Miramax Films/EDKO Film Ltd./Beijing New Picture Film Co.
Первое достижение в искусстве боя на мечах – единство человека и меча, когда это единство достигнуто, даже травинка может стать оружием. Второе достижение – когда меч существует лишь в сердце мастера, отсутствуя в руке; тогда можно поразить врага за сто шагов голыми руками. Но высшее достижение искусства боя на мечах – это отсутствие меча, как в руке, так и в сердце мастера. Такой воин пребывает в мире со всем остальным миром, он дает обет не убивать и несет мир человечеству. «Герой» |
Просвещенные и просветленные, любители кукол, крадущихся тигров и притаившихся драконов, – не пропустите!
Кто бы мог подумать – когда-то не было китайских рынков, которые «это наше всё» для половины россиян, не было характерных анекдотов про «передвигаться будем маленькими группами по миллиону человек», - тогда, на исходе третьего века до н. э. даже и самого единого Китая ещё не было. Просто много мелких, да ещё и враждующих меж собою царств. У повелителя царства Цинь была идея объединить под своим крылом всех в одно государство, за что соседи его не любили и частенько пытались убить. Самыми опасными врагами повелителя Цинь были три мастера из государства Жао: Небесный, Сломанная стрела и Летящий снег. Чтобы спасти свою жизнь, царю пришлось предпринимать беспрецедентные меры безопасности и пообещать кучу благ тому, кто избавит его от смертельных врагов. Прошло 10 лет. Воин Безымянный смог убить их, но прежде чем получить обещанные блага, он должен лично рассказать царю, как ему удалось победить трех могущественных мастеров. Так начинается эта история, эта длинная разноцветная история.
Надо быть уже немного просветленным, чтобы получить удовольствие от «Героя». Непросветленные засыпают от нереализованных надежд увидеть боевик с Джетом Ли с той же скоростью и с теми же искаженными умственным перенапряжением лицами, что и в «Куклах» Такеши Китано. С ними в унисон поют иные «красноречивые», но, очевидно, тоже непросветленные рецензенты (КиноКритик на thems.ru, орфография сохранена): «…Конечно, как и любой другой сказочный миф, с легким философским налетом “Герой” сделан, чтобы удивить зрителя ему незнакомой, и оттого такой притягательной культурой востока, с ее изречениями, так элегантно раскиданными на протяжении всего фильма. Эти самые изречения с одной стороны предают достаточно скучному, но чрезвычайно красивому фильму хоть какой-то смысл, заставляя зрителя поразмыслить над сказанными словами героев, а с другой стороны зритель попросту теряется в догадках, пытаясь понять, в чем был смысл фильма». Кого там прЕдают изречения – не заметил, но знаю, что этот «сказочный миф» основан на реальных событиях, это раз, два – у «Героя» отличный, ничуть не скучный сценарий, и три – выражение «легкий философский налет», на мой взгляд, явно неприменимо к этому фильму. Вот «Пуленепробиваемый» сделан «с налетом», это да, а «Герой» - это же философская притча чистейшей воды. Могу даже помочь потерянному в догадках насчет смысла фильма зрителю: «Герой» - это кинематографическая поэма о вере, доблести, чести. Об умении сознательно принять смерть от руки любимой и умирать с волшебной улыбкой на устах. Об умении проигрывать и побеждать, о том, что иногда для принятия победы требуется не меньше мужества, чем для принятия поражения. Обязательно покажу этот фильм своим будущим детям – как произведение искусства, как бесподобное свидетельство другой культуры, как пример труднодостижимой гармонии между формой и содержанием. Актер Джет Ли (Безымянный) чуть не плакал от восторга, когда читал сценарий «Героя»: «Это фильм, о котором я мечтал всю жизнь. Когда я читал сценарий, то не удержался от радостных эмоций. За 22 года моей кинокарьеры - это первый сценарий, который заставлял меня кричать!»
Конечно, с одной, упертой, реалистичной и непросветленной стороны, в иные моменты, видя сказочные траектории движений, мозг так и достраивает все те вспомогательные тросы, заретушированные компьютером, и когда две китаянки в красных балахонах, презрев земное притяжение, мелькают над верхушками осеннего леса как гигантские кузнечики, упертому реалистичному мозгу смешно. Но ведь, мозг, послушай, – постановку драк, растяжку и грацию актерам на компьютере не подрисуешь, и к тому же, вся эта гипертрофированность здесь, как и в любой сказке: «бились они три дня и три ночи», «износила она семь пар башмаков железных», ну и всякое такое. Это не просто уместно и обоснованно, это в тему, это создает нужное настроение, настраивает на нужное восприятие. И более того, это так неописуемо, так волшебно красиво! Какие образцовые кадры, какие безупречно выстроенные планы битв: серо-голубая под шум дождя, красная в тучах стрел (вот что такое «туча стрел»!), красно-желтая под шелест листвы, нежно голубая в библиотеке… – вот что, мозг, заткнись и наслаждайся! И желтый лес неумолимо становится кровавым… Будете смотреть, обязательно не то что вспомните – узнаете эту строчку. Обалдеть!
Стоит, стоит организовать себе близкое знакомство с «Героем» по многим причинам. Хотя бы для того, чтобы понять, что мы зря их игнорируем, ограниченно полагая, что имеем какое-то достоверное представление о Китае, побродив пару часов среди заискивающих взоров и корявого, не знающего склонений и спряжений русского языка Китай-города на Стрелке. Большая страна, большая история, большой потенциал.
Аплодисменты Чжан Имоу!
Максим Потемкин