Главная
>
Статьи
>
Уход от местечковости

Уход от местечковости

05.05.2010
8

Фестиваль привлек в оперу новых зрителей

В Красноярском театре оперы и балета завершился международный фестиваль «Парад звезд в оперном». Фестиваль проходил в течение трех месяцев, и, судя по результатам, он станет отныне ежегодным. Было бы просто нелепо отказываться от столь успешно зарекомендовавшего себя проекта.

Потенциал есть

Анастасию Лепешинскую вызывали на поклон триждыВ чем же главный итог первого «Парада звезд»? На мой взгляд, в Красноярске удалось разрушить давно устоявшийся стереотип, что опера почти не привлекает публику. Как оказалось, еще как привлекает, на всех фестивальных спектаклях были неизменные аншлаги. За время «Парада звезд» зрителям представили 11 оперных спектаклей и два вокальных гала-концерта, помимо красноярской труппы в них приняли участие шесть приглашенных дирижеров и 11 солистов.

Что, конечно, сыграло первостепенную роль в привлечении зрительского внимания. Собственно, почему возникло и устоялось мнение, что опера в Красноярске не столь интересна, как, например, балет? В первую очередь — из-за проблем с голосами. Их и сейчас хватает — в театре не все гладко с молодыми баритонами и басами, не говоря уже о тенорах (недостаток которых, впрочем, испытывают провинциальные музыкальные театры по всей России). Хорошо хоть, с женскими голосами все не столь провально — в театре есть и одаренные сопрано, и меццо-сопрано.

И, как показал нынешний сезон, застарелая проблема вообще потихоньку сдвинулась с места. В оперу пришло неплохое пополнение певцов, и новое приобретение театра — сопрано Надежда Комарова — даже получила в этом сезоне награду за лучшую женскую роль на краевом фестивале «Театральная весна» (за партию Лизы в «Пиковой даме»). А фестивалем «Парад звезд в оперном» театр заявил столь высокую планку, что теперь уже просто немыслимо представить, что качество оперных спектаклей в Красноярске может быть уровнем ниже.

Что особенно приятно, многие местные солисты отлично показались рядом с гостями. И не только такие мастера, как Вера Баранова и Владимир Ефимов в «Травиате», Светлана Левчук в «Кармен» и «Иоланте» или недавно вернувшийся в театр тенор Михаил Вишняк, который великолепно спел Каварадосси в «Тоске». Молодежь не уступает — очень достойно в этом спектакле и в «Евгении Онегине» выступила Надежда Комарова, Ольга Басова особенно запомнилась в партиях Ольги («Евгений Онегин») и Сузуки («Мадам Баттерфлай»). Анастасия Лепешинская просто отменно исполнила партию Полины в «Пиковой даме», а на финальном гала-концерте так блеснула в каватине Розины из «Севильского цирюльника», что ее (единственную из всех!) аж трижды вызывали на поклон.

Как заметил питерский дирижер Павел Бубельников, который дирижировал оперой «Кармен» и заключительным гала-концертом, в красноярской оперной труппе есть неплохой потенциал, с этими артистами можно замахиваться на серьезные проекты. И некоторые из них мы увидим уже в следующем сезоне, где будет представлена премьера оперы Доницетти «Любовный напиток» в постановке питерского режиссера Александра Петрова. Да и сам «Парад звезд в оперном» получит продолжение в новом, еще более сильном качестве.

Проблема с маэстро

Но фестиваль высветил в театре и ряд проблем, на которые уже просто невозможно дальше закрывать глаза. Потому что, хотя состав вокалистов постепенно обновляется и есть возможность время от времени приглашать кого-то со стороны, все эти усилия могут оказаться бессмысленными. Да, бессмысленными, если ничего не изменится в музыкальном руководстве театра — причем радикально. Прежде публика нередко пеняла на оркестрантов оперного за качество игры — какие-то непонятные темпы, фальшь, бесконечное громыхание, напрочь заглушающее певцов (что при сложной акустике оперного ощущалось особенно остро). Но, как показал «Парад звезд», проблема вовсе не в музыкантах, а в дирижерах. Почему-то с приезжими маэстро наши оркестранты играют весьма и весьма пристойно. И смириться с тем, что оркестр вновь вернется к прежнему нестройному звучанию, недопустимо. Что, кстати, показал уже недавний концерт, посвященный юбилею Дунаевского: в «Марше энтузиастов» дирижер Александр Косинский взял такой бешеный темп, что ни хор, ни солисты за ним просто не поспевали.

Не удивительно, что на постановку «Любовного напитка» приглашен столичный дирижер Евгений Бражник (на фестивале его запомнили по «Пиковой даме», «Травиате» и «Онегину»). Но всей остроты проблемы это не решает, театру нужен настоящий музыкальный руководитель — опытный, волевой и высокопрофессиональный. Если театр, конечно, намеревается выйти наконец за рамки местечковости.

В ожидании обновления

Последний показ оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини прошел не в рамках фестиваля. Но он заслуживает внимания уже хотя бы потому, что партию графа Альмавивы в нем спел молодой приглашенный тенор Денис Закиров.

На «Параде звезд» он просто покорил всех партией герцога в «Риголетто». Красноярский театр связывает с ним немалые надежды и на будущее: ожидается, что в премьере «Любовного напитка» Закиров споет партию Неморино. А в «Севильском цирюльнике» на сцену вместе с гостем вышел вообще очень неплохой состав. Базиля пел Анатолий Березин, пройдоху Фигаро — Виталий Осипов, Розину — молодая прима театра Анастасия Лепешинская. И очень хотелось бы сказать, что спектакль прошел на высоте. Но подобные заявления откровенно противоречили бы истине.

Хотя претензии не к солистам, они по большому счету со своей задачей, как могли, справились. У Лепешинской Розина вообще одна из самых ярких в репертуаре. У Осипова заметная проблема с верхним регистром, но это дело поправимое — зато у молодого солиста очень красивый окрас тембра. Проблема в другом. «Севильский цирюльник» был поставлен в оперном больше двадцати лет назад. А за последние два года его вообще ни разу не играли — не было певца на партию Альмавивы. Так о каком качестве спектакля может идти речь? И вообще о спектакле как таковом? С тем же успехом можно было бы убрать со сцены все декорации и показывать оперу в пустом пространстве — и вряд ли она выглядела бы хуже. О режиссерском решении давно уже нет и речи, декорации обветшали, артисты выходят на сцену и просто поют свои партии. И это современная опера?

Но если бы проблема была только в одном спектакле! Собственно, кроме недавних премьер — «Пиковая дама», «Травиата», «Мадам Баттерфлай» и не вошедшая в фестивальную афишу «Богема» — весь оперный репертуар в Красноярском театре оперы и балета нуждается в кардинальном обновлении. «Иоланту» до фестиваля не пели год (тоже из-за отсутствия лирического тенора). «Кармен», хит оперной сцены, призванный привлекать даже самых неискушенных зрителей, постановочно выглядит настолько убого, что смотреть на все эти «изыски» режиссуры больше нет ни малейшего желания. То же самое и другие оперы, которые идут давным-давно и за это время изрядно устарели — как в оформлении, так и по режиссуре. Можно ли таким репертуаром надолго удержать зрителя? Нет, невозможно.

Чтобы решить проблему, нужно выпускать не меньше двух новых опер в сезон. Потянет ли театр такую нагрузку самостоятельно? Не потянет — опера, как известно, искусство очень дорогое. А стало быть, вопрос к учредителю театра — администрации края. У публики спрос на оперу есть.

Снова первая

Наш балет продолжает радовать. Ведущая солистка Красноярского театра оперы и балета Анна Оль стала обладательницей первой премии одного из самых популярных российских конкурсов артистов балета «Арабеск-2010».

Также артистка получила премию за исполнение современного номера и приз Сбербанка России «В честь Галины Улановой». Это не единственная большая победа красноярской балерины — на Всероссийском конкурсе артистов балета им. Г. Улановой (2008) она стала лауреатом первой премии.

Анна Оль уже вернулась из Перми, где проходил конкурс, и в мае она станцует в балетах «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и «Спартаке» А. Хачатуряна. Кстати, Юрий Григорович именно ей доверил танцевать премьеру «Спартака» в Красноярске три года назад. Так же как и Владимир Васильев доверил ей танцевать премьеру «Анюты» в прошлом сезоне.

Елена Коновалова«Вечерний Красноярск», №17 (258)

Рекомендуем почитать