Главная
>
Статьи
>
Впечатления от мини-феста новосибирского театра «Глобус»

Впечатления от мини-феста новосибирского театра «Глобус»

10.06.2004
2

Сезон в новосибирском театре «Глобус» завершился традиционным мини-фестом. Хорошая, надо заметить, идея – под занавес показать зрителям все премьеры прошедшего сезона. Почему-то от «Глобуса» до сих пор не отстал стереотип, что это театр юного зрителя. Хотя уже больше десяти лет, как он сменил название и направленность – репертуар театра сейчас ориентирован явно не на детей и подростков. О чем можно судить хотя бы по новым постановкам: в этом сезоне в «Глобусе» ставили Г. Маркеса, Д. Хармса, А. Касону, Р. Эллис, современных российских авторов О. Мухину и А. Васильеву. И, что особенно интересно, театр не зацикливается на чем-то одном, на его сцене представлены режиссерские работы разных школ и направлений. Уверяю: стоит проехать тысячу километров, чтобы на это посмотреть!


Логотип

Впервые я попала в «Глобус» минувшей осенью, на спектакль «Ю» Оли Мухиной в постановке тогда еще красноярского режиссера Алексея Крикливого. Помню, как меня поразила даже не режиссура: с некоторыми спектаклями Крикливого я уже была знакома и нисколько не сомневалась в успехе его новой постановки. Просто восхитила игра актеров «Глобуса», их органичность и мастерство, и очень захотелось увидеть их и в других спектаклях. На мини-фесте выпала счастливая возможность посмотреть два из них - «Моя Марусечка» А. Васильевой (режиссер Марина Брусникина) и «Белая овца» Д. Хармса (Лена Невежина). Два режиссера так называемого нового поколения, прославившиеся своими постановками во МХАТе и «Сатириконе». И две абсолютно непохожие стилистики.

Марина Брусникина была до недавнего времени известна, прежде всего, как актриса, сыграла во многих спектаклях МХАТа им. Чехова. Режиссером, по собственному признанию, стала случайно, даже помимо своей воли – эту способность в ней разглядел Олег Павлович Табаков. И он не ошибся.

Критики уже окрестили ее постановки «литературным театром», хотя сама Брусникина не может дать этому никакого четкого определения. Просто «вот такие спектакли, вот такой театр». В котором есть одна отличительная особенность – Брусникина сознательно не ставит пьесы, не пишет инсценировки. Она ставит прозу, где актеры говорят как от первого лица, так и от третьего. Причем, здесь нет четкого распределения на роли: от имени одного и того же героя могут по очереди выступать разные артисты. Что поначалу воспринимается не очень легко: зрителям приходится настраивать себя, сознательно вслушиваться, чтобы уловить нить повествования. Но постепенно происходящее на сцене захватывает, и невольно погружаешься в магию образов и ассоциаций. Этот принцип в полной мере сохраняется и в спектакле «Моя Марусечка».


Моя Марусечка

Повесть «Моя Марусечка» малоизвестной тогда писательницы из Волгограда Александры Васильевой была опубликована в апреле 1999 года в журнале "Знамя". И стала его лауреатом в номинации «Дебют», также она вошла в букеровский шорт-лист.

В основе сюжета – история уборщицы Маруси из рыбного магазина. Простая и незатейливая жизнь «маленького человека», с ее огорчениями и радостями. Все действие развивается в провинциальном поселке в доперестроечные годы. Но если кто-то подумает, что эта история о том, «как в плохое время жили честные порядочные люди», такая оценка в корне неверна. Режиссер сознательно стремилась не делать акцента на эпоху, по ее мнению, абсурдность бытового существования не имеет привязки ко времени, она всегда одинакова. Как считает Брусникина, важно другое: «что в таком существовании происходит с душой человеческой, с поступками людей». И мне кажется, ей удалось это выразить.


Моя Марусечка

Спектакль «Моя Марусечка» очень элегичен. Но это светлая элегия, здесь нет безысходной тоски и уныния. И в этом заслуга не только режиссера. В спектакле удачные костюмы Екатерины Муратовой, емкая сценография Екатерины Кузнецовой, прекрасное музыкальное оформление и искренняя, очень убедительная игра актеров. Особое потрясение от заслуженной артистки России Людмилы Трошиной. Удивительно органичная актриса, такое ощущение, что она не играет – живет ролью. А монолог Маруси в ее исполнении, когда она обращается к душам умерших родственников, - самая пронзительная сцена в спектакле.

Спектакль «Белая овца» производит не меньшее впечатление. Но он выстроен в иной манере – это именно инсценировка, сделанная сразу по нескольким произведениям Даниила Хармса (в спектакле использована как его проза, так и поэзия). Драматургическую основу спектакля, его инсценировку Невежина разработала еще со студентами школы-студии МХАТ. Но свое окончательное сценическое воплощение спектакль получил именно в новосибирском «Глобусе».


Белая овца

О чем эта постановка? Трудно передать… Хармс, с его интересом к «чуши», не имеющей никакого практического смысла, к жизни лишь в нелепом ее проявлении, с трудом виделся мне на сцене. Хотя сыграть абсурдность, экстравагантность его произведений – задача, безусловно, интересная и увлекательная. Но как объединить это под шапкой одного спектакля?! Я не представляла. Пока не увидела работу Лены Невежиной.

У Хармса нет пьесы «Белая овца», так называется одно из самых известных его стихотворений. По восприятию режиссера, «белая овца» – как «белая ворона», и этот образ также отсылает нас к «агнцам божьим», к невинно убиенным.


Белая овца

…На сцене – грязные стены коммуналки. Кажется, невозможно представить более удачную обстановку для передачи абсурдности происходящего. Любовь и ревность, зависть и страх – все на виду, все сплетается в единый клубок чувств и поступков. На этом жизненном пятачке сталкиваются интересы и страсти его обитателей – поэта (Денис Малютин), красноармейца (Артур Симонян), чекиста (заслуженный артист России Павел Харин), какой-то совершенно гротескной старухи (Илья Паньков)… И в центре – молодая привлекательная женщина (Ольга Цинк), столь желанная и ненавистная многим. Жертва «охоты на ведьм» (не нелепую ли бессмысленность ее гибели подчеркивает рой ведьм, врывающийся в галлюцинации Дани Ювачева во втором действии?). Но, как заключительный аккорд – явление светлого ангела в финале спектакля. Кто сказал, что любовь умирает? Она бессмертна!

Режиссер назвала свой спектакль «абсолютно придуманной историей». Но это придуманная, а не надуманная история, как не надуманны и ее характеры и ситуации – они узнаваемы. Удивительный спектакль. Думаю, что его ждет не меньший успех, чем спектакль «Двойное непостоянство» П. Мариво в постановке Дмитрия Чернякова, отмеченный в этом сезоне «Золотой маской». Этой же награды за роль в нем была удостоена Ольга Цинк.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать