Главная
>
Статьи
>
«Дзифт»/ "Zift"

«Дзифт»/ "Zift"

20.07.2009
6

Режиссер — Явор Гырдев
 В ролях: Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев, Михаил Мутафов
Продолжительность — 82 м

ДзифтОдно из самых интересных свойств кино — время от времени отвечать вдруг на вопросы, задавать которые никто вроде бы и не собирался. Скажем, на такой — а что будет, если взять типичную для нуара историю и поместить её в пространство лютого, концентрированного соцреализма? Но вот, пожалуйста — пришёл болгарский театральный режиссер Явор Гырдев и своим дебютом «Дзифт» популярно и подробно разъяснил, что. Ответ, если вкратце, примерно таков — искры полетят во все стороны.

История, взятая Гырдевым за основу «Дзифта», не просто типична для нуара — она, собственно говоря, уже была рассказана в немножко иных обстоятельствах, в классическом нуаре «Мертв по прибытии». И там, и здесь речь шла о мертвеце, у которого были сутки до наступления действия выпитого им яда, чтобы разобраться с причинами собственной смерти. Только если в «Мертв по прибытии» тайну своего убийства раскрывал тихий профессор, то в «Дзифте» с этим нужно разобраться вышедшему на волю зеку по кличке «Моль». Отсидев 15 лет за убийство, которого он не совершал, Моль выходит на свободу с одним желанием — побывать на могиле сына, который родился и умер, пока он сидел, и отбыть в тёплые страны. Но сразу за воротами тюрьмы его ждёт чёрная «чайка», а в ней суровые люди в военной форме, которые отвозят бывшего вора в пыточную в подвале женской бани. И с этого Моль начинает свою одиссею вниз по спирали, отмеряемую безжалостными сигналами точного времени, раздающимися каждый час из репродукторов и радиоточек повсюду.

Хотя и многие приметы истории (тайна ограбления в прошлом, коварный подельник, обманувший доверие героя, роковая женщина, поющая в баре), и общая аура вязкого фатализма отсылают именно к фильму нуар в его классическом виде, та энергетика, с которой повествование не столько движется, сколько ломится вперёд, заимствована Гырдевым скорее у кого-то вроде Гая Риччи. Но самая сильная сторона Гырдева, как постановщика — это его потрясающее чутье на маленькие детали и крошечные виньетки, в которых раскрывается весь абсурд повседневного быта социалистической Болгарии. Скажем, когда герой сбегает от своих отравителей, он идёт в поликлинику, чтобы понять, что ему подсыпали — и попадает в моментально узнаваемую атмосферу советского обслуживания, с очередями в коридоре, в которых запыленные люди ведут умопомрачительные диалоги (думается, после «Дзифта» многие зрители долго не смогут забыть фразы «Народная артистка на лыжах без трусов»), жизнерадостно-инфернальными медсестрами и прочими прелестями режима. Временами «Дзифт» и вовсе проваливается в хтонические бездны пепперштейновского практически толка — например, когда одурманенный ядом герой падает ниц на площади перед мавзолеем болгарского лидера Димитрова и представляет, что та смола, что скрепляет камни мостовой на площади, и есть останки народного лидера, протекшего из своего мавзолея по всему городу. Впрочем, не все аспекты фильма выдержаны столь же блистательно. У Гырдева как у дебютанта в кино бывают проблемы с выдержкой ровного ритма — даже при не очень-то серьёзной продолжительности, а сценарист фильма регулярно путает необходимость нуаровского героя в закадровом монологе с собственным стремлением проговорить прямым текстом почти всю метафорическую начинку фильма. Но даже при этих слегка раздражающих недостатках «Дзифт» всё равно очень мало похож на что бы то ни было ещё, не только с позиций текущего кинорепертуара, но и вообще. Уже одно это — достаточная причина взглянуть на него.

Вердикт Кочерыжкина - любопытнейший гибрид — социалистический фильм-нуар по-болгарски

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать