До конца апреля в Красноярском театре оперы и балета будет проходить международный фестиваль «Парад звезд в оперном». Его открыл гала-концерт, основную часть программы которого составило выступление ведущих солистов театра. Многие зрители с приятным удивлением для себя обнаружили — да, в Красноярске есть опера!
Размах по плечу
За десять лет своего руководства театром его творческий лидер Сергей Бобров заметно подтянул уровень балетной труппы. Красноярский балет регулярно гастролирует за границей, в его репертуаре постановки мэтров отечественного балета — Юрия Григоровича и Владимира Васильева. Наконец, именно в Красноярске получил постоянную прописку Всероссийский конкурс артистов балета им. Г. Улановой, который пройдет здесь уже во второй раз.
Пришел черед вплотную заняться оперой. В этом сезоне в театре сразу две оперных премьеры. Вышла «Пиковая дама» П. Чайковского, в конце сезона ожидается «Любовный напиток» Г. Доницетти. Нынешний фестиваль задумывался поначалу как «Парад дирижеров»: пригласить на него маэстро с европейскими именами, дабы освежить звучание театрального оркестра. Но пока вели переговоры, захотелось большего. Так родился «Парад звезд в оперном», за время которого публика услышит выступление шести дирижеров и девяти приглашенных солистов. Изюминка проекта — все эти имена незнакомы красноярцам (за исключением Евгения Бражника, который уже дирижировал у нас премьерой «Пиковой дамы»). Но в перспективе участники «Парада звезд», возможно, станут постоянными гостями в Сибири. Все они — лауреаты всероссийских и международных конкурсов.
На первом фестивале театр представит два гала-концерта и 11 спектаклей, и ожидается, что проект станет ежегодным. Размах грандиозный, но иначе и смысла нет браться, убеждены в оперном. Такую позицию разделяют и столичные критики. Как с одобрением заметил ведущий эксперт по музыкальным театрам Союза театральных деятелей России Алексей Садовский: «Я наблюдаю этот театр уже лет десять. Но за последние полгода в нем произошел просто вулканический взрыв. Череда событий, в театр пошла публика. Сейчас вообще наблюдается смещение культурных центров в регионы. И чем больше регионы берут на себя, тем сильнее выигрывают. А в Красноярске все меняется с очень высокой скоростью — это крайне интересно».
Классика без микрофонов
В последнее время гала-концерты театра вызывали немало нареканий. И из-за постоянного присутствия микрофонов — какое им место на оперной сцене! И из-за безвкусицы в составлении программ, где соседствовала и опера, и оперетта, и эстрада, и всякая самодеятельность. Но в фестивальном гала-концерте театр сознательно отошел от эклектики и представил чисто классические оперные номера. И только выиграл от этого.
Как оказалось, наши солисты неплохо умеют петь без подзвучки — их отлично слышно, несмотря на сложную акустику театра. И хотя от волнения один из певцов забыл слова, а другой сбился в финале арии — все это незначительные огрехи на фоне общего отменного уровня концерта. Дирижировал им маэстро из Швейцарии Виктор Бокман, и публика получила не меньшее удовольствие от звучания оркестра — он в кои-то веки не заглушал солистов. К сожалению, дирижерам нашего театра подобная культура исполнения не свойственна.
А еще на этом гала-концерте стало особенно заметно, что в оперной труппе сейчас постепенно происходит смена поколений. Есть признанные мастера — Владимир Ефимов, Лариса Марзоева, Вера Баранова, Анатолий Березин, Светлана Рацлаф-Левчук и многие другие. Но в театр пришло и немало перспективных молодых солистов — Надежда Комарова и Инна Сподина, Илья Кривчиков и Алексей Соколов, Алексей Бочаров и Ольга Басова. Последняя, кстати, просто бесподобно спела хабанеру Кармен. Еще одна Кармен, обворожительная Анастасия Лепешинская, со свойственной ей экспрессией блеснула в «Цыганской песне» из этой оперы. Когда в труппе есть две столь сильные исполнительницы на эту партию, впору задуматься о новой постановке «Кармен». Старая, увы, давно уже не выдерживает никакой критики.
Маэстро Бокман также дирижировал в рамках фестиваля оперой «Мадам Баттерфлай». Партии мадам Баттерфлай и Пинкертона в ней исполнили приглашенные солисты Жанна Афанасьева (Мариинский театр) и Роман Муравицкий (Большой театр), и такого аншлага на этой опере, наверное, не было со времен ее премьеры. Роман Муравицкий также выступит у нас 21 апреля в «Кармен» в партии Хосе. А завершится фестиваль 24 апреля большим гала-концертом.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №6 (247)