высокой культуре земледелия и мощным мерам господдержки край, несмотря на засуху, девятый год подряд сохранил лидерство по урожайности зерновых в Сибири. В этом году у нас другая напасть — очень холодная и дождливая весна, тем не менее, посевную удалось завершить нормально, и мы рассчитываем, что осенью край снова будет с зерном, а наше животноводство будет обеспечено кормами.

От сезонных особенностей перейду к экономике. Каким был для нее 2012 год?

Как показывают цифры, 2012 можно рассматривать как очередной этап развития края.

В промышленном производстве продолжился рост выше среднероссийского, индекс составил 103,6% (Россия — 102,6%).Крупнейшие предприятия края чувствовали себя достаточно устойчиво.

Серьёзно увеличились объемы добычи нефти(более чем на 22%, 18,5 млн. тонн). Выросла добыча золота(108,2%) за счет роста производства в ЗАО «Полюс» (на 8,6%),в ООО "Соврудник«(на 10,7%), производство драгоценных металлов(на 3,9%)в ОАО «Красцветмет». В рамках реализации проекта по увеличению мощностей «Новоангарского обогатительного комбината» на 26,3% выросло производство свинцово-цинкового концентрата.

Положительную динамику показали 10 из 14 обрабатывающих отраслей, в большинстве из них достигнутый рост выше среднероссийского. В представленных вам материалах эти данные есть, поэтому не буду останавливаться подробно на каждой отрасли.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса в 2012 году продолжили техническое переоснащение своих основных фондов. Стоит отметить, что все наши оборонные заводы обеспечены гособоронзаказом до 2015 года, а некоторые (ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС») — и до 2020 года.

В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс производства составил 109,5% (Россия — 103,3%), в 2012 году увеличилось производство всех основных видов продукции этой отрасли, продолжалась реализация крупных инвестиционных проектов.

В то же время, сложности ожидали наших лесопромышленников уже в 2013 году: основные потребители их продукции находятся в зоне непрекращающихся конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке, что повлекло за собой падение цен и выручки от экспорта. Существенные трудности связаны и с ростом железнодорожных тарифов и тарифов на электроэнергию. Поэтому сегодня мы по поручению губернатора обсуждаем варианты поддержки предприятий этой отрасли, чтобы сохранить занятость и производство в наших «лесных» территориях.

Выработка электроэнергии в прошлом году снизилась на 2,3%. Причины, как я уже говорил, связаны с аномально низкими запасами гидроресурсов в водохранилище Красноярской ГЭС.

В 2012 году запустили Богучанскую ГЭС, сегодня там основная деятельность связана с тем, чтобы вывести работу станции на запланированную мощность.

В прошлом отчете я говорил о развитии внутрирегиональной кооперации как об одном из поставленных губернатором приоритетов. Эта политика реализуется достаточно успешно. Крупные предприятия по итогам 2012 года на десятки процентов увеличили объем закупок материальных ресурсов и услуг у краевых производителей: ОАО «ГМК «Норильский никель» — на 34% (объем закупок составил 15,7 млрд рублей), «Ванкорнефть» -на 46% (14,6 млрд руб.). Остается высоким уровень кооперации с краевыми производителями Красноярского филиала ОАО «РЖД».

Строящийся Богучанский алюминиевый завод также сформировал новые источники внутреннего спроса, разместив в крае уже в этом году заказ на изготовление анодных устройств на сумму 1 млрд рублей.

Хочу отметить, что развитие ситуации по строительству завода подтверждает правильность нашего с вами решения о предоставлении налоговой льготы для инвесторов проекта БЭМО, которое мы с вами очень непросто принимали. Инвесторы смогли продолжить строительство БоАЗа, первый пусковой комплекс которого готовится к запуску в конце этого года.

В целом считаю, что потенциал в развитии кооперации у нас еще очень большой, так же, как и в привлечении крупнейших предприятий края к строительству социальных объектов, поэтому будем продолжать эту работу и в дальнейшем.

Строительный комплекс края в минувшем году практически вышел на докризисный уровень по вводу жилья (введено 1076,8 тыс. квадратных метров жилья, в 2008 году — 1101,6 тыс. кв. метров). В городах и районах края продолжилось масштабное строительство социально значимых объектов, 22 из них были введены. Это школы, детские сады, физкультурно-спортивные центры, объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры. Началось строительство 4 моста через Енисей в Красноярске, продолжилось строительство онкологического центра, начаты работы по реставрации театра им. А.С. Пушкина, хоть и не без проблем. Завершена реконструкция Дворца спорта «Сокол», начато возведение двух крупных объектов — «Академии зимних видов спорта» и футбольного манежа в Красноярске.

В 2012 году Правительством края была продолжена работа по развитию инновационной инфраструктуры. Получил одобрение и софинансирование на федеральном уровне проект создания промышленного парка на территории Железногорска, который будет, в основном, ориентирован на обеспечение заказов предприятий космической и ядерной отрасли. Всё это — наши вложения в будущее и эффективное использование сильных сторон края — его научной и производственной базы.

Здесь же важно отметить и то, что в прошлом году было продолжено совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса: мы приблизили средства к таким предприятиям через реализацию муниципальных программ.

К сожалению, год не прошел без сложностей для нескольких краевых предприятий: Ирбинского филиала Евразруды, Шушенской марки, ДЗНВА, комбайнового завода. Причины тому разные, часть заводов создавалась под другую экономику и сегодня объективно не выдерживает конкуренции. В ряде случаев, скажу прямо, дело усугубил слабый менеджмент или нечистоплотная позиция собственников. В отношении некоторых из них сейчас возбуждены уголовные дела.

Совместно с профсоюзами мы вели работу по обеспечению трудовых прав работников предприятий, помогали им в трудоустройстве. Очень жаль терять такие коллективы. И хотя в 2012 году в крае было создано 16 тыс. новых рабочих мест — в 2,4 раза больше, чем сокращено, а уровень безработицы снизился до минимума (1,6%), каждый случай остановки предприятий вызывает горечь и требует к себе особого внимания.

Для Большой Ирбы, например, проблема прекращения деятельности градообразующего предприятия является гораздо более серьезной, чем, скажем, для предприятий, расположенных в Красноярске, поэтому мы занимаемся ситуацией там более плотно, стараясь использовать все возможности, которые есть у власти, чтобы обеспечить занятость тех, кто продолжает жить в поселке.

Уважаемые коллеги! Многое из того, что было начато в 2012 году, принесет свои плоды в дальнейшем. В первую очередь, это касается работы над новым проектом — «Ангаро-Енисейский кластер», который предполагает строительство сразу нескольких крупных горнодобывающих и перерабатывающих предприятий в районах края. Общая стоимость проекта оценивается в 272,5 млрд рублей, из них порядка 217 млрд — частные инвестиции. Заявку на софинансированиеинфраструктурной части проекта мы направили в правительство страны, и сейчас там идет обсуждение его параметров и определение источника финансирования. Без сомнения, создание такого кластера будет одним из крупнейших проектов в масштабах всей страны.

Кроме того, в прошлом году была продолжена работа с инвесторами по освоению новых нефтяных месторождений, в том числе по строительству нефтепровода «Куюмба-Тайшет».

В 2012 году существенно — на 15,5% и динамичнее, чем в целом по стране (РФ — 106,7%) вырос объем инвестиций в основной капитал, он превысил 376 млрд рублей. Это почти треть всех инвестиций Сибирского федерального округа. Считаю, что нам очень важно удержать эту высокую планку, потому что сегодня идет борьба за инвесторов между регионами, и мы с вами должны вместе создать условия для сохранения красноярского инвестиционного климата, сделать его самым благоприятным для тех, кто хочет вложить свои средства в развитие нашей территории. Нам нужна среда, в которой и малый, и средний, и крупный бизнес будут чувствовать себя одинаково комфортно. Об этом мы вчера говорили на Совете при губернаторе края. И одновременно нужно не просто заманивать инвесторов разными «пряниками», но и более активно формулировать им задачи. Сегодня пришла пора ставить акценты и заполнять пустоты там, где нам нужно, развивая переработку продукции наших базовых, наиболее сильных отраслей и производство оборудования для них.

Далее. Среди основных задач, над которыми работало Правительство в 2012 году, также было привлечение дополнительных федеральных средств и работа с федеральными органами власти. Мы постарались заявиться в максимальное количество программ, в результате в край пришло из федерального бюджета порядка 25 млрд рублей — рост более чем в два раза по сравнению с первоначально утвержденной бюджетом суммой. Во многом это и итог нашей с вами совместной работы, потому что в соответствии с условиями получения федеральных субсидий нужно было предусмотреть средства на их софинансирование, чем мы с вами вместе и занимались. И я бы здесь еще отметил роль депутатов Госдумы и наших представителей в Совете Федерации, которые поддерживали интересы края и активно помогали нам в привлечении этих средств.

На публичных слушаниях по исполнению бюджета мы с вами говорили о том, что объем собираемых с территории края доходов в бюджетную систему Российской Федерации увеличился более чем в два раза — с 200 млрд рублей в 2010 году до 500 млрд рублей в 2012 году. Это наглядно демонстрирует, что наша экономика развивается, но, к сожалению, наши собственные доходы на этом фоне прирастают минимально. Приятно, конечно, сознавать, что край делает нашу страну богаче. Тем не менее, считаем, что часть прироста налоговых отчислений всё же должна оставаться на территории региона. В этом нас поддерживает полпред президента в СФО В.А. Толоконский, нашу позицию слышат в минфине России, поэтому будем продолжать работать с федерацией по данному вопросу.

В числе приоритетов 2012 года было повышение заработной платы работникам бюджетной сферы края. Несмотря на то, что бюджетная политика изначально предусматривала индексацию зарплат на 6% с 1 октября, в течение 2012 года удалось реализовать ряд новых решений.

Так, по инициативе Губернатора, поддержанной Законодательным Собранием, с 1 июля на 20 процентов увеличены фонды оплаты труда самых низкооплачиваемых категорий: работников дошкольных образовательных учреждений, муниципальных учреждений социального обслуживания и отдельных типов учреждений культуры. Кроме того, следуя логике указов президента, с 1 октября 2012 года увеличены фонды оплаты труда учителей на 20%, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений — на 30%. В целом фонд оплаты труда педагогов за полтора года увеличился в 1,5 раза (IV квартал 2012 года по сравнению с I кварталом 2011 года).

В результате решений по увеличению зарплаты работникам бюджетной сферы, а также роста заработной платы в реальном секторе экономики, по уровню среднемесячной заработной платы край традиционно продолжает сохранять первое место среди субъектов Сибирского федерального округа и превышает ее величину в среднем по России. За 2012 год средняя зарплата в крае составила 28672 рубля. Конечно, это цифры средние, отвлеченные, и их трудно воспринять конкретному человеку, но это данные статистики, и мы должны на них опираться, чтобы объективно оценивать общую ситуацию.

Вызывает беспокойство уровень зарплаты работников сельского хозяйства. Мы с вами в прошлом году вплотную занялись комплексным развитием сельской жизни, и нужно быть последовательными. Хочу подчеркнуть, что сельское хозяйство было, есть и будет одним из наших приоритетов. Нельзя допустить, чтобы на селе росла только зарплата бюджетников, а у работников сельского хозяйства оставалась низкой. Сегодня сельхозпредприятия получают большое количество мер господдержки, недавно мы с вами приняли решение об освобождении сельчан от уплаты налога на имущество организаций. На следующем этапе необходимо поставить задачу роста зарплаты и улучшения условий труда и быта работников отрасли.

Уважаемые коллеги, вы просили, чтобы я в своём выступлении рассказал о кадровой политике исполнительной власти края.

В апреле на этой трибуне Губернатор уже говорил об этом, отметив, что кадровая политика — это лишь один из инструментов управления, а не какой-либо ритуал. Да, наша команда периодически обновляется, но при этом она остаётся трудоспособной и ответственной за свою работу. Изменения в составе краевого правительства происходят по самым разным причинам.

Если проанализировать назначения и отставки должностных лиц края за последние годы, можно увидеть, что это постоянный процесс. Жизнь идёт, кто-то уходит на повышение, кто-то меняет сферу деятельности, кто-то покидает команду по решению главы края. Но такого, чтобы члена правительства только назначили, он тут наломал дров и сразу же ушёл, как было, например, в конце 90-х, у нас нет, как нет и никакого кризиса в системе управления.

Запросов к профессиональным качествам тех, кто приходит во власть, много, и при этом все они работают под серьёзным психологическим давлением со стороны общественности и СМИ. Губернатор, в свою очередь, предъявляет к работе членов правительства очень высокие требования, спрос у него жесткий. Да и с вами, уважаемые депутаты, тоже непросто. Так что, как говорят на производстве, даже металл устаёт, что уж говорить о людях, которые много лет проводят в таком режиме.

Текущие кадровые изменения не приводят к сбоям и не влияют на стабильность работы министерств, где всё выстроено достаточно чётко и устойчиво. В наших принципах — последовательность и преемственность, чтобы не устраивать кадровую чехарду. Ведь скамейка запасных у нас не такая большая, как хотелось бы. Поэтому все назначения серьёзно обдумываются. С этим, кстати, связано то, что у нас долгое время оставались вакантными должности двух вице-премьеров. Но, как говорится, нет худа без добра — такая ситуация позволила мне самому во многом разобраться, сконцентрировать на себе весь поток задач и проблем и более четко сформулировать, какими качествами должен обладать человек, которому я готов часть этой управленческой работы доверить.

В целом наша кадровая политика строится на том, что мы стараемся продвигать тех, кто знает край, получил здесь определённый практический опыт. Активно используем резерв управленческих кадров, который формируется в крае с 2009 года и постоянно пополняется. В частности, из числа «резервистов» назначены несколько наших министров. И, конечно, выбор ключевых руководителей остаётся за Губернатором, ведь именно он формирует команду и решает, какой ей быть.

Считаю, коллеги, что работу исполнительной власти нужно оценивать по результату, потому что раздача оценок и сравнение одного министра с другим — это, всё-таки, дело вкуса. Тем более, психологически мы так устроены: то, что было раньше, зачастую кажется нам больше, выше и лучше. Отчет о работе Правительства у вас на руках, по нему видно, что показатели отраслей и те направления работы, где у нас есть рычаги влияния, улучшаются. Край сегодня уважают, к нашим предложениям внимательно относятся как на уровне Сибирского федерального округа, так и на уровне федерации, в регионе обеспечена социально-экономическая стабильность. На мой взгляд, это сегодня главное.

Мы также договаривались о том, что сегодня я коротко расскажу о взаимодействии Правительства края с крупнейшими налогоплательщиками.

В рамках этой работы мы используем достаточно широкий набор инструментов. С 1998 года в крае создана система мониторинга исполнения налоговых обязательств сотней крупнейших налогоплательщиков края, включающая систему информационного обмена с ними. Первая десятка таких предприятий формирует более 40 процентов доходов бюджета Красноярского края.

С 2007 года в целях ускорения социально-экономического развития края были активно задействованы механизмы государственно-частного партнёрства, стартовали масштабные инвестиционные проекты — по освоению Нижнего Приангарья и разработке Ванкорского нефтегазового месторождения.

Начиная с 2008 года, система взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками положена Правительством края в основу отраслевого планирования в рамках подготовки ведомственных целевых программ, где фиксируются основные показатели развития их производственной деятельности на трёхлетний период.

То, о чём я сейчас сказал, является системной и чётко выстроенной постоянной работой.

Что касается соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, это, скорее, один из инструментов реализации инициативных функций и результат развития наших отношений с крупными компаниями. За период с 2010 года по настоящее время были заключены и действуют 52 соглашения.

Значительная часть из них (22) в качестве основных задач предусматривает согласование планов и программ развития, обмен информацией. В основном, это соглашения с предприятиями, работающими в финансовой сфере, а также в области связи и информационных технологий.

Соглашения в области инвестиционной и инновационной деятельности (5) предусматривают взаимодействие в целях создания организационных и правовых инструментов развития этих сфер в крае.

Наиболее значимыми и важными для социально-экономического развития краяявляются 25 соглашений с крупными компаниями, к которым относятся, прежде всего, ОАО «ГМК «Норильский Никель», ОАО «Роснефть», ОАО «РЖД», ОАО «Э.ОН Россия», ОАО «РУСАЛ» и ряд других. Все они, наряду с обменом информацией о текущей деятельности, согласованием своих инвестиционных программ и другими мероприятиями, участвуют в решении социальных задач, развивают кооперационные и производственные связи с организациями края.

Все соглашения разные, несопоставимые по масштабам, объемам средств, которые компании дополнительно выделяют на развитие края. Где-то это реализация каких-то совместных проектов, а где-то улучшение социальной сферы и инфраструктуры на территории присутствия компании. Все соглашения объединяет одно: они полезны для края и закрепляют те договоренности, которых нам удается достичь с крупными предприятиями.

Только в 2011-2012 годах в рамках подписанных соглашений дополнительно привлечено 4,4 млрд рублей частного капитала на социально значимые мероприятия региона.

Завершая своё выступление, хотел бы отметить, что мир вокруг нас стремительно меняется, и это касается практически всех сфер нашей жизни. Мы с вами продолжаем жить в условиях постоянно меняющегося федерального законодательства. Это и указы президента, и 83-фз, налоговая и бюджетная реформа, изменение жилищного и тарифного законодательства, реформирование дорожной отрасли, переход на стандарты в образовании и здравоохранении, изменение системы госзакупок, передача части полномочий на уровень края по детским садам, централизация системы здравоохранения, введение новых систем оплаты труда, вступление в ВТО и так далее. Этот список можно продолжать очень долго. И мы вынуждены постоянно искать баланс, чтобы учесть все эти новации, рассчитать наши возможности и уже имеющиеся обязательства, сделать всё, чтобы обеспечить устойчивость социально-экономического положения края и при этом попытаться что-то предусмотреть в части развития экономики.

Уважаемые коллеги, мы все с вами патриоты Красноярского края и хотим, чтобы он был самым лучшим в стране. Я рад тому, что за прошедший год у нас сформировалось общее понимание того, как должны взаимодействовать исполнительная и законодательная власть. Мы очень часто садились за стол переговоров и, несмотря на то, что иногда споры были очень эмоциональными, нам даже в самых сложных вопросах удавалось найти компромисс. Надеюсь, так будет и в дальнейшем.

Сегодня я много говорил о позитивных моментах в развитии края, но не потому, что хотел как-то украсить действительность. Просто отчёт о работе правительства не должен быть связан только с оценкой труда чиновников. Он напрямую зависит от эффективности работы десятков тысяч людей в социальных отраслях, на предприятиях реального сектора экономики. Власть предусматривает средства на программы, определяет приоритеты, а результат во многом получает благодаря тем, кто непосредственно на своих местах учит, лечит, добывает, производит. В конечном итоге, все наши решения и действия направлены на создание условий для того, чтобы жители края могли максимально раскрыть свои возможности, проявить себя, воспользоваться стимулами, реализовать свою инициативу, и уже через это двигать вперёд Красноярский край и нашу страну.

Спасибо за внимание.

Председатель Правительства Красноярского края Виктор Петрович Томенко