Праздник с осадком
В Красноярске состоялся I Всероссийский форум «Балет XXI век». Праздник балета, посвященный 100-летию со дня рождения Галины Улановой, объединил в себе смотр-конкурс молодых артистов балета и хореографов, новые премьеры, ретроспективный кинопоказ фильмов о балете, выставки и круглые столы.
Ремонт к сроку
В 2008 году, когда в Красноярске прошел I Всероссийский конкурс артистов балета имени Г. С. Улановой, не было никакой уверенности, что этот престижный конкурс получит здесь постоянную прописку. Но прошло два года, и конкурс не только закрепился в Сибири, но и перерос в весьма представительный форум. Выбор инициатора форума, Министерства культуры РФ, не случаен: мало какой из театров рискнул бы меньше чем за полгода подготовить сразу три балетных премьеры. Не говоря уже о том, чтобы сделать за столь короткий срок серьезный ремонт, дабы не ударить в грязь лицом перед гостями. В Красноярске успели и то и другое.
За это время в театре оперы и балета при поддержке краевого минкульта полностью отремонтировали зрительный зал, фойе и билетные кассы, обновили фасад и площадь, прилегающую к зданию. А также частично приобрели необходимую современную аппаратуру для сцены и изготовили новый парадный занавес авторской работы художника Теодора Тэжика. И хотя до полного окончания ремонта еще далеко, но принимать гостей уже не стыдно. В театре действительно стало как-то светлее и уютнее.
Ложная магия имени
Да и афиша форума оказалась весьма насыщенной. Публике были представлены два гала-концерта, в балете «Спартак» ведущую партию станцевал солист Большого театра Иван Васильев — самый виртуозный танцовщик современности, по оценкам мировой прессы. Специально для этого артиста с его незаурядными способностями хореограф Юрий Григорович технически усложнил партию Спартака. А рядом с таким партнером невольно подтянулись и красноярские артисты. Солисты Анна Оль (Фригия), Мария Куимова (Эгина) и Кирилл Литвиненко (Красс) составили гостю достойный квартет.
В рамках форума также состоялись три балетных премьеры — «Пахита» (Grand pas) Л. Минкуса, «Красный мак» Р. Глиэра и «Весна священная» И. Стравинского. Проекция логически последовательная — от традиционной классической хореографии Мариуса Петипа (в сценической редакции Юрия Ветрова) к классике советской (режиссура и хореография Владимира Васильева) и классике мировой в современном прочтении (сценическая редакция Сергея Боброва и Теодора Тэжика). Во всех трех случаях — новый взгляд и новое прочтение. Жаль, что не во всем успешное. И как это нередко бывает, самой откровенной неудачей стала премьера, которую предваряла наибольшая помпа. Увы, новая постановка легендарного советского балета «Красный мак» не оправдала никаких ожиданий.
И проблема отнюдь не в выборе материала. Интерес к советской тематике в последние годы в мире повышенный, в том числе и в музыкальных театрах. «Красный мак» с его историей о трагической любви китайской танцовщицы и русского капитана пользовался в свое время большой популярностью: этот балет, впервые поставленный в 1927 году, прошел в театрах мира почти четыре тысячи раз. Партию танцовщицы Тао Хоа перетанцевали многие ведущие балерины СССР, в том числе и Галина Уланова. В 60-х из-за политических трений с Китаем балет почти на полвека исчез из репертуара театров страны. Его переосмысление с позиций дня сегодняшнего могло бы дать толчок для повсеместного возвращения «Красного мака» на сцену, чего музыка Глиэра по праву заслуживает. Могло бы. Но вероятнее другое — небрежность постановщика (а другой эпитет здесь подобрать трудно) может обернуться для этого балета еще большим забвением.
Такое ощущение, что Владимир Васильев слабо представлял себе, чего же он сам хочет от новой редакции «Красного мака». Видимо, чтобы не мучиться с идеологическими тонкостями, постановщик просто-напросто отбросил весь контекст эпохи и пошел по пути условности. Капитан (Вячеслав Капустин) у него — то ли русский, то ли советский (время действия у Васильева — некое начало XX века). Подоплека конфликта — не политическая, а уголовная: владелец кабаре Ли Шань-фу (Иван Карнаухов) здесь — банальный контрабандист. А сама история любви капитана и Тао Хоа (Анна Оль) вылилась в сентиментальную мыльную оперу. Постановочное решение которой, впрочем, вызывает не сопереживание, а нервный смех.
А какие еще эмоции могут пробудить такие режиссерские «находки», как, например, долгое перетягивание канатов в первом акте, обозначающее разгрузку корабля? Просто бурлаки на Волге! А сон Тао Хоа во втором акте, в котором темные и светлые силы являются ей под прикрытием чучел черного и белого драконов? Но самое печальное, что в этой постановке очень туго с хореографией. В первом акте артисты вообще почти все время просто ходят на сцене. А из танцев здесь — только лихое матросское «Яблочко» в исполнении выпускников-народников хореографического колледжа. И абсолютно непонятно, зачем было занимать в столь слабом материале приму театра Анну Оль — как-то несолидно для ее уровня. Впрочем, как и для самого театра. Публика встретила спектакль овациями, но, положа руку на сердце: был бы ее прием столь же горячим, если убрать из афиши имя Владимира Васильева? Вряд ли.
Чуждый
«Пахита» в этом параде премьер смотрится как изящная виньетка. Настоящей же кульминацией форума «Балет XXI век» стала «Весна священная». В ее решении нет ничего радикально-авангардного — достаточно традиционный балет, с сочетанием элементов классической хореографии и современной, в котором классика доминирует. Но в отличие от многих других решений «Весны священной» (в которой, собственно, изначально не было сюжета, лишь ряд групповых сцен с древнеславянскими обрядами) в этой постановке есть внятная драматургическая и сюжетная линия — с любовью, зарождением новой жизни, бесконечным столкновением противоположностей и жертвенностью. Мир, где любовь ничем не защищена. Но именно она, при всей своей уязвимости, движет миром, не дает ему угаснуть.
И очевидно, что Сергей Бобров взялся за этот балет неслучайно. Главный герой в его постановке — Чуждый, индивидуальность, не вписывающаяся в мир большинства. Каждый настоящий режиссер ставит спектакль о себе. И как ни горько это признавать, но Бобров, выходец из Большого театра, несмотря на десять лет работы в Красноярске, по-прежнему остается для многих здесь чуждым. Яркий лидер, возродивший труппу местного балета после долгого упадка и показавший ее на престижных фестивалях, руководитель, лишь благодаря которому все эти годы в Красноярске выступают звезды балетного искусства страны. И невозможно даже подумать о проведении здесь столь масштабного форума, если бы не многолетние усилия Сергея Боброва. Человека, которому в Красноярске до сих пор не удосужились предоставить свое жилье... Вроде бы и неловко говорить об этом вслух. Но по-настоящему неловко будет, если из-за невнимания властей край лишится еще одной неординарной творческой личности. Скольких мы уже потеряли?..
Без Гран-при
В предыдущем уланововском конкурсе соревновались только молодые артисты. В этом году к ним присоединились хореографы (в возрасте до 40 лет). Правда, хореографы заметно уступили исполнителям, и первую премию в этой номинации жюри во главе с народным артистом СССР Владимиром Васильевым вообще решило не присуждать. А ее лауреатами стали московские и питерские хореографы — Павел Глухов (II премия), Анна Закусова и Дмитрий Антипов (поделили III премию).
К молодым артистам жюри тоже оказалось весьма строгим, и Гран-при (75 тысяч рублей) не досталось никому. Что довольно спорно, потому что солист Красноярского государственного театра оперы и балета Дмитрий Соболевский опередил своих соперников аж на три балла. Но жюри рассудило по-своему. В итоге у Соболевского I премия, II-я — у москвича Артемия Белякова, III премия — у Валерия Целищева (Челябинск).
Среди женщин самой сильной стала москвичка Маргарита Шрайнер, II премию разделили Ирина Сапожникова (Уфа) и Анна Гермизеева (Красноярск), III премия у студентки Красноярского хореографического колледжа Ольги Михайловой. Специальные дипломы жюри достались еще трем студентам местного колледжа — Полине Рясной, Анастасии Куимовой и Юрию Кудрявцеву. А также Нине Маляренко, Елене Непомнящих и Евгению Басалюку из Новосибирска и Алексею Савину (Самара).
Кроме почетного звания лауреата конкурса его победителям вручили денежное вознаграждение — 50 тысяч рублей (I премия), 30 тысяч (II премия) и 20 тысяч (III премия). А Дмитрий Соболевский и Маргарита Шрайнер также получили приз губернатора Красноярского края — фарфоровую статуэтку Галины Улановой.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 47 (288)