К нам пришла зима. Как всегда для красноярских дорожников, она наступила неожиданно. На дорогах – гололед. В первый же снежный день на трассах, покрытых ледяной коркой, произошло более 70 аварий. И спустя неделю, проезжая часть, особенно по утрам, блестит, как каток.
В 97 случаях из 100 виновным в совершении аварии на скользкой или занесенной снегом дороге комиссия, разбирающая причины ДТП, назначает водителя одной из машин. В постановлении пишут: "...не справился с управлением, в результате чего совершил наезд...". Девяносто семь процентов легко попадают на удочку: "видать, и впрямь не справился!" Ведь пункт 10.1 Правила дорожного движения действительно обязывают вести транспортное средство с учетом дорожных и метеорологических условий. И при возникновении опасности, которую можно обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки.
И лишь оставшиеся три процента "очень умных" не соглашаются с таким решением. Они убеждены: аварию спровоцировала не неграмотность за рулем, а плохая дорога. Право так считать им дает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Стандартом установлено, что "срок ликвидации зимней скользкости" и окончания снегоочистки для самых загруженных дорог не может превышать... четырех (!) часов, а на остальных дорогах – шести. Где такое было?
Ямочное дело
Часто причинами дорожных происшествий становятся ямы, выбоины, открытые люки – перечислять дорожные преграды можно до бесконечности. И на них реагировать нужно строго по ГОСТу. Размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не должны превышать 15 сантиметров по длине и 60 сантиметров по ширине, а по глубине так и вовсе 5 (!) сантиметров. Крышки люков должны быть не просто закрытыми, а и в закрытом состоянии не высовываться больше, чем на 2 сантиметра от дорожного покрытия, и тем более открывать взору глубины канализации. Для решетки дождеприемника 3 сантиметра – предел, на который она может отклониться от асфальта.
Не менее интересна и информация по срокам устранения недостатков. Оказывается, с момента обнаружения ямы ГОСТом отводится "не более суток" дорожникам, чтобы все поправить. А на люки и решетки сроки еще суровее. Они, как указывает документ, должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующим знаком. А на замену разрушенной решетки или люка отводится время – "не более трех часов".
Нормы сего документа являются обязательными и если они не выполняются, то дорожные службы должны нести ответственность по закону. Но строго меркам ГОСТа отвечает очень мало дорог в нашей стране. Вернее сказать, большинство не отвечает. Но это – в обыденной жизни. А если произошла авария, то грех брать ответственность на себя, если виноваты в этом другие – те, кому дорога принадлежит.
Для суда ГОСТ – единственный официальный документ того, какой должна быть дорога. Жаль только, что о его существовании знает так мало водителей. Но теперь, когда вы узнали, следующий шаг – правильно вести себя в случае такого ДТП.
* Первый шаг стандартен – вызвать ГАИ и не трогать машину с места.
* Потребуйте у инспектора вызвать представителя дорожной службы. Если он приехал, пусть подпишет протокол, что было бы идеальной ситуацией. Откажется от подписи? Зафиксируйте такой отказ. Если хозяин участка дороги неизвестен, то это можно будет выяснить позже. В том же ГАИ. Именно в автоинспекции есть точные данные. Та же ситуация с открытыми люками. Принадлежность люков определяется коммуникациями или объектами, которые они прикрывают: к примеру, "Крайгаз" или "Водоканал". Но могут быть и другие хозяева. Местонахождение и координаты "родителя" люка, как правило, автоинспекция тоже знает.
* Дорожные службы, получив информацию из ГАИ о происшедшем, стремятся уничтожить следы своей бездеятельности – бывают случаи, когда все исправлялось за считанные часы. Поэтому, чтобы оставить у себя доказательства, желательно сфотографировать место происшествия или заснять на видео поврежденный автомобиль, дефектный участок дороги и запастись дополнительными свидетельскими показаниями.
* Проконтролируйте составление акта о ДТП, чтобы там было состояние дороги, отсутствие предупреждающих знаков, например, "ремонт дороги" или "объезд", размеры ямы и т.п.
* В объяснительной пишите: "ПДД не нарушал. Состояние дороги не соответствовало ГОСТу. Временные знаки ограничения максимальной скорости и минимальной дистанции, а также знак "скользкая дорога" отсутствовали. Прошу незамедлительно проверить коэффициент сцепления дорожного покрытия на месте ДТП и составить акт состояния дорожного покрытия".
* В специальной оценочной фирме надо отразить, во что вам обошлась яма на дороге. Кстати, на оценку надо заказным письмом или телеграммой пригласить представителей дорожников. Неважно, что они, скорее всего, не явятся. Важно, что в суде вы можете показать копию приглашения.
* Составляете претензию дорожникам с предложением добровольно возместить нанесенный вред.
Образец претензии
Ее следует предъявлять в головное предприятие, отвечающее за тот участок дороги, на котором произошло ДТП.
Излагаете суть случившегося:
7 ноября 2005 года в 10 часов я (ФИО) двигался на автомобиле "Тойота-Корона" государственный номерной знак XXXXXX по улице Высотной. Напротив дома № 2 автомобиль левым передним колесом попал в яму, полностью скрытую под снегом. В результате удара автомобиль получил следующие повреждения: деформация элементов рулевого управления и подвески, излом колесного диска, разрыв покрышки, разбит декоративный колпак, смещение двигателя и КПП со штатных креплений, повреждение переднего бампера, трещина опорной чашки левой передней стойки, что подтверждено соответствующими актами и документами. Мною на место аварии были вызваны сотрудники ГАИ, которые составили рапорт и схему места происшествия. На момент аварии ограждение, предупреждающие знаки и освещение данного места отсутствовали вопреки требованию ГОСТ 50597-93 (п.4.4.1 Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.). Яма находилась в центральной части дороги и полностью была скрыта водой. Она имела размеры 24х15х20 см, что явно превышает допустимые пределы по ГОСТ 50597 – 93. (Согласно ГОСТ 50597 – 93, максимально допустимые размеры выбоин, просадок, не засыпанных канав и т.п. составляют по длине – 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см.) Согласно статье 12 закона "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Группой разбора ГАИ мне была выдана справка о ДТП за номером Х-ХХХХ с указанием в графе "Сведения о других участниках ДТП" вашей организации. На основании вышеизложенного и в соответствии с ГК РФ, так как на данном участке дороги ответственным за его состояние является ваша организация, не обеспечившая соответствия состояния дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, предлагаю вам рассмотреть вопрос о возмещении в добровольном порядке ущерба, причиненного мне по вашей вине.
В противном случае отставляю за собой право обратиться для защиты моих интересов в судебные органы с привлечением квалифицированных юристов и отнесением на счет проигравшей стороны всех материальных и моральных издержек. В соответствии с Конституцией и Законодательством Российской Федерации, прошу дать мне письменный ответ. (Указываете срок, в течение которого вы ждете ответа).
Затем прикладываете копии документов, имеющих отношение к ДТП, чеки на покупку запчастей. Кстати, не забудьте в расходы включить вещи, о которых часто забывают, – цены экспертизы, почтовых услуг, эвакуатора, размер оплаты вашего адвоката.
Отправляете все заказным письмом с уведомлением о вручении. Если промолчат или ответят отказом, то суд примет те же документы. Но тогда, и это особенно интересно будет прочесть дорожным службам, в случае правоты водителя размер возмещения вреда вырастет автоматически в полтора раза. Это записано в новой редакции закона "О защите прав потребителей".