Как ожидалось, бенефис одной из ведущих солисток Красноярского театра оперы и балета народной артистки России Ларисы Марзоевой превратится в настоящий праздник оперного искусства. Марзоева — одна из тех, кто больше тридцати лет назад создавал Красноярскую оперу, и по сей день ее голос звучит так, что с легкостью может дать сто очков вперед многим молодым солистам. Но, увы, на этом бенефисе театр не смог представить ее дарование в должной оправе.
Уже само начало концерта вызвало недобрые предчувствия. Оркестр, как и несколько недель назад на открытии сезона, почему-то вновь оказался на сцене во главе с дирижером Анатолием Чепурным. Что это, новая традиция нашего театра оперы и балета? Отныне все его гала-концерты будут превращаться в программу Чепурного «Маэстро приглашает»? Можно спорить, имеет ли право на существование в оперном театре сама программа в ее нынешнем виде солянки из всевозможных разножанровых номеров. Но выводить на сцену оркестр на бенефисе ведущей солистки — это по меньшей мере нескромно со стороны главного дирижера театра. И откровенно неуважительно по отношению к бенефициантке.
Но гораздо большее огорчение вызвала сама программа бенефиса. Как-то издавна повелось, что в драматических театрах края бенефициант выходит к публике в премьерном спектакле. А в музыкальных — в концертной программе, где он может продемонстрировать свой певческий и артистический талант с разных сторон. И если говорить об оперных ариях, прозвучавших на бенефисе Ларисы Марзоевой в ее исполнении, то это действительно было на высочайшем уровне. Что Леонора из оперы Дж. Верди «Сила судьбы» или Лауретта («Джанни Скикки» Дж. Пуччини), что Тоска или Снегурочка — артистка продемонстрировала в них высший пилотаж мастерства. Но ария «Белая ворона» из одноименной рок-оперы Г. Татарченко на оперную манеру пения артистки, увы, не легла. Как не легла и Сильва в дуэте, который бенефициантка исполнила с солистом Красноярского музыкального театра Виктором Савченковым (Эдвин). Хоть и считается, что опереточная классика по голосу именно оперным вокалистам, но даже очень сильного вокала для ее исполнения маловато — нужно владеть определенной манерой существования на сцене. Что и продемонстрировал Виктор Савченков, когда спел в честь юбилярши арию Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка» — с нужной легкостью и непринужденностью, и в то же время с подлинным драматизмом. И без микрофона.
Кстати, о микрофонах — непонятно, почему они вообще в тот вечер находились на оперной сцене. Нет, сама Лариса Владимировна прекрасно обходится без всяких технических подспорий. Как отвергли их и другие представители «старой гвардии» — уже упомянутый Савченков и солист оперного Михаил Вишняк. Но всю молодежь, выходившую с поздравлениями, как магнитом тянуло к микрофону. А самое удручающее, что не обошлись без него и ученицы Ларисы Марзоевой — ни одна! Если голос педагога не нуждается в подзвучке, вопрос, кто же придет ей на смену?..
Этот бенефис заставил в очередной раз задуматься о практике их подготовки в наших музыкальных театрах. Именно в музыкальных, потому что там это, как правило, практически полностью ложится на плечи самого бенефицианта. Можно, конечно, списывать все недочеты в составлении программы на пожелания героя праздника. Но странно, что при этом забывается, что бенефисы ведущих солистов — лицо всего театра. И если театр не озаботился показать его в лучшем свете, — этому нет и не может быть оправдания.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»