28 ноября Минусинский драмтеатр отпраздновал свое 125-летие. К юбилею театра его главный режиссер Алексей Песегов выпустил премьеру «Черный тополь» по одноименному роману Алексея Черкасова и Полины Москвитиной. Для города это произведение очень символично – его название не раз упоминается на страницах романа.
Да и как признался сам режиссер, свой спектакль он ставил, прежде всего, для минусинцев. И если постановка не оставила их равнодушными – он добился того, чего хотел.
В последнем сомневаться не приходится – «Черный тополь» затрагивает такие душевные струны, что после просмотра долго не можешь прийти в себя. Жизненные перипетии героев спектакля на фоне драматической истории страны, с ее политической инквизицией, военным лихолетьем и трудной послевоенной эпохой – все это знакомо нашим семьям не понаслышке. И скрытая где-то на генном уровне боль за надломленные судьбы предков, сумевших вопреки всему выстоять и дать жизнь новым поколениям, – «Черный тополь» напомнил нам о ней.
Сила постановки в том, что она выходит далеко за какие-то местечковые рамки. Эпопея о людях тайги будет интересна не только минусинцам. И даже не только сибирякам – это сага общечеловеческого масштаба. Во время просмотра невольно возникало ощущение кинематографичности – вспоминались известные сериалы Ускова и Краснопольского «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Но на театральных подмостках подобные полотна были популярны разве что в советские времена. Сегодня они уже редкое исключение – не каждый режиссер осмелится взяться за столь масштабную работу.
У Песегова получилось. Спектакль разбит на две части, идет два вечера подряд. Но даже при таком подходе кажется невероятным – как режиссер сумел вместить в свою постановку всю суть романа? А главное – избежать какой бы то ни было архаичности и сусальной лубочности! «Черный тополь» – история не только о наших дедах и прадедах. Это спектакль о нас. О любви и предательстве, во все века и времена идущих нога в ногу, об умении сохранить себя сквозь времена и обстоятельства – кто сказал, что это устарело?.. Очень символична сценография Александра Кузнецова (кстати, он же оформлял и «Хмель», премьера которого состоялась в Минусинске в 82-м году): долгая дорога, идущая под уклон, – как судьбы героев спектакля. Кто сможет устоять на ней, не скатится в пропасть?..
Постановка монументальна во всем – в режиссерском замысле, оформлении, актерских работах. Но при всей своей монументальности «Черный тополь» не подавляет. И в этом заслуга не только Песегова – в спектакле ощущается мощный творческий ансамбль. Даже трудно выделить в нем какие-то отдельные удачи – настолько ценна эта слаженность. В постановке занята вся труппа, включая актерских детей и студентов колледжа. Несколько молодых актеров дебютировали сразу в ведущих ролях – Артем Лопатин (Демид), Анатолий Кузьмин (Степан) и Ольга Смехова (Миля Шумейко). И весьма убедительно. Очень органичный дуэт Филимона и Меланьи Боровиковых в исполнении Сергея Быкова и заслуженной артистки России Ларисы Никитиной. А одно из самых сильных потрясений – Галина Архипенкова в роли Авдотьи-Головешихи. Актриса сумела отойти от карикатурного злодейства. Ее героиня – несчастная баба, которая всю жизнь страдает от своей неудавшейся женской судьбы. Отсюда и все ее злодеяния. И в этом же – ее невольное оправдание.
…После премьеры Наталья Черкасова пожелала большому кораблю большого плавания. Хотелось бы надеяться, что власти поддержат это пожелание и спектакль будет представлен в краевом центре на следующем фестивале «Театральная столица».
Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Ларисы Третьяковой