В ролях: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоуренс Фишборн, Джада Пинкетт Смит.
Дождались таки, слава тебе, господи, - свершилось! 5 ноября в прокат вышла заключительная часть трилогии, хотя, на мой взгляд, для премьеры фильма с таким названием седьмое подошло бы больше. В рекламных роликах, анонсировавших выход третьей «Матрицы», нам обещали, что «даже первые три минуты с визуальной точки зрения на голову превосходят все, что мы видели до этого дня»…. видимо, последний фильм, который эти ребята смотрели, был «Кощей Бессмертный». Начало (как с визуальной, так и со смысловой точек зрения) ничего любопытного из себя не представляет – можно спокойно опоздать минут на двадцать.
К финалу «матричной» истории создатели киберсаги несколько истощились: ни тебе невероятных спецэффектов, ни глубоких нравственных открытий. Конечно, спецэффекты присутствуют, но они уже не поражают воображение, как это было в случае с первой «Матрицей». И философские искания в наличии, но забивать ими голову отчего-то не хочется. Пока братья Вачовски метались между «экшн» и философией, третья «Матрица» как-то сама собой превратилась в мелодраму, очень и очень дорогую. Возможно, за многослойным сюжетом и скрываются ответы на вопросы о том, кто мы такие, зачем живем и насколько свободны в своем выборе, но докопаться до них гораздо сложнее, чем Нео пройти через стену. Вполне возможно, что ключ к пониманию находится в именах героев и названиях, ведь «Матрица» основана на мифологии, и выбор имен для героев не случаен. Все они наполнены особым смыслом: Нео, Тринити, Морфеус, Ниобе и город-герой Зион. Кстати, огромное спасибо авторам русской версии «Матрицы» за превращение Сиона (гора Сион, согласно Библии, является символом небесного престола) в Зион.
Но вышесказанное – это о «начинке», а на поверхности история о том, как зионцы, борясь с машинами, пытаются спасти свой город, а Нео, «танцуя» с агентом Смитом, – весь мир. Для того чтобы быть более убедительным в роли мессии, Киану Ривз два года (именно столько шла работа над двумя последними фильмами) погружался в философию Шопенгауэра и в ванны, наполненные льдом. Даже и не знаю, что страшнее. Надо сказать, что Ривз – не самый мой любимый актер, но представить в роли Нео кого-либо другого практически невозможно, а ведь эту роль предлагали и Джонни Деппу, и Брэду Питту, и даже Леонардо ДиКаприо (вот посмеялись бы). Абсолютно органична в матричном антураже и Кэрри-Энн Мосс (Тринити), ставшая воплощением идеальной женщины виртуальной эпохи. Чрезвычайно хороша в роли феминистической дивы - капитана Ниобе, Джада Пинкетт Смит (супруга Уилла Смита, между прочим). Но, на мой вкус, главная красавица «Матрицы» - Моника Беллуччи, исполняющая роль порочной и соблазнительной Персефоны. А главный герой среди создателей фильма - Освальд Ботенг - стилист «Революции». Стиль «Матрицы» вот уже несколько сезонов один из главных трендов, а все потому, что черный – это цвет для крутых парней. На мой взгляд, стиль героев делает для фильма (второй и третьей части) больше, чем все спецэффекты вместе взятые.
Киану Ривз (единственный, наверное, кто всерьез воспринял «матричную» философию) определяет трилогию так: первая «Матрица» - о рождении, вторая – о жизни, третья – о смерти. Теперь главное, чтобы не появилась «Матрица 4» - о воскрешении. Хочется верить, что перевоспитавшиеся братья Вачовски займутся каким-нибудь другим проектом, ведь свою революцию они уже совершили – созданный ими фильм, в котором философия скрещивается с невероятными спецэффектами, стал для кино глобальным переворотом. Но пора заканчивать путешествия зеленых цифр по киноэкранам – дальше может стать совсем уж скучно.
Александр Спасов