Режиссер — Баз Лурманн
В ролях: Николь Кидман, Хью Джекман, Брайан Браун, Дэвид Уэнам, Брэндон Уолтерс, Дэвид Галпилил
Продолжительность — 165 м
Австралийский режиссер собирает самых известных австралийских актеров (а также умеренно известных австралийских актёров и совсем неизвестных австралийских актёров) в почти трёхчасовом эпосе под названием «Австралия». Видимо, ребята вознамерились воспеть свою страну, самое время предположить — и создать эпический портрет континента особенного, уникального и неповторимого.
Не исключено, что изначальной амбицией База Лурманна, автора «Ромео и Джульетты» и «Мулин Руж», было именно что-то подобное — не зря же он, в конце концов, вынашивал и снимал «Австралию» в конечном счете лет пять. Правда, если вы хотите узнать из «Австралии» что-то новое и неожиданное о, собственно, Австралии, то вам не сюда. Потому что о своей удивительной, неповторимой и уникальной стране фильм База Лурманна сообщает примерно следующее — «У нас есть кенгуру, в них иногда стреляют, ещё у нас есть аборигены, они классные и здорово поют, но их притесняют плохие люди, а хорошие с ними дружат, ещё у нас много коров, а как-то раз нас даже бомбили японцы, представьте?» И всё это такой торопливой скороговоркой школьника-пятиклассника, с дурацким хихиканьем в неподходящих местах, почёсыванием, подпрыгиванием на месте, подтягиванием шорт и шмыганьем носом.
Штука в том, что при всех формальных признаках настоящего эпического полотна — живописные пейзажи, льющиеся с экрана цвета, сногсшибательный масштаб — у «Австралии» какие-то чудовищные проблемы с выбором нужной интонации. Начинается она в таком мультипликационно-комическом ключе, но постепенно выруливает в несколько причудливую вариацию вестерна, исполненную в непривычном антураже. В какой-то момент (часа через два после начала) «Австралия» даже достигает чего-то похожего на внятную и удовлетворительную развязку — и, право, если бы она и правда закончилась в этот самый момент, у нас был бы весьма чокнутый, но по-своему очаровательный фильм. Этакая антитеза другому австралийскому вестерну, «Предложение», снятому австралийцем Джоном Хиллкоатом по сценарию австралийца Ника Кейва. Если у Кейва с Хиллкоатом фронтир по-австралийски представлял собой пыль, грязь, кровь и бесконечный разбой, то у Лурманна выходит страна как бы жестокая, но в то же время комичная, с рюшечками и легким закосом в магический реализм.
Но Лурманну этого оказывается мало, и он приплетает третий акт, в котором прорезается вдруг совершенно бесстыдная мелодрама и одновременно прилетают японские бомбардировщики. Этот на редкость крупный довесок, требующий от актёров в основном беготни в саже среди развалин и дальнейших бросаний друг другу на шею со слезами и криками «Ты живой(-ая)!», катастрофически кренит и без того шаткую конструкцию и лишает её всяческой связности. И на этом фоне ещё отчетливее высвечиваются вдруг все недостатки предыдущей, более-менее вменяемой части. И одуряющая привычка Лурманна при наличии роскошной натуры снимать едва ли не все крупные и средние планы людей в павильоне с нарисованными задниками; и нервозная игра Кидман, которая выглядит как женщина, проглотившая метлу и тщетно пытающаяся понять, что же с ней сейчас не так; и прочие мелкие странности, вроде флэшбека на 10 минут через 5 минут после начала, объясняющего, что привело к тому, что было в эти первые 5 минут. То есть, без этих финальных 50 минут было бы странно, но мило — с ними же просто неряшливо, перекручено и бессмысленно. Хотя кто его знает — может, Австралия и правда настолько уникальное место, что воспевать его нужно только так, презрев всяческие правила, установки, а также вкус, такт, меру и здравый смысл?
Вердикт Кочерыжкина - неповторимый в своём роде эпос — бардачный, дурацкий, ненамеренно смешной, и на треть длиннее, чем нужно.