Режиссер Мэттью Воэн
В ролях: Чарли Кокс, Клер Дэйнс, Мишель Пфайффер, Марк Стронг, Роберт Де Ниро, Питер ОТул, Руперт Эвверет, Джейсон Флеминг, Сиена Миллер
Продолжительность 128 мин
Бывает же такое ляпнешь, бывало, что-нибудь, не сильно задумываясь, а потом выясняется, что напророчил. Стоило только в прошлый раз вскользь заметить о том, как хорошо, что в финале «Пенелопы» звучит не Coldplay, а Sigur Ros, как тут же выяснилось, что это умозаключение касается не только одного конкретного фильма. Поясню на финальных титрах «Звёздной пыли» звучит не то чтобы прямо Coldplay, но что-то очень похожее, какие-то мелодраматично ноющие под пианино и гитары юные британцы. И о фильме это говорит ровно столько же, сколько и Sigur Ros говорили о «Пенелопе» только с обратным знаком.
Вообще, такая ситуация, мягко говоря, несколько неожиданна. По крайней мере, от главных действующих лиц, задействованных в этой постановке, был смысл ожидать чего-то как минимум небезынтересного. Нил Гейман, по чьей графической новелле снята «Звёздная пыль» блестящий современный сказочник, в чьих произведениях всегда полно отменных деталей и придумок. Мэттью Воэн, некогда работавший продюсером Гая Риччи, дебютировал в режиссуре отменным «Слоёным тортом», лихой гангстерской драмой, в которой был и нерв, и юмор, и даже довольно неожиданные для жанра размышления о бессмысленности страстей человеческих. В общем, встреча отменного рассказчика с лихим постановщиком обещала результаты куда более впечатляющие, нежели то временами энергичное, но по большей части вторичное и анемичное зрелище, что представляет собой «Звездная пыль».
Любопытных, славных и интересных моментов в «Пыли» вполне хватает. Вот ведьма в исполнении Мишель Пфайффер (которую совершенно несправедливо заставляют большую часть фильма щеголять в ужасном старушечьем гриме, при том, что в свои почти 50 она выглядит просто роскошно) ездит тут и там на коляске, запряженной двумя козлами. Вот она же превращает одного из козлов на время в человека с очень смешными результатами. Вот толпа печальных привидений королевские сыновья, замочившие друг друга в борьбе за отцовский престол и теперь слоняющиеся толпой за последним оставшимся живым наследником, комментирующие все события и так далее. Вот и вовсе гениальная сцена объяснение в любви крошечной мышке, шевелящей усами в своей клетке. Звучит завлекательно правда, этим список прелестей более чем двухчасовой ленты практически исчерпывается.
Остальное смотрится как-то совсем уж разрозненно как будто из письменного состояния в киношное эту отличную сказку переводили совершенно равнодушные люди. Та волшебная логика нового, неизвестного нам прежде мира, коей хороша каждая сильная сказка, в экранизации куда-то напрочь затерялась. Вместо того чтобы гордо разворачивать эпическое сказочное полотно, кинематографисты галопом скачут от одного навязанного им первоисточником пункта к следующему, совершенно не задумываясь о том, почему история идёт именно таким путём. Мотивировке происходящего никто не придаёт никакого значения всё происходит так, как было в книге и, главное, потому, что так было написано. По книжке надо было, чтобы прискакал единорог значит, прискачет единорог (откуда? Зачем? И, главное, куда он, чёрт возьми, делся потом???) Надо было, чтобы девушка-звезда полюбила главного героя она полюбила, хотя на экране совершенно непонятно, с каких таких щей она это сделала и вообще с чего вдруг превратилась из язвительной стервы в белую и пушистую. Никак не пытаясь объяснять все эти вещи, авторы фильма банально пытаются выжать из истории как можно больше зрелищности. Выходит масштабно и механически. Композитор, на два часа застрявший в режиме непрекращающейся героической патетики в духе трейлера к «Пиратам Карибского моря» только усугубляет ситуацию. К финалу испытываешь только жалость к Нилу Гейману, который заслуживает куда лучшей экранизации, и себе, убившему на это дела два часа. Но если Гейману ещё может повезти в следующем году выходит экранизация его «Коралины», сделанная Генри Селиком, автором блестящих «Кошмара перед Рождеством», «Джеймса и гигантского персика» и «Обезьяньей косточки» то два часа жизни простым зрителям не вернёт уже никто.
Вердикт Кочерыжкина до крайности неубедительная попытка поиграть в большую сказку, классический пример посредственной экранизации хорошего произведения
Серж Кочерыжкин